Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 6 (2011)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК

7-12 91
Аннотация
В языке поэзии, отличающемся
особой суггестивностью, временная семантика
может приглушаться и на центральное место вы-
двигается иная сема, продиктованная контекстом.
Ярким примером такой семантической трансфор-
мации является употребление в поэтической речи
лексем, входящих в лексико-семантическое поле
«Зима» - воплощение национальной символики,
что подтверждает сравнительный анализ с поэзией
«южных» авторов. Лексико-семантический комплекс
«Зима» при этом может наделяться как отрицатель-
ной, так и положительной коннотацией, последняя
в большинстве случаев превалирует. Национальная
символика может распространяться также на поня-
тие хронотопа и временной трансспективы.
13-20 84
Аннотация
Статья посвящена дискуссионной
проблеме развития личной одушевленности во мно-
жественном числе (мн. ч.). На основе статистичес-
кого и содержательного анализа контекстов Москов-
ского летописного свода конца XV века выявлены
закономерности варьирования форм винительного
(В. п.) и так называемого родительного-винитель-
ного (Р=В) падежей в обозначениях множества лиц,
обусловленные активностью / пассивностью рефе-
рентов и конкретностью / абстрактностью содержа-
ния высказывания, коррелирующей с пространс-
твенно-временной локализованностью ситуации.
21-24 211
Аннотация
Понятие «субъект» в современной
лингвистике - многозначное понятие, имеющее
несколько толкований. Необходимы надёжные кри-
терии выделения данной категории в рамках вы-
сказывания. Выявление категории субъекта в речи
следует осуществлять с позиций структурно-семан-
тического направления, предполагающего многоас-
пектный подход к анализу языковых единиц. Следу-
ет проводить последовательную дифференциацию
значений субъекта в лингвистике. Представляется
целесообразным выделение трёх основных значе-
ний: языковой субъект, речевой субъект и эго-ка-
тегория. В свою очередь, языковой субъект имеет
подвиды: субъект-агенс, одушевлённый субъект,
субъект лексической ориентации предиката, субъ-
ект-тема [5, с. 27]. Кроме того, субъектность языка
как выражение в языке субъектного значения необ-
ходимо отличать от субъективности речи в значении
её эгоцентричности. Субъективность речи имеет
собственные формы выражения в языке: субъекти-
вация, топикализация, обособление, оценка.
25-30 76
Аннотация
Статья посвящена историко-этимо-
логической характеристике исконно тюркских слов,
усвоенных русским национальным языком в началь-
ный (конец XVII-XVIII вв.) период его формирования
и получивших отражение в «Словаре Академии Рос-
сийской». Устанавливаются конкретные тюркские
языковые источники выявленных лексем и пути (не-
посредственные или опосредованные, устные или
книжные) их проникновения в русский язык. Среди
них отмечается преобладание татаризмов, а также
отражение лексического влияния крымско-татарско-
го и кумыкского языков наряду с турецким.
31-35 72
Аннотация
В данной статье иллюстрируется
мысль о том, что в словотворчестве Игоря-Северя-
нина и Василия Каменского функционируют сходные
деривационные явления, которые выступают как
формирующие элементы фундамента словотвор-
чества русского футуризма. Производится анализ
сходных деривационных способов и словообразо-
вательных моделей в неолексиконах эго- и кубофу-
туриста. Доказывается, что словотворчество В. Ка-
менского по целям и деривационным возможностям
ближе к словотворчеству Игоря-Северянина, чем
к словотворчеству кубофутуристов. Из всех спосо-
бов деривации, применяемых обоими поэтами, на-
иболее активным является суффиксация. Приёмы
построения новых слов отличаются разнообразием
словообразовательных моделей при однотипности
речевого материала, в результате чего возникают
обширные деривационные гнёзда, образуемые не-
ологизмами разных авторов.
36-40 49
Аннотация
Несмотря на значительные разно-
гласия отечественного и западного языкознания,
существует общая тенденция в методологии язы-
кового анализа, которая в лаконичной форме сфор-
мулирована С.И. Карцевским как асимметричный
дуализм лексического знака. В традиции отечест-
венного языкознания это направление принято на-
зывать структурно-семантическим методом, одним
из основополагающих подходов которого является
понимание языковых явлений как демонстрирующих
свойства вариативности и бинаризма, симметрии и
асимметрии.

РУССКИЙ ЯЗЫК. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

41-45 80
Аннотация
Работа посвящена исследованию
образа автора и приёмов его создания в статьях
А.Т. Болотова для журнала «Экономический мага-
зин». На основе материалов биографических ис-
точников и журнальных статей сопоставляются ре-
альная историческая личность и тот образ, который
создает писатель в тексте для построения наиболее
эффективного диалога с читателем. Анализируются
материалы еженедельника и выявляются языковые
средства выражения авторского «я». Современные
корреспонденты прибегают к помощи различных
языковых средств, для того чтобы придать своим
материалам как можно больше яркости, эмоцио-
нальности и образности, написать так, чтобы понра-
вилось сразу и запомнилось надолго.
46-51 58
Аннотация
В данной статье анализируется вли-
яние иноязычных заимствований и международных
словообразовательных морфем на формирование
новых эргонимических терминов, функционирующих
в сфере торговли, выявляются причины заимствова-
ния языковых единиц в сфере современной россий-
ской эргонимии. Изучение современных российских
эргонимических терминов позволяет сделать вывод
о том, что большинство из них сформировалось под
влиянием иноязычных заимствований или с участи-
ем международных словообразовательных морфем.
Благодаря заимствованиям лексических единиц из
других языков за последние годы значительно воз-
росло количество новых номенклатурных единиц в
сфере наименований коммерческих объектов.
52-55 63
Аннотация
В статье рассматривается вопрос
функционирования в лирике А.А. Фета религиоз-
ных единиц, которые принято называть библеиз-
мами. Исследуется семантика религиозных но-
минаций в контексте поэтических произведений
Фета, особенности их использования в создании
художественного образа и отражении авторского
мировоззрения. Приводится классификация биб-
леизмов. Особое внимание уделяется использо-
ванию библейских фразеологизмов и их вариа-
тивности в поэтических текстах Фета. Уделено
внимание составу библеизмов.
56-66 68
Аннотация
В статье представлен анализ внут-
ренней формы субстантивного метафорического
словосочетания. Предпринята попытка охарактери-
зовать значение опорного (метафорического) слова
в таком словосочетании. Предлагается семантичес-
кая классификация субстантивных метафор, в ос-
нове которой лежит тип семантического переноса.
Выделены продуктивные и единичные, общеязы-
ковые и индивидуально-авторские метафоры из
единиц, используемых поэтами начала XX века для
изображения небесных светил. Анализ языкового
материала показал, что во всех семантических ти-
пах изучаемой единицы наиболее распространена
синестетическая метафора, в которой совмещаются
два или более видов переноса (по цвету, звуку, ве-
личине, способу действия и т. д.).
67-73 73
Аннотация
В статье раскрываются особенности
функционирования фитонима дерево в контексте
русских волшебных сказок с точки зрения мифологи-
ческого, фольклорного и лингвистического аспектов.
Обращение к фольклорным текстам необходимо с
целью выявления аккумулирующих свойств фито-
нима дерево посредством исследования его конно-
тативного содержания. Функционирование древней-
шего символа дерево в текстах волшебных сказок
позволяет обозначить ассоциативно-образный оре-
ол, обусловленный системой фольклорного мира и
его языка. Основной подход, который используется
в данном исследовании, - антропоцентрический, на-
правленный на определение роли человека в расти-
тельном мире.
74-76 87
Аннотация
Каждый год в русском языке появ-
ляется множество новых иноязычных слов, которые
не успевают адаптироваться, однако могут актив-
но использоваться русскоязычными носителями
в какой-либо коммуникативной сфере. В процессе
изучения вкраплений, варваризмов и экзотизмов
итальянского происхождения мы разграничиваем
эти понятия посредством примеров из современных
печатных изданий, определяем тип графического
оформления и сферу их коммуникативной активнос-
ти. В результате наблюдается большое количество
вкраплений и варваризмов в графике языка-источ-
ника, графическое колебание экзотизма итальян-
ского происхождения (капучино - капуччино),
а также употребление неадаптированной лексики
итальянского происхождения в различных коммуни-
кативных сферах.
77-84 95
Аннотация
В статье рассматриваются фразео-
логизмы семантической оппозиции «сила-слабость»
как оценочные средства современного русского язы-
ка. Исследуются основания взаимосвязи градации и
оценочной шкалы. В результате анализа семантики
фразеологических единиц приводится их класси-
фикация, выстраиваются градуальные оценочные
шкалы, описывается механизм выражения оценки
посредством фразеологизмов, устанавливаются
особенности функционирования фразеологизмов в
языке СМИ. В заключение градация «сильный-сла-
бый», реализуемая фразеологическими единицами,
признаётся функционально-семантическим вариан-
том оценочной шкалы.
85-90 84
Аннотация
В рамках данной статьи произво-
дится сопоставление пар разговорных, жаргонных
и сленговых лексем с их общелитературными ана-
логами и оценивание степени приоритетности упо-
требления одного из названных слов в современных
текстах и дискурсах, а также выявление тех языко-
вых факторов, которые способствуют актуализации
той или иной лексемы.
В статье отмечается, что значительные измене-
ния лексического состава русского языка конца XX -
начала XXI веков связаны с движением ненорми-
рованных словарных единиц к центру лексической
системы.
В результате проведенного в статье сравнитель-
но-сопоставительного анализа разговорных, жар-
гонных, сленговых лексем и их общелитературных
аналогов делается вывод, что продвижению назван-
ных слов с периферии языковой системы к центру,
а следовательно, их актуализации, способствуют
такие языковые факторы, как расширение сферы
влияния литературного языка, увеличение мобиль-
ности языковых средств, актуальность обозначае-
мого ими понятия, а также наличие в их семантике
оценочного компонента и коннотаций, одобряемых
обществом.
91-93 74
Аннотация
В статье исследуются проблемы
ассоциаций на прагматическом уровне, рассматри-
ваются факторы индивидуальности: внутренние,
частные аспекты индивидуума при построении ас-
социативных полей. Индивидуальность ассоциаций
зависит от внешних и внутренних факторов. Вне-
шними факторами являются национальный, возрас-
тной, половой и социальный, что было исследовано
уже известными лингвистами и психологами. Статья
посвящена изучению внутренних факторов, каковы-
ми являются репрезентативная система человека,
«модель мира», исходящая из личного внутреннего
опыта личности, также понятие «смысла» и «зна-
чения». Изучение ассоциаций на лингвистическом
уровне не даёт полной их характеристики. Для вы-
явления индивидуальности ассоциативных связей
требуется их изучение на прагматическом уровне.
Нейролингвистический подход к исследованию ас-
социаций объясняет разнообразие и индивидуаль-
ность ассоциативных связей.

ЛИТЕРАТУРА

94-100 82
Аннотация
В произведениях Г. Грасса зрелого
периода прослеживаются многие черты формиру-
ющейся постмодернистской ситуации. Это находит
своё выражение в выборе «игровых», карнавальных
диффузных субъектов в качестве протагонистов и
приверженности автора особой постмодернистской
этике. Для последней характерны примат эстетичес-
кого мировосприятия, плюрализм этических систем,
критика стратегий насильственного «перевоспита-
ния» человека. Но, проповедуя этику постмодер-
низма, Грасс в целом остается писателем «ортодок-
сально» модернистского толка.
101-106 162
Аннотация
Статья посвящена изучению фоль-
клорных традиций в романе И.С. Шмелёва «Лето
Господне». Важнейшей особенностью языкового
строя произведения является обращение к различ-
ным жанрам народного творчества, среди которых
народные песни, пословицы и поговорки, прибаут-
ки, приметы, сказочные образы и мотивы. Способы
включения и характер функционирования народно-
поэтических элементов предопределяются худо-
жественной задачей и отличаются большим разно-
образием. Фольклорные жанры служат средством
характеристики персонажей, «подсвечивают» ро-
манную ситуацию, создают настроение. Народная
словесность связана с общей стилевой доминантой
произведения, а также имеет прямое отношение к
главным ценностям национальной культуры.
107-112 61
Аннотация
В статье анализируются пространс-
твенно-временные образы поэзии журнала «По-
лезное увеселение», представления о времени, об
истории человечества и российского государства.
Выявляется, что поэзия журнала носит переход-
ный характер, так как в ней сосуществуют разные
пространственно-временные картины мира: класси-
ческая и масонская. Это позволяет рассматривать
журнал «Полезное увеселение» как первый этап
становления масонского направления в русской
поэзии. Авторы убеждены, что природа человека
несовершенна и противоречива, поэтому в земном
мире не может быть гармонии. В этом концепция
журнала расходится с классическим мировидением.
Одновременно утверждается присутствие в мире
незыблемых вечных ценностей, идеальных и совер-
шенных.
113-120 68
Аннотация
В статье исследуется Предис-
ловие
Сенанкура к роману «Оберман». Анализ Предисловия позволяет не только выявить ху-
дожественно-эстетические установки писателя,
в творчестве которого отразился переход от про-
светительской литературы к литературе романти-
ческой, но и проследить осмысление Сенанкуром
новой повествовательной стратегии, которая из-
меняет характер романного жанра, становящегося
способом авторского самовыражения. Особое вни-
мание уделяется проблеме отношения Сенанкура к
своему герою, а также присутствию автора и героя
в тексте, которые сближаются в самом акте письма.
Герой приобретает значимость как носитель слова,
сказанного им о самом себе. Независимость созна-
ния мыслящего о себе и мире героя утверждается
в отрицании дискурса, построенного в соответствии
со строгими законами логики и риторики, и поиске
свободного стиля, свидетельствующего об индиви-
дуальности «я».

ЛИТЕРАТУРА. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

121-126 83
Аннотация
Статья является результатом те-
оретического исследования проблемы синтеза
искусств как знакового явления в культуре рубежа
ХIХ-ХХ веков. Данная тема рассматривается на при-
мере жанрового синтеза в драматургии А.П. Чехова.
Анализ жанровой структуры драматургии А.П. Чехо-
ва производится на всех уровнях поэтики: конфликт,
характеры, образная система. Особое внимание
уделяется теме провала коммуникаций и авторской
иронии. Также в статье определяется роль чеховс-
кого влияния в области жанра на дальнейшее разви-
тие русской драматургии.
127-132 260
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению
образов-символов в повести Л.Н. Андреева «Жизнь
Василия Фивейского». Предметом исследования
в статье становится символика имён и такие об-
разы-символы, как тишина, стена, смех, безумие.
Символы рассматриваются автором статьи в качес-
тве вспомогательных средств, при помощи которых
Андрееву удаётся наиболее полно выразить идею
своего произведения. В данной работе делается ак-
цент на анализе психологических приёмов, исполь-
зуемых писателем. Помимо выявления художес-
твенных приёмов, в статье представлен глубокий
литературоведческий анализ произведения.
133-137 70
Аннотация
В статье рассматривается специфи-
ка жанра биографии в «Материалах для биографии
Алексия Титова, архиепископа Рязанского и Муром-
ского», автором которых является В.П. Титов. Автор
обращается к истории и цели создания произведе-
ния, к личности главного героя - реального истори-
ческого лица. Анализируются особенности повест-
вовательной структуры биографии. К исследованию
привлечены архивные документы - личные письма
В.П. Титова. Автор приходит к заключению, что об-
ращение к биографическому жанру позволяет дать
читателям поучительный нравственный пример.
138-143 69
Аннотация
Статья посвящена теме Италии в
творчестве Ивана Бунина. Рассматриваются италь-
янские мотивы как в поздней, так и в ранней лирике
поэта. Особое внимание уделяется поэзии 1916 года
и стихотворениям 1930-х гг. Анализ стихотворений
подчинён выявлению эстетической манеры поэта
и прояснению мировоззрения Бунина. Ключевая
мысль статьи состоит в доказательстве утвержде-
ния о том, что итальянские стихи Бунина воплощают
понимание поэтом единства мировой культуры.
144-149 149
Аннотация
В статье «О функции портрета-ха-
рактеристики в Войне и миреЛ.Н. Толстого» автор
рассматривает вопрос о соотношении портретных
характеристик героев романа с их личностными
структурами. Это попытка автора интегрировать
литературоведение и современную аналитическую
психологию. Последовательное соответствие порт-
ретных характеристик и чётко означенных характе-
ров героев романа раскрывает глубину психологиз-
ма творчества Толстого и объясняет жизненность
его образов. Автор подчёркивает, что портреты ге-
роев романа помогали Толстому раскрыть внутрен-
нюю суть героев с наибольшей полнотой.
150-155 152
Аннотация
Автор статьи рассматривает образы
огня и света в поэтическом сборнике «Радуница»,
первой опубликованной книге стихов С.А. Есени-
на. Образы огня и света (солнце, луна, заря, месяц,
огонь, свеча) занимают важное место в лирике поэта
и наполнены различной семантикой. В данной ра-
боте уделяется внимание истокам этих образов (их
библейские, мифологические корни), символическим
значениям, их взаимосвязи в контексте лирического
произведения, что позволяет расширить и уточнить
его восприятие. Подводя итоги, автор выявляет све-
товые доминанты и ведущие мотивы сборника, свя-
занные с рассматриваемыми образами.
156-165 70
Аннотация
Работа предполагает выявление
комплекса значений понятий «община», «коммуна»,
«коллектив», «экклезия» в философском дискурсе и
эстетике 1920-1930-х годов на материале анализа
диалога М.М. Пришвина и А.А. Мейера, Н.Ф. Фёдо-
рова, А.К. Горского, Н. Сетницкого. Основной пред-
мет изучения - образная система и философские
идеи в дневниках и художественных произведениях
М.М. Пришвина 1920-1930-х гг., философские рабо-
ты А.А. Мейера, Н.Ф. Фёдорова, А.К. Горского, Н.А.
Сетницкого.
166-171 98
Аннотация
В статье раскрываются особеннос-
ти комического в творчестве Ф.М. Достоевского. На
материале романа «Бесы» исследуется взаимо-
действие комического с трагическим. Являясь од-
ним из самых мрачных романов, «Бесы» пронизаны
стихией комизма, включающей в себя весь спектр
комического: от иронии и сатиры до гротеска. Соче-
тание противоположных комического и трагическо-
го способствовало созданию «реализма в высшем
смысле слова». Анализ элементов комизма пред-
ставляется значимым в изучении творческого мето-
да писателя.
172-177 62
Аннотация
Статья посвящена исследованию
религиозного начала в художественном творчест-
ве, а в данном случае - молитвенной лирики. В ней
представлен анализ психологического и духовного
значения обращения человека к Богу на примере
стихотворений из первых сборников М. И. Цветае-
вой «Вечерний альбом»(1910) и «Волшебный фо-
нарь»(1912). Проведённое исследование позволило
представить молитвенную лирику в первых цвета-
евских сборниках как отражение самых сокровен-
ных и значимых переживаний лирической героини.
Большое внимание в статье уделяется анализу пси-
хологического состояния героини, раскрытию всего
многообразия её личности.
178-183 96
Аннотация
Для современного литературове-
дения представляют значительный интерес био-
графические исследования, основанные на новых
архивных находках и изучении прижизненных и пер-
вых посмертных изданий, что стало предметом ан-
нотированной статьи. Содержание статьи позволяет
осознать путь вхождения в литературу талантливого
поэта-новатора Ивана Саввича Никитина. Впервые
вводится в научный оборот история изданий его со-
чинений в дореволюционное время, на них опира-
ются и публикации последующих - послереволю-
ционных лет.
184-189 92
Аннотация
Статья посвящена исследованию
материалов из архивного фонда Виктора Астафьева
в Библиотеке-музее его родного села Овсянка. За-
глядывая в «творческую лабораторию» художника,
автор статьи рассматривает различные этапы его
работы над рассказами 1990-х годов и анализиру-
ет комплекс исправлений и дополнений, связанных
с темой материнства. Затронув мировоззренчес-
кие и биографические истоки интереса Астафьева
к образу матери, Е.С. Шлома концентрирует свое
внимание на том, какие правки вносит прозаик в
портреты своих героинь, их речь и связанные с
женскими образами эпизоды. В статье отмечены и
проинтерпретированы как объёмные вставки, зна-
чительно расширяющие текст произведения, так и
«точечные» исправления, касающиеся отдельных
слов и выражений.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)