Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

СООТНЕСЁННОСТЬ ЭПИГРАФОВ И ТЕКСТА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА»

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-4-72-84

Аннотация

Цель. Рассмотреть вопрос о роли повторов в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», а также художественную функцию эпиграфов, их значение в этом произведении.

Процедура и методы. В работе проведён стилистико-семантический анализ, особое внимание обращено на устойчивое повторение многих мотивов и образов, отдельных слов и выражений, на сопоставление эпиграфов и текста этой пушкинской повести.

Результаты. Автор исследования предполагает, что некоторые повторы в «Пиковой даме» не рассчитаны на напоминание о прежних употреблениях и возникают случайно. Но большинство пушкинских самоповторений использовано вполне сознательно, продуманно и несёт определённую эмоционально-экспрессивную нагрузку. Делается вывод, что Пушкин сумел достичь в своей повести точного соотнесения эпиграфа и текста, искусно использовать художественные повторы как авторский литературный приём, проявляющийся на разных уровнях его поэтики.

Теоретическая и/или практическая значимость. Определение художественной функции эпиграфов и их взаимоотношения с текстом «Пиковой дамы» может иметь значение для комментирования пушкинской повести, выявления многозначности и многоплановости основных персонажей произведения, его философской проблематики, в частности проблемы необходимости и случайности. В «Пиковой даме» явственно просматривается перекличка фабульной ситуации и лексико-семантических связей эпиграфов с текстом и сюжетными поворотами каждой главы. 

Об авторе

С. А. Джанумов
Московский городской педагогический университет
Россия

Джанумов Сейран Акопович – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Института гуманитарных наук

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4



Список литературы

1. Анненкова И. В. «Чистая критика» Петра Бицилли // Русская речь. 2003. № 1. С. 34–36.

2. Бицилли П. М. Заметки о Пушкине // Русская речь. 2003. № 1. С. 27–33.

3. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. Вып. 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. С. 74–147.

4. Гудимова С. А. Мифологическая структура «Пиковой дамы» А. С. Пушкина и П. И. Чайковского // Вестник культурологии. 2019. № 2 (89). С. 73–82.

5. Дарский Д. С. «Пиковая дама». (Публикация В. А. Викторовича) // Пушкин. Исследования и материалы: сборник научных трудов. Т. 15. СПб.: Наука, 1995. С. 308–324.

6. Джанумов С. А. Народные песни и малые жанры фольклора в творчестве А. С. Пушкина (литературно-критические статьи и заметки, художественная и автобиографическая проза, письма). М.: Московский городской педагогический университет, 2015. 296 с.

7. Кощиенко И. В. К толкованию эпиграфов повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 85–98.

8. Кульчицкая Н. Н. Горе от ума на страницах «Пиковой дамы» (что необходимо в жизни человека) // История и современность филологических наук: XVI Виноградовские чтения: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции, г. Москва, 5–6 марта 2020 г.: в 2 т. Т. 2: Русская литература. Междисциплинарные гуманитарные проблемы. М.: Книгодел: Московский городской педагогический университет, 2021. С. 224–230.

9. Лернер Н. О. Рассказы о Пушкине. Л.: Прибой, 1929. 222 с.

10. Осипова Ю. В. Символика цвета в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы современной науки и образования. 2020. № 6–1 (151). С. 42–47.

11. Степанов Н. Л. Проза Пушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 300 с.

12. Ходасевич В. Ф. О Пушкине // Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине / сост. И. П. Андреева, С. Г. Бочаров, А. Л. Зорин, И. З. Сурат. М.: Согласие, 1997. С. 395–511.


Рецензия

Просмотров: 1012


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)