Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 5 (2010)
Скачать выпуск PDF
7-10 75
Аннотация
Объектом анализа являются
предложения с глагольным и субстантив-
ным предикатом со значением психического
состояния лица и их синонимические отно-
шения. Необходимым условием возникнове-
ния синонимов с семантикой «субъект и его
состояние» является различие показателей
этого значения. В синонимические отноше-
ния с глагольными предложениями вступают
далеко не все субстантивные конструкции. В
случаях наличия синтаксической синонимии
наблюдаются возникновение смысловых и
стилистических оттенков.
10-15 86
Аннотация
В статье рассматриваются не-
решенные проблемы теории дискурса в связи
с обоснованием категорий и единиц анализа
семантической стороны дискурса. Представ-
лены разные подходы к выявлению единиц
анализа дискурса: коммуникативный, ин-
теракциональный, интердискурсный. Пред-
принята попытка показать результаты при-
менения принципов этих подходов к анализу
дискурса. В качестве единицы анализа дис-
курса предлагается рассматривать высказы-
вание, под которым понимается актуализа-
ция предложения с точки зрения отношения
сообщения к действительности в плане его
истинностного значения.
15-19 74
Аннотация
В данной статье исследуется
проблематика содержания слова, в рамках
которой описание содержания слова при по-
мощи образа предполагает анализ значения
темпоральности как структурного компонен-
та содержания слова как единицы речи. В
контексте анализа содержания данного по-
нятия рассматривается категория времени,
разработке которой посвящены работы та-
ких исследователей как А.Н. Леонтьев, И.Н.
Гансвинд, К.Г. Юнг, Г. Лейбниц, Дж. Барбур,
Л. Кобелев, С. Кравченко, Ю.К. Стрелков.
На основе контекстуального анализа были
проанализированы особенности овнешнения
значения и чувственной ткани как структур-
ных элементов образа языкового сознания в
русском языке.
19-24 64
Аннотация
Статья посвящена рассмотре-
нию номинаций деревьев как средства антро-
поморфной символизации в русской поэзии.
Дается сравнительно-сопоставительный ана-
лиз выделения лексико-семантической груп-
пы «деревья» как самостоятельной в различ-
ных лексикографических изданиях, начиная
с древности и заканчивая современными се-
мантическими словарями. Номинации де-
ревьев рассматриваются с разных позиций:
как прямое и как символическое отражение
действительности. Подробно представлены
сравнения дерева в поэтической речи с чело-
веком, животными, вымышленными чело-
векоподобными существами, за которыми
стоит антропологический подход человека к
окружающей действительности. Все приво-
димые доводы подтверждаются обширным
иллюстративным материалом, отобранным
из поэтических текстов.
24-30 37
Аннотация
Данная статья освещает мор-
фологическое разнообразие объектов эпите-
тации в эпифразах с участием сложных эпи-
тетов, функционирующих в художественных
текстах. На основе проведенного анализа вы-
являются наиболее активно использующиеся
лексемы, среди которых выделяются как на-
рицательные существительные, так и имена
собственные, отмечаются общеязыковые и
окказиональные единицы, указывается тра-
диционный и инверсивный характер их упо-
требления в зависимости от частеречной при-
надлежности. Прослеживается тенденция
изменения объектов эпитетации в области
художественного пространства на протяже-
нии XVIII - XX вв.
30-34 155
Аннотация
В статье анализируются средс-
тва создания визуальной речевой ситуации,
которая является самым значительным по
объему компонентом художественного текс-
та и основой его образности. Речевая ситуа-
ция образуется визуальными предикатами,
семантическая структура которых влияет на
поведение перцептора и характер протекания
действия. В художественном текcте русской
классической прозы существует несколько
типов визуальной перцепции.
34-37 58
Аннотация
В статье доказывается, что в
двусоставном предложении с именным ска-
зуемым категория синтаксического времени
создается посредством взаимодействия со-
держательных и формально-грамматических
компонентов предложения и эксплицирует-
ся связкой ЗНА ЧИТ , которая может иметь и
аналитическую форму. Показано, что нали-
чие глагольных черт у связочного компонен-
та способствует многообразию его семанти-
ческих и стилистических свойств.
38-42 65
Аннотация
Данная статья представляет
собой попытку описать синтаксическую соче-
таемость приставочных глаголов движения
с выделением обязательной и факультатив-
ной синтаксической валентности. В статье
представлены результаты исследования гла-
гольной сочетаемости на материале Корпу-
са русского литературного языка, а также
на материале эксперимента, в ходе которо-
го испытуемые составляли высказывания с
вершинными глаголами движения из числа
заданных. Особое внимание уделено пристав-
кам, которые в той или иной мере определя-
ют глагольную сочетаемость.
43-46 70
Аннотация
В настоящей статье излага-
ются результаты комплексного эксперимен-
тально-фонетического исследования инто-
нации вставных конструкций. В процессе
исследования учитывались такие важные
факторы как семантика вставных конструк-
ций, степень семантической связности встав-
ных конструкций с основным высказывани-
ем, либо отдельным его компонентом, а также
синтаксическая самостоятельность/несамо-
стоятельность вставок. Эксперимент прово-
дился в Лаборатории экспериментальной фо-
нетики Института стран Азии и Африки при
МГУ с помощью компьютерной программы
Praat 200. На основе аудиторского анализа
всех параметров интонации вставных конс-
трукций (мелодика, паузация, темп, гром-
кость, тембр) в качестве релевантных были
определены паузация и темп в совокупности
с мелодикой и громкостью.
46-48 67
Аннотация
Понятие аромат и ароматичес-
кие вещества известно восточным славянам
с XI-XII вв. Первоначально ароматические
вещества использовались в Киевской Руси в
православном богослужении и погребении.
С XVIII в. заимствования из французского
языка входят в употребление. С XIX в. от-
мечено возникновение собственно парфюме-
рии и косметики. XX-XXI вв. - расширение
структуры косметических средств, частью
которых являются парфюмерные препараты,
и соответственно их наименований на уров-
не профессионального употребления и узуса.
В русский язык специальное название аро-
мат пришло через посредство французского
языка. В современной парфюмерии ароматы
подразделяются на естественные и искусст-
венные. Эти формы делятся на простые и со-
ставные. Сравнение русских и французских
специальных названий свидетельствует о су-
ществовании как определенных сходств так
и определенных различий парфюмерных и
пищевых ароматов и ароматизаторов. Осно-
вой отечественной парфюмерной терминоло-
гии послужила терминология французская
и большинство наименований совпадают не
только по семантике, но и по своей структу-
ре. Обращает на себя внимание тот факт, что
французский термин арома может иметь в
русской терминологии эквиваленты аромат
и ароматизатор. В статье использованы вы-
держки из работ Бельфера А.Г., Рудницки Э.,
Антониевски Ф., Вайнштейна О., Ильясова
А.Г., Левинсон А.
49-52 57
Аннотация
В статье проанализированы
наименования разновидностей ювелирных
камней по языку-источнику и по форме. Вы-
явлены семантические, стилистические и
семантико-стилистические синонимы. Рас-
смотрен вопрос эмоциональности термина.
Термины, кроме номинативного, сигнифи-
кативного и денотативного значений, могут
иметь коннотацию (в эмоциональном значе-
нии - эмоциональность, экспрессивность,
образность). Исследованный нами материал
свидетельствует, что основной способ конно-
тации и выражения эмоциональности наиме-
нований в русском языке является метафо-
рический перенос по цвету, форме, оттенкам
ювелирных камней.
52-58 94
Аннотация
В статье рассматривается оце-
ночная семантика существительных общего
рода. Выделяются отрицательно-оценочные
и положительно-оценочные существитель-
ные общего рода с различными эмоциональ-
но-экспрессивными оттенками. В работе
анализируются средства выражения оценки,
основными из которых признаются семанти-
ческие. В качестве дополнительных показа-
телей оценки выделены словообразователь-
ные аффиксы и контекстуальное окружение.
Рассматриваются экстралингвистические
факторы, влияющие на качество оценки в
словах общего рода
59-62 53
Аннотация
В статье анализируются на-
правления развития современного литера-
туроведения, выделено значение истории
литературоведения как особого направления
в развитии гуманитарного знания. Сделан об-
зор сложившихся тенденций в развитии исто-
рии литературоведения. Освещены перспек-
тивы ее изучения и преподавания в высшей
школе и в системе подготовки современного
молодого ученого. Ставится вопрос о необхо-
димости создания концепции развития исто-
рико-литературной науки, рассматриваемой
сквозь призму изучения личности и твор-
чества писателя. Актуализируется выявле-
ние исконного взаимодополняющего единс-
тва литературы, литературоведческой мысли
и культуры в целом.
62-65 101
Аннотация
Апокалипсис или Откровение
св. Иоанна Богослова всегда привлекал вни-
мание русских художников слова, однако па-
рафразирование отдельных глав и эпизодов
встречается редко, как и подробный литера-
туроведческий анализ текстов в сопоставле-
нии с оригиналом на основе святоотеческой
традиции. В статье рассматривается ориги-
нальное поэтическое переложение эпизода
6-ой главы Откровения св. Иоанна об апока-
липтических всадниках современным поэтом
и рок-певцом К. Кинчевым (стихотворение
«Всадник»). Автор рассматривает текст пес-
ни рок-певца как пример современного пе-
реложения библейского слова, обращенного
к молодежной аудитории и отличающегося
соответствующей стилистикой.
66-70 73
Аннотация
В статье осуществлен сопос-
тавительный анализ трех русских переводов
баллады В. Вордсворта «We are Seven» («Нас
семеро», 1798), выполненных в 1830 - 1840-
х гг. И.И. Козловым, Е.К. <Е.Ф. Коршем>,
Я.К. Гротом. Отмечая общее стремление всех
переводчиков адаптировать оригинальное
произведение английского автора к россий-
ской действительности, авторы статьи вмес-
те с тем приходят к выводу, что только И.И.
Козлову удалось максимально полно передать
внутреннюю атмосферу английского подлин-
ника; перевод Корша характеризуется нали-
чием произвольно добавленных художествен-
ных деталей, чуждых духу первоисточника, а
перевод Грота, ориентированный на детскую
аудиторию, - избирательным подбором лек-
сико-грамматических средств.
71-75 56
Аннотация
Данная статья раскрывает осо-
бенности творческого стиля В.Я. Брюсова на
примере стихотворения «Грядущие гунны».
Для символиста Брюсова исследование совре-
менности с ее апокалипсическими настроени-
ями достаточно актуально. Для выражения
своей позиции поэт традиционно ищет выра-
зительные параллели и образы в далеком про-
шлом и для того, чтобы более рельефно про-
писать портрет будущего, и для того, чтобы
читатель сам смог увидеть исторические сов-
падения и ощутить движение времени. Перед
читателем возникают образы двух эпох, име-
ющие достаточно яркое портретное воплоще-
ние, причем портрет дается не через перечень
деталей, а через описания действия
75-80 59
Аннотация
Статья посвящена отношению
Салтыкова-Щедрина к молодым представи-
телям демократии 1860-1870-х гг. Вопросы
о путях национального развития, о создании
социального романа, поиск героя времени
были во многом связаны для сатирика с моло-
дой Россией. В русском юношестве он видел
будущее страны и защищал идею нового по-
коления, чающего индивидуальной и соци-
альной свободы, переустройства жизни. Сал-
тыков-Щедрин признавал, что политическая
атмосфера 1860-1870-х гг. неблагоприятна
для исканий молодых демократов. Но в то же
время, подобно Герцену, он резко критиковал
крайности в молодежном движении.
81-84 73
Аннотация
Статья посвящена проблеме
методологии и методики изучения произ-
ведений русской словесности. Выявляются
устойчивые черты в художественном методе
христианского реализма. На примере анализа
стихотворений М. Волошина рассматривают-
ся искажения смысловых глубин и правила
следования творческим путем автора - созда-
теля текста. Аргументируется принцип пре-
зумпции православной семантики в истолко-
вании идей произведений русской классики.
Выделяются критерии, по которым то или
иное произведение может быть отнесено к
христианскому реализму.
85-88 67
Аннотация
Статья адресована исследова-
нию вопросов поэтики литературного жанра
«паломнического путешествия» и изучает роль
художественного описания (экфрасиса) в струк-
туре «паломнического текста». На примере
анализа отдельных глав книги А.Н. Муравьева
«Путешествие ко Святым местам в 1830 году»
в статье доказывается, что использование раз-
личных типов религиозного экфрасиса давало
автору возможность создать цельное художес-
твенное повествование, в котором соединялось
изображение красоты видимого мира и пони-
мание его духовного, сакрального смысла.
89-96 72
Аннотация
В статье рассматриваются
произведения Лермонтова, опубликованные
в журнале «Отечественные записки», в срав-
нении с другими публикациями того же вре-
мени. Выявляется сходство затрагиваемых
тем и проблем: творческая личность и толпа,
смысл жизни, соотношение судьбы и сво-
бодной воли. Утверждается оригинальность
лермонтовского решения данных проблем.
Дается типология подходов к изображению
личности: от возвышенного и трагического
(романтические стихотворения и повести) до
сатирического («светские повести»). Однако
творчество Лермонтова не совсем укладыва-
ется в эту классификацию, т. к. в нем соеди-
няются оба подхода, погружая своего траги-
ческого героя в светский быт.
96-100 69
Аннотация
Статья посвящена проблеме
влияния инонациональных литературных
традиций на зарождение и становление рус-
скоязычной литературы Якутии. На примере
творчества якутского русскоязычного писа-
теля Н.Д. Неустроева раскрывается воздейс-
твие творчества М. Горького на якутских
писателей, что выражается в общем гуманис-
тическом отношении к жизни, в понимании
сущности нового человека, в умении связать
жизнь отдельного человека с масштабами вре-
мени. Творчество первых писателей Якутии
во многом развивалось под прямым воздейс-
твием именно М. Горького, идейно-темати-
ческая направленность творчества, которого
оказалась особенно близка, узнаваема, а ху-
дожественные формы более доступны.
100-104 81
Аннотация
Наследник великих риторов,
последний классик поэзии Позднего Средне-
вековья, Карл Орлеанский явился искусным
мастером аллегории и метафоры. В ёмком,
идейно сконцентрированном жанре рондо по-
эту удалось выразить богатый спектр образов.
В статье исследуется формальная и содержа-
тельная структуры рондо. Основной предмет
статьи - «круговая» композиция жанра, с
которой непосредственно связана аллегория
Фортуны. В рондо Карла Орлеанского персо-
нифицированный образ Фортуны сравнива-
ется то с колесом судьбы, то с изменчивостью
луны. Вынужденное подчинение судьбе или
противостояние ей - основная коллизия рон-
до Карла Орлеанского.
104-109 92
Аннотация
Автор анализирует ряд сти-
хотворений ведущих представителей основ-
ных литературных течений поэзии Серебря-
ного века и показывает, как скифская тема
развивалась в рамках символизма, акмеизма
и футуризма, какими философско-эстети-
ческими причинами обусловлен переход в
трактовке скифства как исторического фак-
та к воспеванию скифов как феномена духа,
завершившийся возникновением литератур-
ной группировки «Скифы» (1917 г.). Иссле-
дователь приходит к выводу о существовании
в русской литературе т.н. «скифского текста»
и указывает на его определяющими призна-
ки и надэстетическую природу.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)