Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 5 (2024)
Скачать выпуск PDF

210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

8-16 223
Аннотация

Цель. Выявить среди языковых средств выразительности в творчестве М. Ю. Лермонтова парадигму вопросительных конструкций (риторических высказываний) и установить их роль в выражении сакральных смыслов, духовных смятений, внутренних противоречий созданного поэтом мира персонажей. Представить функционирование риторических высказываний в раскрытии сакральных смыслов с константами душа и любовь; в создании исповедального характера созданных им текстов; их диалогизации.
Процедура и методы. Исследование проведено на основе выборки из поэтических и прозаических текстов М. Ю. Лермонтова риторических высказываний с лексическими константами душа, любовь, наблюдений над их смысловым расширением в условиях контекста; проведён структурно-семантический анализ собранного материала, позволивший сделать выводы об их участии в исповедальном и диалогизованном характере творческого наследия поэта, его субъективности и эмоциональности.
Результаты. Установлено, что разнообразные структурно-семантические модели риторических высказываний являются одним из важнейших языковых средств раскрытия сакральных смыслов в творческом наследии автора, придают ему исповедальный характер.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложенный в статье подход к оценке использования синтаксических средств выразительности в тексте отдельного автора может быть использован при их анализе в системе средств выразительности художественных текстов других авторов. 

17-28 220
Аннотация

Цель. Анализ параметра многофункциональности эмотивных междометий в поэтических текстах М. Ю. Лермонтова, установление и детализация коммуникативных функций эмотивных междометий в смысловом пространстве авторского текста.

Процедура и методы. Методологическую базу работы составляют функциональный и описательный методы, применявшиеся для текстового анализа функций эмотивных междометий, исследования актуализируемых междометиями смыслов, описания эмотивных междометий как многофункциональных средств языка.

Результаты. В работе проанализирован комплекс коммуникативных функций (репрезентативная, экспрессивная, прагматическая, оценочная, локализационная, смыслового наслоения) как показателей многофункциональной природы эмотивных междометий в семантическом пространстве художественного текста. Доказано, что эмотивные междометия являются важным коммуникативным инструментом, применяемым М. Ю. Лермонтовым для выражения авторского мнения, многослойных эмоциональных реакций, отражающих сложные чувства поэта, экспрессивизации создаваемых художественных образов, повышения антропоцентричности текста, усиления степени прагматического воздействия на адресата. Уточнены функционально-текстовые параметры эмотивных междометий при развёртывании внутреннего диалога автора с читателем и увеличении оценочной составляющей художественного текста.

Теоретическая и / или практическая значимость. Основывается на анализе и обобщении теоретических положений и практических данных, полученных в ходе лингвистического анализа параметра многофункциональности эмотивных междометий в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова. Определены и систематизированы функциональные характеристики данных междометий в семантическом пространстве текста, описаны коммуникативные функции эмотивных междометий в авторских текстах, проанализированы репрезентируемые междометиями психологические реакции субъектов, конкретизирован аспект индивидуализации и экспрессивизации художественных образов эмотивными междометиями. Теоретически обоснован и практически апробирован путь анализа исследовательской проблемы: от установления степени важности параметра многофункциональности эмотивных междометий к установлению и описанию конкретных коммуникативных функций данных языковых элементов в стихотворных текстах М.Ю. Лермонтова.

 

29-41 188
Аннотация

Цель. Выявить свойства гермов поля языкового напряжения сложного синтаксического целого, находящихся в экспозиции художественного макротекста.

Процедура и методы. В работе рассмотрены лексемы гермов поля языкового напряжения сложного синтаксического целого, находящихся в экспозиции художественного макротекста и функционирующих в нём, реализуя проспекцию как текстовую категорию. При проведении исследования применены методы сплошной выборки, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов и комплексный уровневый анализ сложного синтаксического целого.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что гермы поля языкового напряжения сложного синтаксического целого, находящиеся в экспозиции художественного макротекста, осуществляют реализацию проспекции как текстовой категории, а также когезии и интеграции, способствуя выявлению тех смыслов, которые отражают и идиостиль автора, и систему его мировоззрения, и противоречия этой системы.

Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию сложного синтаксического целого как языковой единицы, реализующей развёрнутое высказывание.

42-53 242
Аннотация

Цель. Выявить лингвокультурологический потенциал слова кавказец в концептуальном пространстве одноимённого очерка М. Ю. Лермонтова.

Процедура и методы. Устанавливаются и анализируются факторы, предопределяющие изменения значения слова и обогащение его различными смыслами. Используется комплексная методология, включающая описательно-аналитический метод, методы контекстного и концептуального анализа. 

Результаты. Слово кавказец в очерке Лермонтова представлено как единица текстуального семантического поля топонима Кавказ. В качестве источников приращения смысла и возникновения ассоциаций в тексте рассматриваются контекстуальные связи слова кавказец с наименованиями аксиологических национально-культурных доминант, реалий истории России и её современной жизни, понятий региональной географии и сферы индивидуального жизненного опыта.

Теоретическая и / или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при изучении языковой картины мира и языковой личности автора.

 

54-64 202
Аннотация

Цель. Описание особенностей изучения «общей образности» произведения и, в частности, стилевых признаков портретности в произведениях М. Ю. Лермонтова с помощью образно-перцептивной речевой ситуации.
Процедура и методы. На основе выборки из текста собрания сочинений М. Ю. Лермонтова визуальных перцептивных единиц, а также статистических данных НКРЯ проанализирована сумма сверхсловных контекстов, содержащих визуальные предикаты. Дистрибутивный анализ состоит в обращении к окружениям рассматриваемых единиц. Категориальная семантика перцептивности позволяет использовать метод лингвокогнитивного моделирования художественной действительности. Применяется описательный межтекстуальный и лингвоконцептуальный анализ, выявляется семантическая полифункциональность образно-перцептивных единиц в едином пространстве лермонтовского текста. Доказывается, что проблема портретности в текстах М. Ю. Лермонтова опирается на семантику перцептивного предиката. Автор развивает метод лингвистического анализа категории образности по отдельным функциональным вариантам (образным константам) синтаксических перцептивных концептов <Х> видит <что>, <Х> смотрит, взглянул <на что>, связывая их с изучением устойчивых и воспроизводимых языковых структур художественного мышления писателя.
Результаты исследования заключаются в применении основных положений теории перцептивной образности в лингвистическом анализе художественного текста М. Ю. Лермонтова и его современников.
Теоретическая и/или практическая значимость. Подтверждается значимость особой текстовой единицы – образно-перцептивной речевой ситуации в исследовании идиостилевых особенностей первой трети XIX в.; результаты могут быть использованы при изучении творчества М. Ю. Лермонтова и визуальной словесной образности. Доказана эффективность лингвоконцептологического анализа художественного текста. 

65-73 188
Аннотация

Цель. В статье рассматривается контекстуальное окружение лексемы глаза в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Процедура и методы. Лексема глаза представляется как текстообразующая в художественном пространстве романа при создании психологического портрета героев. Значимыми являются методики выявления бинарных оппозиций, а также синтаксических рядов в аспекте теории оппозиций.

Результаты. Выявлен корпус контекстов с языковой единицей глаза (103 контекста), установлены синтагматические, парадигматические связи, контекстуальные партнёры. Раскрыта основополагающая бинарная оппозиция блеск – отсутствие блеска, на основе которой определены дополнительные антонимические пары.

Теоретическая и/или практическая значимость. Языковой анализ показал, что для полного выявления семантической структуры и стилистических оттенков одной лексемы в художественном тексте необходимым условием является рассмотрение всего корпуса контекстуальных партнёров. Практическая значимость определяется возможностью применения материалов статьи в преподавании стилистики русского языка, языка художественной литературы.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

74-83 89
Аннотация

Цель. Выявить специфику раскрытия лермонтовских мотивов в повести А. П. Чехова «Дуэль», уточнить особенности историко-литературной и историко-культурной концепции, отражённую в характеристике Лаевского как специфической разновидности «героя-читателя», раскрыть значение романа «Герой нашего времени» как прецедентной базы представлений Чехова о «герое времени» и «лишнем человеке» с учётом текстов, связанных с осмыслением романа Лермонтова в русской литературе и публицистике второй половины XIХ в.
Процедура и методы. Предлагаемый в статье анализ базируется на принципах историко-генетического и сравнительно-типологического рассмотрения литературного произведения. Характеристика основных элементов текста повести «Дуэль», сопоставимых с романом Лермонтова «Герой нашего времени», проводится с учётом особенностей чеховской работы с источником, предполагающей смещение акцентов как в характеристиках персонажей, так и в развёртывании ключевых сюжетных ситуаций, в первую очередь самой «Дуэли», что позволило эксплицировать мотив трансформации героя, имплицитно заложенный во внутренней эволюции лермонтовского Печорина.
Результаты. Проведённый анализ позволил уточнить историко-литературную и историко-культурную концепцию Чехова, специфику его представлений об общественно-литературном типе «лишнего человека» и значение для их оформления произведений не только Лермонтова, но и сопоставимых с ним – Пушкина, Тургенева; установлена основа для сопоставления повести Чехова и Н. А. Осиповича (Новодворского) «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны». Определена специфика трансформации у Чехова лермонтовских мотивов изображения «героя времени», выстраивания перспективы его развития и возможностей обретения истинного места в жизни.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть основой для рассмотрения историко-литературной концепции Чехова в целом, а также изучения литературного типа «лишнего человека», мотива героя-читателя в литературном произведении, а также глубинных процессов трансформации, происходящих в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. 

84-94 85
Аннотация

Цель. Реконструкция истории появления списка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик» из архива Ю. Ф. Самарина, выявление его особенностей, раскрытие ценности для установление дефинитивного текста и понимания лермонтовского произведения.

Процедуры и методы. В статье сопоставляются черновой автограф стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик», его первая публикация и так называемый Самаринский список, проводится дескрипция и уточняется атрибуция списка, связанная с его происхождением и историей введения в научный оборот. Применяется комплексная методология, синтезирующая текстологический инструментарий с биографическим и культурно-историческим методами.

Результаты. Сопоставление Самаринского списка и первой публикации стихотворения «Валерик» с автографом Лермонтова выявило смысловые мены, которые появляются в опубликованном тексте, тогда как в черновике Лермонтова и Самаринском списке совпадают. Возвращения в списке к более ранним черновым вариантам, воспроизведение зачёркнутых эпизодов позволяют говорить о том, что текст воспроизводился непосредственно с черновика автографа Лермонтова.

Теоретическая и/или практическая значимость. Аргументирована необходимость освобождения лермонтовского текста от наложенных редакторами правок, публикация стихотворения с учётом Самаринского списка позволяет уточнить смысловые акценты стихотворения «Валерик».

 

95-103 94
Аннотация

Цель. Раскрыть особенности религиозного миросозерцания лирического героя М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Ветка Палестины» в рамках сопоставительного анализа с книгой путевых очерков А. Н. Муравьёва «Путешествие ко Святым местам в 1830 году». Данная цель обусловила конкретные задачи, связанные с анализом хронотопа, композиции, образной картины мира лирического текста М. Ю. Лермонтова.
Процедура и методы. В статье использованы культурно-исторический метод, метод сравнительного анализа, а также методика целостного анализа. Основное содержание исследования составляет изучение развития мотива духовного паломничества лирического героя Лермонтова, связанного с религиозным преображением души, с прозрением в физическом метафизического.
Результаты. Проведённый анализ раскрыл особенности рецепции поэтом традиций русской паломнической культуры. По итогам исследования сделан вывод об общности Лермонтова и Муравьёва в раскрытии религиозного миросозерцания. Данная общность обусловлена национальными культурными и религиозными кодами, многовековой традицией паломнической литературы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Статья вносит определённый вклад в изучение рецепции традиций паломнической литературы Лермонтовым, в осмысление художественной религиозности и философичности русской классической литературы. Материалы публикации могут быть использованы в вузовском преподавании истории русской литературы, в подготовке примечаний к стихотворению Лермонтова «Ветка Палестины». 

104-113 105
Аннотация

Цель. Определение художественной функций числовой символики в нероманной прозе М. Ю. Лермонтова: «Я хочу рассказать вам…» и «Штосс».
Процедура и методы. Процедура исследования предполагает выделение из текста произведений случаев употребления числового дискурса, выполнение классификации выявленных примеров исходя из пяти основных категорий использования данного типа обозначений (время, расстояние, возраст, количество, неопределённость), определение семантической и символической функции представленных чисел в зависимости от контекста и значимости в раскрытии художественного мира. Ключевыми стали сравнительно-сопоставительный и герменевтический методы с последующим контекстуальным анализом, а также нахождение возможных метатекстуальных элементов, связанных с предшествующим творчеству Лермонтова культурным наследием.
Результаты. Определена ведущая роль числовой семантики в раскрытии символистической наполненности неоконченных повестей М. Ю. Лермонтова. Обоснована актуальность и новизна подобного рода исследований ввиду недостаточной изученности указанного явления и полного отсутствия комплексных анализов числовой символики в творчестве автора и её назначения.
Теоретическая и/или значимость работы состоит в возможном применении результатов анализа для более глубокого понимания литературных произведений. 

114-121 99
Аннотация

Цель. Осветить особенности восприятия Лермонтовым истории и культуры Греции, проанализировать греческие мотивы в его творчестве.

Процедура и методы. В статье выявляются источники, сформировавшие представления Лермонтова о Греции, круг произведений, в которых используются античные сюжеты и образы и содержится отклик на события современной истории Греции. Используются биографический, культурно-исторический, историко-функциональный методы исследования.

Результаты. В статье целостно представлены особенности художественной интерпретации образа Греции в творчестве М.Ю. Лермонтова, показано, что для него одинаково важны как прошлое страны (античность), так и современность. В творчестве поэта получают интерпретацию мифологические сюжеты и образы, греческая народная песня «Олимп», лирический сюжет которой качественно переосмыслен.

Теоретическая и /или практическая значимость. В статье системно представлена греческая тема в творчестве Лермонтова, что позволяет более детально раскрыть проблему межкультурного диалога в литературе первой половины XIX века.

122-131 95
Аннотация

Цель. Определение идейно-художественных образцов творчества М. Ю. Лермонтова, повлиявших на формирование и эволюцию русского символизма.
Процедура и методы. Устанавливается эстетическая роль мифопоэтических элементов образного мира Лермонтова в формировании теории русского символизма и в литературной критике В. В. Розанова, Вл. С. Соловьёва, Вяч. И. Иванова, Д. С. Мережковского, С. Н. Булгакова, А. Белого, А. А. Блока, М. А. Волошина, Д. Л. Андреева. Рассматривается трансформация визионёрских образов лирики романтизма как эстетической модели произведений символизма рубежа XIX–XX вв. Обнаруживается гностическая природа понимания лирического «Я», мистическая перспектива любовной поэзии, русского пейзажа, социальных мотивов; раскрываются отдельные смысловые пласты образности, связывающей поэзию Лермонтова с русским мифопоэтическим символизмом.
Результаты. Делается вывод о том, что в ряде стихотворений М. Ю. Лермонтова присутствуют образы и идеи, повлиявшие на формирование теории и практики русского символизма в качестве образцов мифопоэтического мышления.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования расширяют и дополняют представления о мифопоэтических параллелях и традициях в целостном художественном пространстве русской лирики, историко-литературном контексте и возможностях интерпретации классических стихотворений М. Ю. Лермонтова и ряда поэтов рубежа XIX–XX вв. в системе дискуссионности и феномена приращения смыслов. 

РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)