Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Лермонтов и мифопоэтика русского символизма

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-5-122-131

Аннотация

Цель. Определение идейно-художественных образцов творчества М. Ю. Лермонтова, повлиявших на формирование и эволюцию русского символизма.
Процедура и методы. Устанавливается эстетическая роль мифопоэтических элементов образного мира Лермонтова в формировании теории русского символизма и в литературной критике В. В. Розанова, Вл. С. Соловьёва, Вяч. И. Иванова, Д. С. Мережковского, С. Н. Булгакова, А. Белого, А. А. Блока, М. А. Волошина, Д. Л. Андреева. Рассматривается трансформация визионёрских образов лирики романтизма как эстетической модели произведений символизма рубежа XIX–XX вв. Обнаруживается гностическая природа понимания лирического «Я», мистическая перспектива любовной поэзии, русского пейзажа, социальных мотивов; раскрываются отдельные смысловые пласты образности, связывающей поэзию Лермонтова с русским мифопоэтическим символизмом.
Результаты. Делается вывод о том, что в ряде стихотворений М. Ю. Лермонтова присутствуют образы и идеи, повлиявшие на формирование теории и практики русского символизма в качестве образцов мифопоэтического мышления.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования расширяют и дополняют представления о мифопоэтических параллелях и традициях в целостном художественном пространстве русской лирики, историко-литературном контексте и возможностях интерпретации классических стихотворений М. Ю. Лермонтова и ряда поэтов рубежа XIX–XX вв. в системе дискуссионности и феномена приращения смыслов. 

Об авторе

М. В. Яковлев
Государственный гуманитарно-технологический университет
Россия

Яковлев Михаил Владимирович – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы



Список литературы

1. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Эксмо, 2009. 800 с.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

3. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков «Фолио», 2004. 615 с.

4. Блок А.А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Очерки. Статьи. Речи. 1905–1921. Л.: Худож. Лит., 1982. 464 с.

5. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. 509 с.

6. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т.3. Лики творчества, кн. первая. М.: Эллис Лак 2000, 2005. 608 с.

7. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т.6, кн.1. Проза 1906–1916. Очерки, статьи, рецензии. М.: Эллис Лак, 2007. 896 с.

8. Григорьев Ап.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина [Электронный ресурс].URL: http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0510.shtml (дата обращения: 01.10.2024)

9. Иванов Вяч.И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995. 669 с.

10. Киселева И.А., Поташова К.А. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «К портрету» (1840): поэтика текста и образа // Проблемы исторической поэтики. 2024. Т. 22. № 2. С. 25–49. DOI: 10.15393/j9.art.2024.13463. EDN: ADSEMW

11. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. 496 с.

12. Поташова К.А. Феномен Рафаэля в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: к проблеме родного и вселенского [Электронный ресурс].URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14154&ysclid=lwqkzs6t8w63159197 (дата обращения: 01.10.2024).

13. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. 734 с.

14. Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»; Краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худож. Лит., 1994. 528 с.

15. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.

16. Толстой Л.Н. О Лермонтове [Электронный ресурс].URL https://www.inpearls.ru/937508 (дата обращения: 01.10.2024)

17. Яковлев М.В. Генезис и трансформация образа Мадонны в поэзии А.С. Пушкина // Отечественная филология. 2024, Т 2, №3. С.96–105.


Рецензия

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)