Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Особенности перцептивной семантики в произведениях М. Ю. Лермонтова

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-5-54-64

Аннотация

Цель. Описание особенностей изучения «общей образности» произведения и, в частности, стилевых признаков портретности в произведениях М. Ю. Лермонтова с помощью образно-перцептивной речевой ситуации.
Процедура и методы. На основе выборки из текста собрания сочинений М. Ю. Лермонтова визуальных перцептивных единиц, а также статистических данных НКРЯ проанализирована сумма сверхсловных контекстов, содержащих визуальные предикаты. Дистрибутивный анализ состоит в обращении к окружениям рассматриваемых единиц. Категориальная семантика перцептивности позволяет использовать метод лингвокогнитивного моделирования художественной действительности. Применяется описательный межтекстуальный и лингвоконцептуальный анализ, выявляется семантическая полифункциональность образно-перцептивных единиц в едином пространстве лермонтовского текста. Доказывается, что проблема портретности в текстах М. Ю. Лермонтова опирается на семантику перцептивного предиката. Автор развивает метод лингвистического анализа категории образности по отдельным функциональным вариантам (образным константам) синтаксических перцептивных концептов <Х> видит <что>, <Х> смотрит, взглянул <на что>, связывая их с изучением устойчивых и воспроизводимых языковых структур художественного мышления писателя.
Результаты исследования заключаются в применении основных положений теории перцептивной образности в лингвистическом анализе художественного текста М. Ю. Лермонтова и его современников.
Теоретическая и/или практическая значимость. Подтверждается значимость особой текстовой единицы – образно-перцептивной речевой ситуации в исследовании идиостилевых особенностей первой трети XIX в.; результаты могут быть использованы при изучении творчества М. Ю. Лермонтова и визуальной словесной образности. Доказана эффективность лингвоконцептологического анализа художественного текста. 

Об авторе

Н. В. Халикова
Государственный университет просвещения
Россия

Халикова Наталья Владимировна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры современного русского языка имени профессора П. А. Леканта

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 А, стр. 2



Список литературы

1. Авдевнина О. Ю. Перцептивные значения в социальной сфере: от действия к деятельности // Язык науки и профессиональная коммуникация. 2020. № 1 (2). С. 18–33.

2. Авдевнина О. Ю. Ситуация восприятия в аспекте её синтаксического и художественного моделирования. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2022. 416 с.

3. Белопольский В. И. Функциональная структура и динамика взора человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2008. 51 с.

4. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики. М.: Языки славянской культуры, 2002. 736 с.

5. Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. 388 с.

6. Калинина Л. В. Лингвистика образа как актуальное направление // Общество. Наука. Инновации (НПК–2019): сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 1–26 апреля 2019 г. Киров: Вятский государственный университет, 2019. С. 342–349.

7. Крюкова Л. Б. Перцептивный строй поэтического текста. К вопросу о терминологическом аппарате исследования // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 47–54.

8. Крюкова Л. Б., Хизниченко А. В. Система перцептивных образов в поэтическом творчестве Б. Л. Пастернака (лексикографический и идиостилевой аспекты) // Отечественная филология. 2023. № 4. С. 58–73.

9. Кухаренко В. А. О категориях художественного текста // Семантика целого текста: тезисы выступлений на совещании. М.: Наука, 1987. 168 с.

10. Леденёва В. В., Шаповалова Т. Е. Средства характеризации образа русского барина-англомана Муромского в пушкинской повести «Барышня-крестьянка» // Отечественная филология. 2024. № 3. T. 2. С. 16–23. DOI: 10 18384/2949-5008-2024-3-2-16-23.

11. Мордвинов Н. Д. Дневники. 1938–1966. М.: Всероссийское театральное общество, 1976. 679 с.

12. Муравьёва Н. Ю. Категория перцептивности в семантике глагола и в тексте: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 26 с.

13. Норман Б. Ю. Когнитивный синтаксис русского язык. М.: ФЛИНТА, 2018. 254 с.

14. Халикова Н. В. Образно-перцептивная функция эмоциональных предикатов в прозаическом тексте // Номинация и предикация в современном русском языке / отв. ред. Т. Е. Шаповалова. М.: Постатор, 2024. 294 с.

15. Хизниченко А. В., Крюкова Л. Б. Проект словаря перцептивных образов поэтического творчества Б. Л. Пастернака // Вопросы лексикографии. 2018. № 13. С. 44–57.

16. Чернейко Л. О. Зрение и знание наблюдателя в пейзажных фрагментах // Научные доклады учёных филологического факультета МГУ. М.: Московский государственный университет, 2000. С. 112–120.

17. Шаповалова Т. Е. Субстантивный оборот с творительным времени в прозе М. Ю. Лермонтова // Шаповалова Т. Е. Этюды о времени: избранные статьи. М.: Московский государственный областной университет, 2022. С. 301–304.


Рецензия

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)