Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Лермонтовские мотивы в повести А. П. Чехова «Дуэль»: читательский кругозор героя и трансформация художественной формы

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-5-74-83

Аннотация

Цель. Выявить специфику раскрытия лермонтовских мотивов в повести А. П. Чехова «Дуэль», уточнить особенности историко-литературной и историко-культурной концепции, отражённую в характеристике Лаевского как специфической разновидности «героя-читателя», раскрыть значение романа «Герой нашего времени» как прецедентной базы представлений Чехова о «герое времени» и «лишнем человеке» с учётом текстов, связанных с осмыслением романа Лермонтова в русской литературе и публицистике второй половины XIХ в.
Процедура и методы. Предлагаемый в статье анализ базируется на принципах историко-генетического и сравнительно-типологического рассмотрения литературного произведения. Характеристика основных элементов текста повести «Дуэль», сопоставимых с романом Лермонтова «Герой нашего времени», проводится с учётом особенностей чеховской работы с источником, предполагающей смещение акцентов как в характеристиках персонажей, так и в развёртывании ключевых сюжетных ситуаций, в первую очередь самой «Дуэли», что позволило эксплицировать мотив трансформации героя, имплицитно заложенный во внутренней эволюции лермонтовского Печорина.
Результаты. Проведённый анализ позволил уточнить историко-литературную и историко-культурную концепцию Чехова, специфику его представлений об общественно-литературном типе «лишнего человека» и значение для их оформления произведений не только Лермонтова, но и сопоставимых с ним – Пушкина, Тургенева; установлена основа для сопоставления повести Чехова и Н. А. Осиповича (Новодворского) «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны». Определена специфика трансформации у Чехова лермонтовских мотивов изображения «героя времени», выстраивания перспективы его развития и возможностей обретения истинного места в жизни.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть основой для рассмотрения историко-литературной концепции Чехова в целом, а также изучения литературного типа «лишнего человека», мотива героя-читателя в литературном произведении, а также глубинных процессов трансформации, происходящих в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. 

Об авторе

Т. А. Алпатова
Государственный университет просвещения
Россия

Алпатова Татьяна Александровна – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы



Список литературы

1. Алпатова Т.А. Судьба традиций карамзинизма в творчестве М.Ю.Лермонтова // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 6. С. 67-74.

2. Дин И. Образ врача и его изображение в творчестве А.П.Чехова, М.Ю.Лермонтова, М.А.Булгакова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2023. № 6-2. С. 145-148.

3. Долженков П. Н. Образ Солёного в пьесе Чехова «Три сестры» и Лермонтов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 448–452. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2018-18-4-448-452.

4. Захаркин А. Лермонтов и Чехов // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. 1967. Т. 256: Очерки по истории русской литературы. Ч. 1. С. 82–84.

5. Кибальник С.А. Гипертексты Флобера у Чехова // Литературоведческий журнал. 2021. № 3 (53). С. 100–111.

6. Кибальник С.А. Гипертексты «Анны Карениной» у Чехова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023. № 28. С. 437–450.

7. Киселева И.А., Поташова К.А. Отзвуки поэмы А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» в художественном мире М.Ю.Лермонтова // Отечественная филология. 2024. No 3. T. 2. С. 66–76. DOI: 10 18384/2949-5008-2024-3-2-66-76.

8. Кубасов А.В. Чехов и Лермонтов: образ «Героя нашего времени» в пьесе «Безотцовщина» // Лермонтовские чтения. II. Материалы всероссийской научной конференции. 2004. С. 153-159.

9. Молчанова Д.А. Путь к счастью в «кавказском» мегатексте русской литературы (на материале рассказа А.П.Чехова «Дуэль») // Два века русской классики. 2023. Т. 5. № 1. С. 102-121. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2023-5-1-102-121.

10. Ребель Г.М. Чехов как Базаров. Мировоззренческий и художественный аспекты тургеневской традиции // Вопросы литературы. 2018. № 3. С. 218-258.

11. Рудакова С. В., Петров А. В. Трудное счастье героев М. Ю. Лермонтова (погоня за счастьем истинно несчастного человека) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. № 1 (89). С. 73–82. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-73-82.

12. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры (Studia philologica), 2005. 396 с.

13. Яхъяева З.И. Дуэль как акт агрессии в произведениях русских писателей XIX века (М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов) //Успехи гуманитарных наук. 2023. № 9. С. 164-169.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (214KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)