Гермы поля языкового напряжения сложного синтаксического целого как способ выражения проспекции в художественном тексте (на материале повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери»).
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-5-29-41
Аннотация
Цель. Выявить свойства гермов поля языкового напряжения сложного синтаксического целого, находящихся в экспозиции художественного макротекста.
Процедура и методы. В работе рассмотрены лексемы гермов поля языкового напряжения сложного синтаксического целого, находящихся в экспозиции художественного макротекста и функционирующих в нём, реализуя проспекцию как текстовую категорию. При проведении исследования применены методы сплошной выборки, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов и комплексный уровневый анализ сложного синтаксического целого.
Результаты. В ходе исследования было выявлено, что гермы поля языкового напряжения сложного синтаксического целого, находящиеся в экспозиции художественного макротекста, осуществляют реализацию проспекции как текстовой категории, а также когезии и интеграции, способствуя выявлению тех смыслов, которые отражают и идиостиль автора, и систему его мировоззрения, и противоречия этой системы.
Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию сложного синтаксического целого как языковой единицы, реализующей развёрнутое высказывание.
Об авторе
И. С. ПапушаПапуша Ирина Сергеевна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры славистики, общего языкознания и культуры коммуникации, академик Международной академии наук педагогического образования
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 А, стр. 2
Список литературы
1. Андреевский С. А. Лермонтов // М. Ю. Лермонтов: pro et contra, антология. Т. 1 / cост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова, Н. Ю. Данилова. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2013. С. 351–440.
2. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: статьи и рецензии. Л.: ОГИЗ: Государственное издательство художественной литературы, 1941. С. 28–123.
3. Благой Д. Д. Лермонтов и Пушкин (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: сборник первый. М.: ОГИЗ; Государственное издательство художественной литературы, 1941. С. 356–421.
4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 139 с.
5. Герасименко Н. А. Соотношение объективного и субъективного компонентов смысла в бисубстантивных предложениях // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/563 (дата обращения 04.09.2024).
6. Евлахов А. М. Надорванная душа (к апологии Печорина) // М. Ю. Лермонтов: pro et contra, антология. Т. 1 / сост. В. М. Марковича, Г. Е. Потаповой, Н. Ю. Даниловой. СПб.: РХГА, 2013. С. 690–725.
7. Зотов С. Н. Система персонажей в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: дис. … канд. филол. наук. М., 1989. 140 с.
8. Машанова Л. В., Машанова Ю. И. История Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова // Вопросы истории. 2012. № 2. C. 156–161.
9. Мережковский Д. С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // М. Ю. Лермонтов: pro et contra, антология. Т. 1 / cост. В. М. Марковича, Г. Е. Потаповой, Н. Ю. Даниловой. СПб.: РХГА, 2013. С. 399–440.
10. Москвин Г. В. «Зачем я так упорно добиваюсь любви? » (Суть любовной интриги Печорина в повести «Княжна Мери». К вопросу о духовном основании сюжета) // Stefanos. 2015. № 5. С. 61–66.
11. Москвин Г. В «Смешно и досадно» (Повествовательная интермедия в повести «Княжна Мери» – ночь перед поединком) [Электронный ресурс] // Филология: научные исследования. 2020. № 9. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33774 (дата обращения: 04.09.2024).
12. Недзвецкий В. А. Герой нашего времени: становление жанра и смысла // Известия РАН Серия литература язык. 1997. Т. 56. № 4. С. 3–20.
13. Папуша И. С Сложное синтаксическое целое как хронотопная языковая единица // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2021. № 5. С. 47–55.
14. Турбин В. Н «Ситуация двуязычия» в творчестве Пушкина и Лермонтова // Лермонтовский сборник. М.: Наука, 1985. С. 91–103.
15. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. М.: URSS, 2012. 280 с.
16. Хатамова Д. А. Сфера рецепции термина «художественный образ» // Молодой учёный. 2019. № 45 (283). С. 386–389.
17. Штайн К. Э., Петренко Д. И. Универсальность Лермонтова [Электронный ресурс] URL: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/shtajn-petrenko-universalnost-lermontova/teatr-pechorina.htm (дата обращения: 11.09.2024).
18. Шульгина И. С Лермонтовский Пятигорск в восприятии современной литературы // Мир русского слова. 2014. № 3. С. 115–120.
19. Эйхенбаум Б. М. Литературная позиция Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43–44. М. Ю. Лермонтов. Кн. 1. М.: Академия наук СССР, 1941. 827 с.