Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА

8-13 369
Аннотация

Цель. Изучить оценку прозы В. М. Шукшина собратьями по перу в аспекте художественной онтологии писателя. Предложенный подход даёт возможность обновить представления о значении мнения творческой личности, коей, несомненно, является писатель-критик, как для характеристики не только персонажа, но и для оценки художественных принципов писателя Шукшина в целом.

Процедура и методы. Автором предложен анализ статьи Залыгина «Герой в кирзовых сапогах. К творчеству Василия Шукшина» (1974), свидетельствующий, во-первых, о тщательной продуманности и определённости слоёв статьи Залыгина; во-вторых, об очевидной схожести взглядов Залыгина и Шукшина по ключевым вопросам литературы и отношению к писательскому ремеслу. Делается вывод о целесообразности обучения мастерству критика, который, по словам М. Гершензона, видит задачу критика не в личной оценке произведения, а «учить всех читать медленно», так, чтобы каждый читатель мог увидеть сокровенное в произведении и воспринять видение поэта.

Результаты. В статье оценивается разнообразие ракурсов воспоминаний о характере Шукшина, подчёркиваются уникальность и культурно-историческая ценность его наследия. В ходе работы были выявлены особенности критического подхода писателя Залыгина к наследию Шукшина. Делается вывод о целесообразности обучения мастерству критика на используемом материале.

Теоретическая и/или практическая значимость. Автору удалось предложить новый подход к оценке творчества Шукшина в критическом потенциале писателей-критиков.

14-20 364
Аннотация

Цель. Исследование неэлементарного простого предложения с секундарной предикацией в тексте рассказов В. М. Шукшина.

Процедура и методы. Методом нацеленной выборки собран и всесторонне описан речевой материал из рассказов В. М. Шукшина. С применением структурно-семантического анализа выявлено взаимодействие грамматической – синтаксической – формы рассказов и их содержания. Использованы также общенаучные методы наблюдения, квалификации и систематизации, компонентного анализа.

Результаты. Установлено, что в предложениях с секундарной предикацией реализуется семантическая модель «предмет и его дополнительный признак». Употребление причастной или деепричастной конструкций, называющих второстепенное, зависимое действие субъекта-подлежащего, в семантико-синтаксической структуре предложения позволяет автору детализировать описание в аспекте относительной темпоральной, или таксисной, семантики.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты дополняют теорию функционирования неэлементарных простых предложений в текстах писателя, сведения об идиостиле В. М. Шукшина.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

21-29 345
Аннотация

Цель. Установление дериватов индоевропейского корня *gene- со значением ‘рождать, происходить, порождать, производить’ в русском языке, их семантики, определение времени вхождения дериватов в русский язык.

Процедура и методы. Основными исследовательскими методами являются описательный, сравнительный, сравнительно-исторический, также использовалась методика этимологического анализа дериватов.

Результаты. Выявленные слова, имеющие отличные друг от друга фонетические и графические формы, восходят к единому индоевропейскому корню *gene-. Полученные данные позволяют проследить развитие семантического значения корня *gene- на различных этапах развития русского языка.

Теоретическая и/или практическая значимость. Исследования в области этимологического анализа позволяют проследить фонетические и семантические изменения слов, относящихся к одному этимологическому гнезду. Результаты исследования будут отражены в научном проекте кафедры общего языкознания имени И. Г. Добродомова Института филологии и Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева Московского педагогического государственного университета – «Русский Древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка».

30-41 329
Аннотация

Цель. Сформулировать понятие текстуальных групп и обосновать целесообразность применения метода текстуальных групп при анализе текстуальности «снизу».

Процедура и методы. Рассмотрены возможные подходы к анализу текстуальных отношений, выделены базовые категории текстуальности – порядок, когезия, когерентность. Предложено рассматривать в качестве инструмента анализа текстуальности произвольное множество предложений, названное текстуальноййй группой.

Результаты. Сформулировано определение текстуальной группы, разработана система типологии текстуальных групп.

Теоретическая и/или практическая значимость. Работа вносит вклад в разработку теории текстуальности и даёт алгоритм для анализа текстуальных отношений.

42-50 328
Аннотация

Цель. Выявить особенности лексического значения синонимичных прилагательных любопытный и интересный и их производных, показать специфику проявления их оценочного значения, объясняющую различия и особенности употребления.

Процедура и методы. Исследование осуществляется на основе компонентного анализа, призванного выявить сходства и различия прилагательных любопытный и интересный. Компонентный анализ дополняется анализом синтаксическим, отражающим особенности сочетаемости единиц, на основе которого выявляются прагматические смыслы – специфика оценки и характер её интерпретации. Материал исследования в основном сформирован на основании данных Национального корпуса русского языка

Результаты. Дан анализ словарных толкований разных значений прилагательного любопытный. Представлены особенности лексического значения прилагательного, объясняемые характером оценочной семантики и сферой её приложения. В ходе анализа описаны два типа интерпретации оценки – диктумная и модусная, имеющая разное место в структуре значения любопытный и интересный. Диктумная интерпретация касается употреблений прилагательного, относящегося к качествам человека – любопытный мальчик, любопытный читатель. Модусный характер оценки отличает употребления любопытный фильм, факт и т. п. и связан с такими свойствами характеризуемого объекта, как сущностные (значимые) или незначимые признаки.

Теоретическая и/или практическая значимость. Представлены новые подходы к презентации значения единиц, содержащих имплицитную оценку, выявлены значимые факторы, определяющие характер оценки. Применительно к изучаемому материалу сформулировано представление о диктумной и модусной оценке. На основании модусной оценки, обращённой к признакам объекта, которые выделяет говорящий, представлены различия прилагательных любопытный и интересный. Полученные результаты могут найти применение в курсах «Лексикология», «Синтаксис русского языка».

51-60 344
Аннотация

Цель. Определяется структурная организация (ядро и периферия) концептуального поля «БЛАГОДАРНОСТЬ» в русском языке, уточняется объём толкований данного понятия и его статус.

Процедура и методы. В исследование включаются анализ словарных дефиниций, корпусный анализ, дистрибутивный анализ с выделением семы или семемы ключевого слова, концептуальный анализ с описанием структуры концепта; используется лингвокультурологический метод, позволяющий установить лингвистические, культурологические и социологические особенности рассматриваемых языковых единиц.

Результаты. Описание структуры концептуального поля «БЛАГОДАРНОСТЬ» позволило выделить несколько активных смысловых зон, объединённых архисемой ‘благодарения’ / ‘признательности’: ядро – ‘благодарение’, ‘признание’; околоядерная зона – ‘уважение’, ‘обязанность’ и ‘любовь’; периферия: ближняя периферия – ’похвала / одобрение’, ’мера оценки’, ‘поощрение’, ‘вознаграждение’, ‘плата’; дальняя периферия – ‘намерение’, ‘комплимент’, ‘взаимность’, ‘любезность’. Ядро поля составляют основные слова и выражения, используемые для выражения сем ‘признательности’, ‘благодарения’, являющиеся базовыми этическими формулами выражения межличностных отношений, особым речевым жанром, категорией. Околоядерные и периферийные элементы расширяют семантическое пространство поля и позволяют выразить благодарность в различных контекстах и с дополнительными оттенками значения: периферийные градуальные семы вежливости и формальности; семы поддержки и помощи; семы выражения положительных эмоций и чувств; семы поощрения и похвалы; семы признания и уважения, указывающие на различные невербальные способы выражения благодарности («мимика», «жест», «подарок», «смайлики»). В концептуальном поле «БЛАГОДАРНОСТЬ» устанавливаются семантические ассоциативные ряды с понятиями «взаимность», «уважение», «милость» и «любовь».

Теоретическая и/или практическая значимость исследования концептуального поля «БЛАГОДАРНОСТЬ» в русском языке неоспорима, так как в русском языке не только идентифицированы ключевые лексические единицы и фразеологические обороты, но и остаётся не вполне изученным множество лингвистических аспектов современных коммуникативных практик. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания курсов «Современный русский язык» (раздел «Лексикология»), «Стилистика», «Когнитивная лингвистика», «Лингвистический анализ текста», «Филологический анализ текста», «Лингвокультурология», «Культура речи», «Этика речевого поведения»; материалы полезны в лексикографической практике, а также при изучении русского языка как иностранного.

61-71 157
Аннотация

Цель. Анализ семантики и функций отрицательного высказывания в поэзии С. А. Есенина и обоснование отрицания как одной из черт идиостиля творческого наследия поэта.

Процедура и методы. При проведении исследования применены следующие методы: компонентного анализа семантики отрицания, интерпретации языковых фактов в рамках структурно-семантического и логико-семантического направления, лингвостатистический метод. Обобщаются взгляды исследователей на категориальную сущность отрицания.

Результаты. По итогам исследования авторами конкретизированы коннотации высказываний с эксплицитным и имплицитным отрицанием в поэтическом творчестве С. А. Есенина. Отрицание как лингвоэстетическая категория раскрыта как особый художественный инструмент и черта идиостиля поэта С. А. Есенина. Обобщены теоретические подходы к пониманию категории отрицания и классификации отрицательных предложений в русском языке.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о семантике отрицания путём конкретизации системы коннотаций отрицательного высказывания на материале поэтических текстов. Исследование семантики отрицания в поэзии С. Есенина открывает новые перспективы в изучении поэтического языка и его особенностей. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе при изучении способов отрицания, в частности частиц «не» и «ни», их слитного и раздельного написания с различными частями речи.

72-78 155
Аннотация

Цель. Статья призвана предложить комплексный анализ употреблений местоимения-частицы мне на основе структурно-семантического и функционального подходов. Русисты прошлых лет и нового времени (ср., А. М. Пешковский, В. В. Виноградов, В. В. Бабайцева, Е. Н. Сидоренко, С. М. Колесникова и др.) признают существование слов-гибридов – единиц с наборами дифференциальных признаков различных структурно-семантических классов. Гибриды часто обнаруживаются в живой разговорной речи и нередко являются экспликаторами разных типов отношений.

Процедура и методы. Для анализа были выбраны следующие методы: метод субституции (подстановки) для прояснения семантических свойств слова и метод дистрибутивного анализа (анализа словесного окружения исследуемой языковой единицы), метод тождества и аналогии (подбора и анализа синонимичных и аналогичных конструкций).

Результаты. Исследование показало, что слова-гибриды местоимённого происхождения могут проявлять градуальную семантику в различных конструкциях, чаще всего восклицательных, поскольку партикульно-прономинальные образования могут содержать дополнительные эмоциональные оттенки знаний.

Теоретическая и/или практическая значимость. Актуальность данной работы заключается в том, что в ней предпринята попытка описать функционирование частицеподобного элемента речи – слова мне. Уникальность данной языковой единицы определяется на основе незавершённых процессов десемантизации и партикуляции (перехода языковых единиц в разряд частиц). На наш взгляд, некоторые частицы (партикульные элементы) местоимённого происхождения (всё, это, оно и под.) могут проявлять гибридные свойства – свойства промежуточного положения между двумя (тремя) лексико-грамматическими классами и совмещающие признаки слов разных лексико-грамматических групп.

79-88 148
Аннотация

Цель. Проанализировать терминологические словосочетания одной из технических областей научной сферы – теоретической механики. Рассмотреть основные термины и те синтаксические модели, которые они образуют. Исследовать особенности типов словосочетаний и внутренних связей между их компонентами.

Процедура и методы. Для раскрытия темы автором проведён синтаксический анализ широкого ряда используемых и часто встречаемых терминов теоретической механики. Подробно изучены отношения между членами внутри терминологических единиц. Исследование проводилось на основе выборки материала из методических пособий по данной дисциплине, изучаемой студентами первого курса. Основными методами для проведения работы стали отбор и обобщение материала, структурный, грамматический и синтаксический анализ, описательный и сравнительный методы.

Результаты. Выявлены наиболее продуктивные модели при образовании составных терминов в общей терминосистеме теоретической механики. Даются объяснения о преобладании или отсутствии того или иного вида синтаксической связи, особенностей внутренних структур терминосочетаний, способов их образования в языке научного стиля.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют дополнить и расширить представления о структурных, грамматических и синтаксических особенностях терминологической системы в теоретической механике.

89-98 143
Аннотация

Цель. Анализ микроконцепта ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА как структурного компонента концептуального поля ПРАЗДНИК в когнитивном и лингвокультурологическом аспектах.

Процедура и методы. При проведении настоящего исследования использовались методы когнитивного, компонентного, описательного и семного анализов языковых единиц. Посредством когнитивного анализа проводится исследование концепта – составляющих праздничной еды – и взаимосвязь между связанными с ними языковыми структурами и когнитивными процессами. С помощью семного анализа языковых единиц анализируются дефиниции лексем, относящихся к праздничной еде, и фразеологические единицы, репрезентирующие микроконцепт ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА. Основываясь на методе компонентного анализа, микрополе ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА определяется как набор групп продуктов питания, основанных на общем семантическом признаке – ПРАЗДНИК, а блюда, представленные на разных праздниках, имеют разные дифференциальные признаки. Используя вышеуказанные методы анализа, языковое сознание устанавливает влияние культурных традиций русской картины мира и определяет место микроконцепта ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА в концептуальном поле ПРАЗДНИК: разные виды праздничных блюд и еды стали элементами лингвокультурного кодирования, ср.: белый хлеб, калач, баранок, пряник, кулич, сочиво, вареники и др. На основе исследовательских материалов, данных этимологических, толковых словарей, паремиологического и фразеологического фонда со значением ‘праздничная еда’ определяется специфика лексического корпуса, её разнообразие и место в структуре концептуального поля ПРАЗДНИК, а также выявляются основные культурные установки и стереотипы русской языковой картины мира. Микроконцепт ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА понимается как единица коллективного знания, которая обладает особенностями языкового выражения и национальной культуры и отражает основные взаимосвязанные единицы.

Результаты. Лексико-семантическая группа слов ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА является важной культурной частью русской национальной кухни, образует микрополе как структурный компонент концептуального поля ПРАЗДНИК. Номинации пищевой семантики являются одновременно и вербальными элементами словарного фонда, и лингвокультурными реалиями, отражающими особенности национально-языковой картины мира.

Теоретическая и/или практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они помогают выявить смысловые и лингвокультурологические особенности праздничной еды, которые проявляются в семантической структуре слов со значением ‘еда’, ‘продукт’, определить место языковых единиц данного пищевого блока в концептуальном поле ПРАЗДНИК, а также описать их сложную парадигматику. Кроме того, понимание значений слов, относящихся к праздничной еде, помогает установить характерные особенности праздничного стола и праздничных традиций русского народа. Практическая значимость статьи заключается в том, что её результаты могут быть использованы для обучения русскому языку учащихся-инофонов.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

99-105 139
Аннотация

Цель. Рассмотреть, как образ осени раскрывается в стихотворениях С. М. Соловьёва 1920-х гг. Выявить, что повлияло на восприятие поэтом этого времени года.

Процедура и методы. В ходе исследования использовались следующие литературоведческие методы: герменевтический, историко-культурный, аксиологический.

Результаты. В процессе анализа обнаруживается, что на восприятие лирическим героем осени влияют революционные события, происходящие в России. Осенние пейзажи этих лет часто тёмные, мрачные, рождающие ощущение бесприютности и тоски. Однако преодолеть уныние герою С. М. Соловьёва помогает творческое начало и вера в Бога.

Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена тем, что наследие С. М. Соловьёва, имя которого входило в русло ведущих свершений русской литературы 1900–1930-х гг., в течение долгого времени было предано забвению и незаслуженно мало изучалось. Особенно это касается его поздней лирики.

106-114 146
Аннотация

Цель. Выявить основные тенденции в научной литературе о Грибоедове, связанные с установлением шекспировского влияния на творчество русского драматурга, определить наиболее продуктивные направления в анализе проблемы и перспективы её изучения.

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом является историко-функциональное изучение высказываний современников Грибоедова, литературно-критических и научных работ, связанных с темой шекспиризма творчества драматурга. Путём сопоставления концептуальных принципов исследования выстраивается целостная картина усвоения в российской науке генезиса грибоедовской художественной системы, связанной с Шекспиром как новым «образцовым» автором для писателей предромантической и романтической эпохи.

Результаты. Обосновано существование в российской науке особого направления, связанного с изучением шекспиризма творчества Грибоедова; выявлены направления перспективного изучения проблемы – поиск универсальных тем и мотивов в творчестве Грибоедова, генетически связанных с шекспировскими художественными находками.

Теоретическая и/или практическая значимость. Факты интереса Грибоедова к Шекспиру и пути трансформации шекспировских мотивов в его творчестве открывают возможность построения более целостной и динамичной концепции творческого развития российского писателя.

115-125 138
Аннотация

Цель. Выявление пространственно-временной характеристики и символического значения хуторского хронотопа в романе Г. Яхиной «Дети мои», а также рассмотрение роли и влияния закрытого хронотопа в создании и раскрытии образов героев романа. Автор статьи сделал попытку раскрыть глубинный смысл романа и указать на связь его хронотопа с усадебным хронотопом в классической русской литературе.

Процедура и методы. В работе рассматривается хуторской хронотоп в романе «Дети мои» на основе теории хронотопа Бахтина. При проведении исследования применены методы наблюдения, обобщения и интерпретации результатов.

Результаты. Проведённый анализ показал, что, наследуя способы выражения усадебного описания в русской литературе, Г. Яхина даёт уникальное изображение хутора в своём романе. Для героев романа хуторской хронотоп – это не только духовный дом, но и одинокий остров, который ограничивает их возможности познания, делая их невежественными. Он также является священным местом для возрождения души Баха. Используя хуторный хронотоп в качестве основной опоры, роман рассказывает о судьбах «маленьких людей» в «большой истории», показывает их горе, радость и гнев, отражает искреннюю заботу и сострадание писателя к маленьким людям.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволит лучше понять роман «Дети мои», а также углубит представление о хуторском и усадебном хронотопе в русской литературе.

РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)