Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Культурный микроконцепт ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА как компонент концептуального поля ПРАЗДНИК в русской языковой картине мира

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-4-89-98

Аннотация

Цель. Анализ микроконцепта ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА как структурного компонента концептуального поля ПРАЗДНИК в когнитивном и лингвокультурологическом аспектах.

Процедура и методы. При проведении настоящего исследования использовались методы когнитивного, компонентного, описательного и семного анализов языковых единиц. Посредством когнитивного анализа проводится исследование концепта – составляющих праздничной еды – и взаимосвязь между связанными с ними языковыми структурами и когнитивными процессами. С помощью семного анализа языковых единиц анализируются дефиниции лексем, относящихся к праздничной еде, и фразеологические единицы, репрезентирующие микроконцепт ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА. Основываясь на методе компонентного анализа, микрополе ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА определяется как набор групп продуктов питания, основанных на общем семантическом признаке – ПРАЗДНИК, а блюда, представленные на разных праздниках, имеют разные дифференциальные признаки. Используя вышеуказанные методы анализа, языковое сознание устанавливает влияние культурных традиций русской картины мира и определяет место микроконцепта ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА в концептуальном поле ПРАЗДНИК: разные виды праздничных блюд и еды стали элементами лингвокультурного кодирования, ср.: белый хлеб, калач, баранок, пряник, кулич, сочиво, вареники и др. На основе исследовательских материалов, данных этимологических, толковых словарей, паремиологического и фразеологического фонда со значением ‘праздничная еда’ определяется специфика лексического корпуса, её разнообразие и место в структуре концептуального поля ПРАЗДНИК, а также выявляются основные культурные установки и стереотипы русской языковой картины мира. Микроконцепт ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА понимается как единица коллективного знания, которая обладает особенностями языкового выражения и национальной культуры и отражает основные взаимосвязанные единицы.

Результаты. Лексико-семантическая группа слов ПРАЗДНИЧНАЯ ЕДА является важной культурной частью русской национальной кухни, образует микрополе как структурный компонент концептуального поля ПРАЗДНИК. Номинации пищевой семантики являются одновременно и вербальными элементами словарного фонда, и лингвокультурными реалиями, отражающими особенности национально-языковой картины мира.

Теоретическая и/или практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они помогают выявить смысловые и лингвокультурологические особенности праздничной еды, которые проявляются в семантической структуре слов со значением ‘еда’, ‘продукт’, определить место языковых единиц данного пищевого блока в концептуальном поле ПРАЗДНИК, а также описать их сложную парадигматику. Кроме того, понимание значений слов, относящихся к праздничной еде, помогает установить характерные особенности праздничного стола и праздничных традиций русского народа. Практическая значимость статьи заключается в том, что её результаты могут быть использованы для обучения русскому языку учащихся-инофонов.

Об авторе

Юфань Чжан
Московский педагогический государственный университет
Россия

Чжан Юфань – аспирант кафедры русского языка

119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1



Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

2. Борисова Л. В. Базисные архетипы и стереотипы национальной культуры в языковой картине мира // Челябинского государственного университета. 2013. №16 (307). С. 17–24.

3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / пер. Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 2000. 400 с.

4. Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.

5. Запальский Г. М. Концепт «КУТЕЙНИК» в русском литературном обиходе // Проблемы исторической поэтики. 2021. № 4. С. 215–233.

6. Карасик В. И. Концепт как единица лингвокультурного кода // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. Т. 44. № 10. С. 4–11.

7. Касымова О. П. Концепты русские, запад и восток в русской языковой картине мира. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. 160 с.

8. Колесникова С. М. От смысла к тексту: лингвокогнитивное исследование. М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. 203 с.

9. Колесникова С. М., Чибисова А. В. Макроконцепт «хлеб» в поликультурном пространстве // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 6А. С. 71–80.

10. Ма Л. Универсальное и национальное в наивной картине мира // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2010. № 1. С. 72–78.

11. Стернин И. А. Когнитивная интерпретация результатов сопоставительных исследований // Сопоставительные исследования. 2020. Вып. 17 / под ред. М. А. Стерниной. Воронеж: РИТМ, 2020. С. 11–21.

12. Шилина Е. Н. Язык как культурный код народа // Язык и культура. 2013. № 2. С. 54–58.


Рецензия

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)