Своеобразие хуторского хронотопа в романе Г. Яхиной «Дети мои»
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-4-115-125
Аннотация
Цель. Выявление пространственно-временной характеристики и символического значения хуторского хронотопа в романе Г. Яхиной «Дети мои», а также рассмотрение роли и влияния закрытого хронотопа в создании и раскрытии образов героев романа. Автор статьи сделал попытку раскрыть глубинный смысл романа и указать на связь его хронотопа с усадебным хронотопом в классической русской литературе.
Процедура и методы. В работе рассматривается хуторской хронотоп в романе «Дети мои» на основе теории хронотопа Бахтина. При проведении исследования применены методы наблюдения, обобщения и интерпретации результатов.
Результаты. Проведённый анализ показал, что, наследуя способы выражения усадебного описания в русской литературе, Г. Яхина даёт уникальное изображение хутора в своём романе. Для героев романа хуторской хронотоп – это не только духовный дом, но и одинокий остров, который ограничивает их возможности познания, делая их невежественными. Он также является священным местом для возрождения души Баха. Используя хуторный хронотоп в качестве основной опоры, роман рассказывает о судьбах «маленьких людей» в «большой истории», показывает их горе, радость и гнев, отражает искреннюю заботу и сострадание писателя к маленьким людям.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволит лучше понять роман «Дети мои», а также углубит представление о хуторском и усадебном хронотопе в русской литературе.
Об авторе
Цзясинь ЧжанКитай
Чжан Цзясинь – докторант факультета русского языка института иностранных языков и литературы
430072, г. Ухань, ул. Баи, д. 299
Список литературы
1. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930–1961 гг.). М.: Языки славянских культур, 2012. 880 с.
2. Богданова О. А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 288 с.
3. Евангулова О. С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 303 с.
4. Михайлова Н. Ф. Характеристика пространства деревни Гнаденталь и хутора Удо Гримма в романе Г. Яхиной «Дети мои» // Русская классика. сборник научных статей. М.: Макс Пресс, 2022. С. 96–100.
5. Набиуллина А. Н. Пространственно-временные образы и мотивы в романах Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2019. № 3. С. 32–37.
6. Разумовская А. Г. Сад в русской поэзии XX века: феномен культурной памяти. Псков: Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова, 2010. 224 с.
7. Розин В. М. Художественная реальность романа Гузель Яхиной «Дети мои» // Культура и искусство. 2018. № 10. С. 79–87.
8. Тихонов Ю. А., Водарский Я. Е. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI–XX вв.: исторические очерки. М.: УРСС, 2001. 782 с.
9. 陈方. 雅辛娜长篇小说《我的孩子们》中的童话书写 // 俄罗斯文艺. 2021. № 2. P. 88–94.
10. 李茂增. 成长的世界图景——论巴赫金的小说“时空体”理论 // 解放军外国语学院学报. 2007. № 3. P. 108–112.
11. 刘淑梅. 文化生态视野下的俄罗斯庄园文学研究综述 // 解放军外国语学院学报. 2018. № 6. P. 146–151.
12. 薛亘华. 巴赫金时空体理论的内涵 // 俄罗斯文艺. 2018. № 4. P. 36–41.