Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 5 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

6-13 138
Аннотация

Цель. Рассмотреть русские девербативы на -ние / -ение, -тие / -ие, -к(а) / -овк(а) / -ёжк(а), -ация, -ч(а), -б(а), -ок, -ø в роли таксисных актуализаторов.

Процедура и методы. В работе проанализированы различные девербативы, употребляемые с монотаксисными и политаксисными предлогами темпоральной и обстоятельственной семантики во время, в течение, после, перед, до, с, по, накануне, при, под, для, ради, вопреки, несмотря на, невзирая на, вследствие, в силу, благодаря, из-за, от. При проведении исследования применены следующие методы: гипотетико-дедуктивный, индуктивный, описательный, метод классификации, метод обобщения и интерпретации языкового материала.

Результаты. Было выявлено, что при употреблении с предлогами темпоральной семантики девербативы актуализируют примарно-таксисные категориальные ситуации одновременности, предшествования и следования. В случае сочетания с предлогами обстоятельственной семантики они выступают в качестве актуализаторов секундарно-таксисных категориальных ситуаций одновременности.

Теоретическая и/или практическая значимость. В работе исследуется вопрос актуализации таксисных категориальных ситуаций одновременности и разновременности в русских высказываниях с предложными девербативами. Результаты исследования вносят некоторый вклад в теорию таксиса. Основные положения исследования могут быть использованы при преподавании теории языка и функциональной грамматики.

14-24 118
Аннотация

Цель. Выявить роль слов с корнем -дом- в художественных текстах 1950–1960 гг. Ф. А. Вигдоровой.

Процедура и методы. В работе установлена частотность употребления Ф. А. Вигдоровой слов с корнем -дом-; рассмотрены их лексикографические характеристики; проанализировано гнездо слов с корнем -дом; выявлены особенности семантического объёма однокоренных слов; показана широкая семантика лексемы дом. Применены методы исследования: лингвистическое наблюдение, описание, интерпретация, статистический подсчёт, элементы компонентного анализа.

Результаты. В исследовании представлен анализ слов с корнем -дом- в художественных текстах 1950–1960 гг. Ф. А. Вигдоровой. Характеризуются состав, особенности синтагматики, прагматика использования единиц в произведениях. Установлено, что исследованные единицы, выступающие в качестве узуальных экспликаторов концепта «дом», отражают ценностные установки писательницы, культурно-исторические реалии эпохи, ментальность русского народа, духовную, образовательную, воспитательную, профессиональную, социальную сферы жизни в текстах.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна работы обусловлена впервые выявленными особенностями семантического объёма лексем с корнем -дом- в художественных текстах 1950–1960 гг. Ф. А. Вигдоровой. Итоги работы позволяют расширить представление о специфике мировосприятия Ф. А. Вигдоровой как языковой личности, об особенностях её концептосферы. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических занятий по стилистике, лингвистической семантике, лингвокультурологии в высших учебных заведениях.

25-31 146
Аннотация

Цель. Выявить роль вопросительного предложения в формировании семантики кажимости, определить общий семантический вариант, дающий возможность утверждать, что вопросительное высказывание является одним из синтаксических средств выражения модуса кажимости.

Процедура и методы. Исследование осуществляется на базе компонентного анализа, включающего в себя различные аспекты изучения языковой системы: функциональный, семантический, прагматический, структурный. Кроме того, применён метод сплошной выборки иллюстративного материала.

Результаты. Смежным случаем для кажимости и интеррогативности является значение неопределённости, неизвестности. В любом вопросительном предложении выражено данное значение, та его сторона, которая требует выяснения. Сам факт постановки вопроса свидетельствует о сомнении адресата в своих знаниях о том или ином моменте действительности. Вопросительные предложения относятся к дальней периферии категории кажимости и находятся в сегменте пересечения поля интеррогативности с полем кажимости. Зона пересечения данных полей широкая и зависит от контекстного окружения и выбора лексико-синтаксических средств, выражающих семантику кажимости. Периферия может смещаться либо в сторону центра поля интеррогативности, либо к центру поля кажимости.

Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена расширением представления о роли вопросительных предложений в формировании функционально-семантических категорий и определяется возможностью применения полученных результатов в курсе «Функциональная грамматика», «Стилистика», «Современный русский язык».

32-41 160
Аннотация

Цель. Анализ спектра проявлений «психической» семантики субъекта, а именно его рефлексивной ассоциации на оним как стимул.

Процедура и методы. В основе исследования лежат результаты ономастического ассоциативного эксперимента, целью которого было определение рефлексивно-ассоциативных реакций на топонимы Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. Были выявлены и описаны рефлексивные ассоциации, формирующие некий ономастический концепт как ментальную структуру, представляющую собой модель ориентации говорящего в мире на некотором участке его языковой картины.

Результаты. Все проявления рефлексивной ассоциации на оним как стимул были классифицированы следующим образом: номенклатурное наименование, географическое положение, региональная идентификация, достопримечательности, известные личности, социальные возможности, физиологическое восприятие, эмоционально-социальное восприятие, фольклорная ассоциация.

Теоретическая и/или практическая значимость. Анализ каждой выделенной категории отразил взаимосвязь использования проприальной и нарицательной лексики в зависимости от того, какие ассоциации возникают в процессе мыслительной деятельности реципиента, что важно для представления сформированной языковой картины мира у молодёжи как результат языковой рефлексии на ключевые топонимические единицы.

42-48 149
Аннотация

Цель. Определить синтаксическую функцию инфинитива в инфинитивно-субстантивном предложении, исходя из его грамматических и семантических признаков.

Процедура и методы. Произведён структурно-семантический анализ инфинитива в инфинитивно-субстантивных предложениях, употреблённых в средствах массовой информации. Методом сплошной выборки определён круг анализируемых конструкций; с применением структурно-семантического метода описаны особенности инфинитива.

Результаты. По итогам исследования определена синтаксическая функция инфинитива в инфинитивно-субстантивных предложениях; выявлены грамматические признаки инфинитивно-субстантивных предложений, которые сохраняют за инфинитивом позицию подлежащего, получающего предикативную характеристику или оценку в сказуемом.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования определяется расширением смыслового поля инфинитивно-субстантивных предложений, уточнением представления о функции инфинитива в таком типе предложений. Материалы работы могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка.

77
Аннотация

Цель. Анализ спектра проявлений «психической» семантики субъекта, а именно его рефлексивной ассоциации на оним как стимул.

Процедура и методы. В основе исследования лежат результаты ономастического ассоциативного эксперимента, целью которого было определение рефлексивно-ассоциативных реакций на топонимы Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. Были выявлены и описаны рефлексивные ассоциации, формирующие некий ономастический концепт как ментальную структуру, представляющую собой модель ориентации говорящего в мире на некотором участке его языковой картины.

Результаты. Все проявления рефлексивной ассоциации на оним как стимул были классифицированы следующим образом: номенклатурное наименование, географическое положение, региональная идентификация, достопримечательности, известные личности, социальные возможности, физиологическое восприятие, эмоционально-социальное восприятие, фольклорная ассоциация.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что анализ каждой выделенной категории отразил взаимосвязь использования проприальной и нарицательной лексики в зависимости от того, какие ассоциации возникают в процессе мыслительной деятельности реципиента.

79
Аннотация

Цель – выявление роли слов с корнем -дом- в художественных текстах 1950–1960 годов Ф. А. Вигдоровой.

Процедура и методы. В статье установлена частотность употребления Ф. А. Вигдоровой слов с корнем -дом-; рассмотрены их лексикографические характеристики; проанализировано гнездо слов с корнем -дом; выявлены особенности семантического объёма лексем с корнем -дом-; показана широкая семантика лексемы дом.

Применены методы исследования: лингвистическое наблюдение, описание, интерпретация, статистический подсчет, элементы компонентного анализа.

Результаты. В статье представлен анализ слов с корнем -дом- в художественных текстах 1950–1960 годов Ф. А. Вигдоровой. Характеризуются состав, особенности синтагматики, прагматика использования единиц в произведениях. Установлено, что исследованные единицы, выступающие в качестве узуальных экспликаторов концепта «ДОМ», отражают ценностные установки писательницы, культурно-исторические реалии эпохи, ментальность русского народа, духовную, образовательную, воспитательную, профессиональную, социальную сферы жизни в текстах.

Теоретическая и практическая значимость: научная новизна работы обусловлена впервые выявленными особенностями семантического объёма лексем с корнем -дом- в художественных текстах 1950–1960 годов Ф. А. Вигдоровой. Итоги работы позволяют расширить представление о специфике мировосприятия Ф. А. Вигдоровой как языковой личности, об особенностях её концептосферы.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических занятий по стилистике, лингвистической семантике, лингвокультурологии в высших учебных заведениях.

Abstract

Aim. The purpose of this study is to identify of the role of words with the root -hous- in literary textso of the 1950–1960 F. A. Vigdorova.

Methodology. The article establishes the frequency of F. A. Vigdorova,s  use of words with the root -hous-; their lexicographic characteristics are considered; the nest of words with the root -hous- in analyzed; the features of the semantic volume of lexemes with the root
-hous- are revealed; the broad semantics of the lexeme hous is shown. Applied research methods: linguistic observation, description, interpretation, statistical calculation,  elements of component analysis. 

Results. This article presents an analysis of the words with the root -hous- in the literary texts 1950–1960 F. A. Vigdorova. The composition of the  word, the features of syntagmatics, the pragmanics of their use in works are characterized. It is established that the studied units, acting as the usual explicators of the concept of «HOME», reflect the writer,s values, cultural and historical realities of the era, the mentality of the Russian people, spiritual, educational, professional, social spheres of life in the texts.

Research implications: the scientific novelty of the work is due to the first identified features of the semantics volume of the lexeme with the root
-hous- in the literary texts of 1950–1960 by F. A. Vigdorova. The results of the work allow us to expand the idea of the specifics of
F. A. Vigdorova,s worldview as a linguistic personality, about the features of her conceptual sphere.

The results of the research can be used in the preparation of lectures, practical classes on stylistics, linguistic semantics, linguoculturology in higher educational institutions.

 

 

 

 

82
Аннотация

Цель. Выявить роль вопросительного предложения в формировании семантики кажимости, определить общий семантический вариант, дающий возможность утверждать, что вопросительное высказывание является одним из синтаксических средств выражения модуса кажимости.

Процедура и методы исследования. Исследование осуществляется на базе компонентного анализа, включающего в себя различные аспекты изучения языковой системы: функциональный, семантический, прагматический, структурный. Кроме того, применен метод сплошной выборки иллюстративного материала.

Результаты исследования. Смежным случаем для кажимости и интеррогативности является значение неопределённости, неизвестности. В любом вопросительном предложении выражено данное значение, та его сторона, которая требует выяснения. Сам факт постановки вопроса свидетельствует о сомнении адресата в своих знаниях о том или ином моменте действительности.

Вопросительные предложения относятся к дальней периферии категории кажимости и находятся в сегменте пересечения поля интеррогативности с полем кажимости. Зона пересечения данных полей широкая и зависит от контекстного окружения и выбора лексико-синтаксических средств, выражающих семантику кажимости. Периферия может смещаться либо в сторону центра поля интеррогативности, либо к центру поля кажимости.

Теоретическая значимость обусловлена расширением представления о роли вопросительных предложений в формировании функционально-семантических категорий.

Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов в курсе «Функциональная грамматика», «Стилистика», «Современный русский язык».

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

49-58 164
Аннотация

Цель. Изучить предметный мир прозы Ф. М. Достоевского в аспекте художественной онтологии писателя. Сапоги как деталь костюма героя рассматриваются в контексте системной организации произведения с учётом иерархически соотнесённых в нём различных планов изображения: социокультурного – психологического – идейно-философского – метафизического. Предложенный подход позволяет обновить представления о значении художественной детали как для характеристики персонажа, так и для выстраивания мирообраза текста в целом.

Процедура и методы. Автором предложена типология упоминаний рассматриваемой детали; при этом сапоги анализируются как точка пересечения внешнего и внутреннего, объективного и субъективного планов характеристики и героя, и мира, во взаимодействии с которым осуществляется его самопрезентация. В центре исследования романы «Бедные люди» и «Бесы», открывающий и завершающий обращение Достоевского к предметной детали «сапоги» в диалоге с эстетикой «натуральной школы». Это позволило проследить эволюцию одного из важнейших художественных принципов прозы Достоевского – изменение «оптики» повествования, переход от внешнего к внутреннему, эмоционально, идейно и онтологически ориентированному существованию детали в его художественном мире.

Результаты. В ходе работы были выявлены особенности феноменологического изображения детали в произведениях Достоевского, специфика обыгрывания образа в различных художественных контекстах, поставлен вопрос о значении «метатекстового» сюжета творчества на различных уровнях произведения, в том числе и для раскрытия специфики художественной детали во всём потенциальном разнообразии её значений.

Теоретическая и/или практическая значимость. Автору удалось предложить новый подход к художественной детали в прозе Достоевского с учётом её многоуровневого строения и метатекстового потенциала.

59-66 147
Аннотация

Цель. Проанализировать философскую проблематику творчества А. П. Буниной, считающейся основоположницей женской лирики в русской литературе.

Процедура и методы. На материале стихотворений А. П. Буниной рассмотрены два основных тематических аспекта проблематики её творчества: тема поэта и поэзии, религиозно-философская проблематика. При проведении исследования применены методы наблюдения, обобщения, интерпретации результатов.

Результаты. В ходе анализа существенно расширено представление о тематическом диапазоне философской лирики А. П. Буниной, а также о гендерных особенностях интерпретации некоторых аспектов философской проблематики.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ позволяет расширить представление о тематическом диапазоне лирики А. П. Буниной и женской лирики начала XIX в. в целом.

67-78 264
Аннотация

Цель. Исследовать особенности индивидуального авторского стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина, реализовавшегося в сказках писателя.

Процедура и методы. Формирование целостного представления об индивидуальном стиле художника – стратегическая задача любого филологического исследования. Вслед за известными филологами начала XX в. А. Ф. Лосевым и П. Н. Сакулиным под индивидуальным стилем традиционно мы понимаем органичное сочетание формы и содержания, воплощённое в художественных произведениях. Жанровое и тематическое своеобразие текстов, особенности выбора героев и способов их создания, использование аллюзий, с одной стороны, и воплощение философской картины мира автора при помощи этих средств – с другой, позволяют определить стилевую уникальность писателя. Стилевая оригинальность сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина формируется с опорой на фольклорную сказочную традицию, а также на традицию басен И. А. Крылова и приёмы сатирического изображения, использовавшиеся Н. В. Гоголем. В работе рассматриваются три группы сказок, условно распределяемых в зависимости от образной системы и жанровой специфики произведений. В основе филологического анализа текста сказок лежит работа с внутренней формой слова. Этот базовый принцип рассмотрения художественного произведения был сформулирован ещё А. А. Потебнёй.

Результаты. В процессе анализа наиболее известных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина рассмотрено семантическое наполнение образов героев, раскрыты средства их создания, выявлены основные мотивы произведений, формирующие авторскую позицию, а также разобраны отдельные библейские аллюзии, расширяющие художественное содержание произведений. Проведённый анализ позволил раскрыть основные черты авторского стиля, проявившиеся и в особенностях жанра сказки, и в использовании и трансформировании русской сатирической традиции, и в выраженном трагическом мировоззрении писателя.

Теоретическая и/или практическая значимость работы состоит, с одной стороны, в выявлении отдельных черт индивидуального стиля сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, которые характеризуются особым сочетанием фантастического и реалистического, обличительной метафоричностью в создании образов, карикатурностью в портретировании пороков общества, афористичностью формы, горькой иронией, отражающей боль автора за современную ему действительность. С другой стороны, материалы исследования могут быть полезны в работе учителя-словесника, призванного раскрыть мир Щедрина-сказочника на уроках литературы.

79-89 138
Аннотация

Цель. Проанализировать особенности изображения российского пространства и времени в путевых дневниках немецкого учёного С. Г. Гмелина, руководителя нескольких академических экспедиций XVIII в.

Процедура и методы. В исследовании использованы описательный, культурно-исторический и историко-типологический методы.

Результаты. Научные сочинения С. Г. Гмелина исследованы с литературоведческой и литературоведческо-культурологической точек зрения. Подобный подход позволил обнаружить в научном тексте художественный потенциал и смысл, определить особенности научного образа, способы решения автором проблемы многозадачности.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности применения методики анализа при изучении небеллетристических текстов с целью выявления смыслов художественного, культурологического, философского характера. Материал статьи может быть использован при подготовке спецкурса по проблеме жанровой типологии русской литературы XVIII в.

90-97 126
Аннотация

Цель. Определить место Библии в агиографической литературе на примере жития преп. Стефана Махрищского, а также выявить основные причины, которыми руководствовались авторы агиографических произведений при использовании библейского текста.

Процедуры и методы. Автором рассмотрены особенности использования и цитирования Священного Писания в агиографической литературе, его смысловая нагрузка и степень вариативности. Для более широкого раскрытия темы проведено сопоставление с иными литературными памятниками, прежде всего с житием преп. Сергия Радонежского, а также богослужебным Уставом, гимнографическими текстами православной церкви. При написании работы использовались методы описательный, сравнительный и проблемного анализа, которые позволили провести более детальное исследование.

Результаты. Проведённый анализ показал, что Священное Писание является для житийной литературы важным элементом. Как правило, агиографы с его помощью дают характеристику событиям, показывают их значимость, предлагают иллюстрацию и объяснение поступков святых и иных персонажей, показывают их внутреннее состояние, подчёркивают верность Христу.

Теоретическая и/или практическая значимость. Достигнутые результаты могут быть использованы при дальнейших исследованиях древнерусской литературы, большая часть которой имела религиозный характер. Помимо этого, представленный материал может быть использован при преподавании курсов русской литературы.

98-106 118
Аннотация

Цель. Выявить и исследовать авторский критико-иронический аспект, направленный на положительных персонажей комедии В. П. Катаева «Миллион терзаний».

Процедура и методы. Проанализированы критика, рецензии, статьи авторов советского и постсоветского периодов. При исследовании использовались возможности структурного, социологического методов изучения литературы. Проведён выборочный анализ произведения, выделена исследуемая группа персонажей, определены использованные автором художественные элементы.

Результаты. Итоги исследования возмещают незавершённость критического подхода к пьесе, в советский период связанную с политкорректностью, цензурой, в новейшее время – с отсутствием исследовательского интереса к драматургии 1930-х гг. С появления комедии на публике считалось, что «Миллион терзаний» – остросатирическое произведение. Однако проведённый анализ позволил установить присутствие второго содержательного плана комедии. Исследование показало, что автор в пьесе выступает с активной критикой правящего класса – пролетариата. Обращёнными диалогами (голос автора), аллюзией к работе Д. С. Мережковского «Грядущий хам» автор направляет внимание читателя, зрителя на положительных персонажей комедии. Прикрытый острой сатирой, в большей части расположенный в поле содержания критико-иронический аспект комедии указывает на тревожащие автора черты социокультурного облика нарождающейся рабочей интеллигенции.

Теоретическая и/или практическая значимость. Установленный исследованием авторский критико-иронический аспект пьесы «Миллион терзаний» послужит целостному пониманию произведения в контексте драматургии начала 1930-х гг. Материалы исследования могут быть использованы на лекциях по драматургии 1920-30-х гг. прошлого века, семинарах, посвящённых драматургии Валентина Катаева. Результаты работы могут быть использованы художественными руководителями театров, режиссёрами, сценографами в постановке драматургических произведений Катаева на сцене.

107-113 161
Аннотация

Цель. Выявление особенностей функционирования концепта «маленький человек» в китайском кинодискурсе на материале телесериала «Я Юй Хуаньшуй». Основное содержание исследования составляет анализ телесериала современного Китая, в котором показана тяжёлая жизнь современной молодёжи в городе. В китайском кинодискурсе XXI в. актуализируется концепт «маленький человек», заданный русской классической литературой. Авторы синхронизируют образ китайского киногероя с образом-мифологемой «маленького человека» в русской литературе, описанным русским литератором В. Белинским.

Процедура и методы. Применяются методы лингвистического, переводческого, лингвокультурологического анализа кинотекста и гипотетико-дедуктивный метод.

Результаты. По заключению авторов, концепцию «маленький человек» современного Китая в кинодискурсе невозможно рассматривать в отрыве от культурно-исторического контекста. Предлагаемый в работе материал обладает безусловной новизной и может быть использован в некоторых сферах прикладной лингвистики (лингвокультурология, лингвопрагматика, семантика), а также в смежных науках (медиакоммуникации, межкультурная коммуникация, культурология, философия и др.).

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности применения результатов в дальнейших исследованиях нового языка кино, китайского кинодискурса, а также по китайско-русскому лингвокультурному сопоставлению и другим тематическим рубрикам китайско-русского перевода. Результаты исследования имеют практическое значение в контексте дальнейшего научного осмысления поднятой проблемы, могут найти применение в таких направлениях современной науки, как теория кинодискурса, медиадискурс и медиакоммуникации, гендерная лингвистика и др.

78
Аннотация

Цель. Целью статьи является изучение предметного мира прозы Ф.М.Достоевского в аспекте художественной онтологии писателя. Сапоги как деталь костюма героя рассматриваются в контексте системной организации произведения, с учетом иерархически соотнесенных в нем различных планов изображения: социокультурного – психологического – идейно-философского – метафизического. Предложенный подход позволяет обновить представления о значении художественной детали как для характеристики персонажа, так и для выстраивания мирообраза текста в целом.

Процедура и методы исследования. Автором предложена типология упоминаний рассматриваемой детали; при этом сапоги анализируются как точка пересечения внешнего и внутреннего, объективного и субъективного планов характеристики и героя, и мира, во взаимодействии с которым осуществляется его самопрезентация. В центре исследования романы Бедные люди» и «Бесы», открывающий и завершающий обращение Достоевского к предметной детали «сапоги»  в диалоге с эстетикой «натуральной школы». Это позволило проследить эволюцию одного из важнейших художественных принципов прозы Достоевского – изменение «оптики» повествования, переход от внешнего к внутреннему, эмоционально, идейно и онтологически ориентированному существованию детали в его художественном мире.

Результаты проведенного исследования. В ходе работы были выявлены особенности феноменологического изображения детали в произведениях Достоевского, специфика обыгрывания образа в различных художественных контекстах; поставлен вопрос о значении «метатекстового» сюжета творчества на различных уровнях произведения, в том числе для раскрытия специфики художественной детали во всем потенциальном разнообразии ее значений.

Теоретическая/практическая значимость. Автору удалось предложить новый подход к художественной детали в прозе Достоевского с учетом ее многоуровневого строения и метатекстового потенциала.

90
Аннотация

Цель статьи – выявить особенности функционирования концепта «маленький человек» в кинодискурсе.  Основное содержание исследования составляет анализ телесериала современного Китая, в котором показана тяжелая жизнь современной молодежи в городе. В кинодискурсе XXI века происходит возрождение концепта «маленький человек», заданной классической русской литературой. Авторы синхронизируют образ китайского киногероя с образом-мифологемой «маленького человека» в русской литературе, описанного русским литератором В. Белинским. 
Методы исследования обусловлены целью и задачами исследования: применяются метод лингвистического анализа кинотекста; гипотетико-дедуктивный метод; переводческий анализ; лингвокультурологический анализ и др. По заключению авторов  концепцию «маленький человек» современного Китая в кинодискурсе невозможно рассматривать в отрыве от культурно-исторического контекста. Предлагаемый в статье материал обладает безусловной новизной и может быть использован в некоторых сферах прикладной лингвистики (лингвокультурология, лингвопрагматика, семантика), а также смежных науках (межкультурная коммуникация, культурология, философия и др.).  

 

111
Аннотация

Целью статьи является исследование особенностей индивидуального авторского стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина, реализовавшегося в сказках писателя.

Процедура и методы. Формирование целостного представления об индивидуальном стиле художника – стратегическая задача любого филологического исследования. Вслед за известными филологами начала XX века А.Ф. Лосевым и П.Н. Сакулиным под индивидуальным стилем традиционно мы понимаем органичное сочетание формы и содержания, воплощенное в художественных произведениях. Жанровое и тематическое своеобразие текстов, особенности выбора героев и способов их создания, использование аллюзий, с одной стороны, и воплощение философской картины мира автора при помощи этих средств, - с другой, позволяют определить стилевую уникальность писателя. Стилевая оригинальность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина формируется с опорой на фольклорную сказочную традицию, а также на традицию басен И.А. Крылова и приемы сатирического изображения, использовавшиеся Н.В. Гоголем. В работе рассматриваются три группы сказок, условно распределяемых в зависимости от образной системы и жанровой специфики произведений. В основе филологического анализа текста сказок лежит работа с внутренней формой слова. Этот базовый принцип рассмотрения художественного произведения был сформулирован еще А.А. Потебней.

Результаты исследования. В процессе анализа наиболее известных сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина рассмотрено семантическое наполнение образов героев, раскрыты средства их создания, выявлены основные мотивы произведений, формирующие авторскую позицию, а также разобраны отдельные библейские аллюзии, расширяющие художественное содержание произведений. Проведенный анализ позволил раскрыть основные черты авторского стиля, проявившиеся и в особенностях жанра сказки, и в использовании и трансформировании русской сатирической традиции, и в выраженном трагическом мировоззрении писателя.

Теоретическая и практическая значимость статьи состоит, с одной стороны, в выявлении отдельных черт индивидуального стиля сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, которые характеризуются особым сочетанием фантастического и реалистического, обличительной метафоричностью в создании образов, карикатурностью в портретировании пороков общества, афористичностью формы, горькой иронией, отражающей боль автора за современную ему действительность. С другой стороны, материалы исследования могут быть полезны в работе учителя-словесника, призванного раскрыть мир Щедрина-сказочника на уроках литературы.

63
Аннотация

Целью статьи является анализ особенностей изображения российского пространства и времени в путевых дневниках немецкого ученого С.Г. Гмелина, руководителя нескольких академических экспедиций XVIII в. Научная новизна работы заключается в исследовании сочинений С.Г. Гмелина с литературоведческой и литературоведческо-культурологической точек зрения. Подобный подход позволил выявить в дневниках научное и художественное начало, определить особенности научного образа, способы решения автором проблемы многозадачности. В процессе исследования использованы описательный, культурно-исторический и историко-типологический методы исследования. Теоретическое значение статьи заключается в возможности применения методики анализа при изучении небеллетристических текстов с целью выявления смыслов художественного, культурологического, философского характера. Материал статьи может явиться частью спецкурса по проблеме жанровой типологии русской литературы XVIII в.

РЕЦЕНЗИИ

114-117 135
Аннотация

Дана оценка итоговому труду выдающегося ученого-когнитивиста петербургской филологической школы профессора В.В. Колесова. Перечислены основные положения его методологического учения. Рассмотрена структура книги, имеющей высокую теоретическую и практическую значимость. 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)