КИТАЙСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСЕРИАЛ «Я ЮЙ ХУАНЬШУЙ»: САМОИСКУПЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Аннотация
Цель статьи – выявить особенности функционирования концепта «маленький человек» в кинодискурсе. Основное содержание исследования составляет анализ телесериала современного Китая, в котором показана тяжелая жизнь современной молодежи в городе. В кинодискурсе XXI века происходит возрождение концепта «маленький человек», заданной классической русской литературой. Авторы синхронизируют образ китайского киногероя с образом-мифологемой «маленького человека» в русской литературе, описанного русским литератором В. Белинским.
Методы исследования обусловлены целью и задачами исследования: применяются метод лингвистического анализа кинотекста; гипотетико-дедуктивный метод; переводческий анализ; лингвокультурологический анализ и др. По заключению авторов концепцию «маленький человек» современного Китая в кинодискурсе невозможно рассматривать в отрыве от культурно-исторического контекста. Предлагаемый в статье материал обладает безусловной новизной и может быть использован в некоторых сферах прикладной лингвистики (лингвокультурология, лингвопрагматика, семантика), а также смежных науках (межкультурная коммуникация, культурология, философия и др.).
Ключевые слова
Об авторе
Юньшэн ЦзюйИсследовательский центр русской лингвистики, литературы и культуры
Китай
Цзюй Юньшэн, д-р. филол. наук (КНР, Хэйлунцзянский университет, ведущий научный сотрудник Центра исследования русского языка, культуры и литературы)
Член Редакционной коллегии Вопросы психолингвистики
Член Редакционной коллегии Вестник РУДН серия теория языка, семантика и семиотика
Научное направление переводоведение, психолингвистика, и когнитивное терминоведение
orcid.org/0000-0003-3991-0290
(SPIN-код): 6447-6040
Список литературы
1. Вавулина А. В. Концепт «маленький человек» в современном русском кинодискурсе // Профессорский журнал: Серия: русский язык и литература. № 1(5). 2021. С. 12-21.
2. Ли Цянь. Дицэн нинши юй юйван шусе [Взгляд на нижние слои населения и описание их стремлений] // Шаньдун дасюэ. 2017.
3. Ли Чуньлэй, Чэнь Хуа. «У мин чжи бэй» дицэн шусе дэ инсян гуаньхуай дяньин пинцзе [Кинорецензия на образ нижних слоев населения, раскрытый в фильме «Никто»]. 2018. № 18. С. 37.
4. Линь Чжунсюань. Дицэн жочжэ дэ уци: гэти бяоянь, ливай хуаюй хэ шэньти баоли [«Оружие» слабых из нижних слоев населения: индивидуальные способности, исключительный дискурс и физическое насилие] // Цзишоу дасюэ сюэбао (шэхуэй кэсюэ бань). 2018. № 6. С. 87.
5. Пэн Юйхай, Ван Шо. Элосы миньцзу даодэ луньли вэньхуа гайнянь фэньси [Принципы национальной российской нравственности и анализ культурной концепции] // Вайюй сюэкань. 2016. № 6. С. 161.
6. Сюй Юймэй. Синь Чжунго дяньин инсюн ти сюйши дэ сань цы чжуаньсян [Три поворота героического повествования в современных китайских фильмах]. 2020. № 5. С. 7.
7. Цао Жунжун. Сяньдай вэйцзи чжун дэ цзыво цзюшу юй цзячжи чжуйцю – пин дяньин «Во бу ши яо шэнь» [Самоискупление и стремление к ценностям в современном кризисе – рецензия на фильм «Выжить любой ценой»] // Ишу гуанцзяо. 2018. № 9. С. 24.