Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

КОМЕДИЯ В. П. КАТАЕВА «МИЛЛИОН ТЕРЗАНИЙ»: КРИТИКО-ИРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-5-98-106

Аннотация

Цель. Выявить и исследовать авторский критико-иронический аспект, направленный на положительных персонажей комедии В. П. Катаева «Миллион терзаний».

Процедура и методы. Проанализированы критика, рецензии, статьи авторов советского и постсоветского периодов. При исследовании использовались возможности структурного, социологического методов изучения литературы. Проведён выборочный анализ произведения, выделена исследуемая группа персонажей, определены использованные автором художественные элементы.

Результаты. Итоги исследования возмещают незавершённость критического подхода к пьесе, в советский период связанную с политкорректностью, цензурой, в новейшее время – с отсутствием исследовательского интереса к драматургии 1930-х гг. С появления комедии на публике считалось, что «Миллион терзаний» – остросатирическое произведение. Однако проведённый анализ позволил установить присутствие второго содержательного плана комедии. Исследование показало, что автор в пьесе выступает с активной критикой правящего класса – пролетариата. Обращёнными диалогами (голос автора), аллюзией к работе Д. С. Мережковского «Грядущий хам» автор направляет внимание читателя, зрителя на положительных персонажей комедии. Прикрытый острой сатирой, в большей части расположенный в поле содержания критико-иронический аспект комедии указывает на тревожащие автора черты социокультурного облика нарождающейся рабочей интеллигенции.

Теоретическая и/или практическая значимость. Установленный исследованием авторский критико-иронический аспект пьесы «Миллион терзаний» послужит целостному пониманию произведения в контексте драматургии начала 1930-х гг. Материалы исследования могут быть использованы на лекциях по драматургии 1920-30-х гг. прошлого века, семинарах, посвящённых драматургии Валентина Катаева. Результаты работы могут быть использованы художественными руководителями театров, режиссёрами, сценографами в постановке драматургических произведений Катаева на сцене.

Об авторе

Р. О. Халилов
Литературный институт имени А. М. Горького
Россия

Халилов Руслан Османович – аспирант кафедры новейшей русской литературы

123104, г. Москва, Тверской б-р, д. 25



Список литературы

1. Велиев Р. Ш., Прищепа В. П. Образ Ланцелота в творчестве драматурга Е. Шварца (на материале пьесы ≪Дракон≫) // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 14–15.

2. Киселев Н. Н. Русская советская комедия 20-30-х годов: проблемы типологии жанра: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 1973. 407 с.

3. Когут К. С., Хрящева Н. П. Социально-политический контекст в пьесе А. П. Платонова ≪Голос отца≫ // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2015. № 2. С. 151–159.

4. Литовская М. Социохудожественный феномен В. П. Катаева: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 1999. 493 с.

5. Микулашек М. Пути развития советской комедии 1925–1934 годов: дис. ... канд. филол. наук. Ленинград, 1960. 504 с.

6. Найман Э. ≪Из истины не существует выхода≫: А. Платонов между двух утопий // Новое литературное обозрение. 1994. № 9. С. 233–250.

7. Хансен-Кокоруш Р. Комические стратегии в пьесах М. А. Булгакова // Комическое в русской литературе ХХ века. М.: ИМЛ РАН имени А. М. Горького, 2014. С. 245–254.

8. Шиленок М. Сатирическая проблематика и поэтика пьесы В. Катаева ≪Миллион терзаний≫ // Известия Саратовского университета. 2014. № 3. С. 100–105.


Рецензия

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)