Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Журнал включён в Перечень ВАК по следующим научным специальностям:
5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки);
5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки);
5.9.3. Теория литературы (филологические науки);
5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки).

Публикуемые в журнале "Отечественная филология" материалы отличаются актуальностью, интересным разнообразным содержанием и научной новизной. Они отражают современное состояние филологической науки с характерной для неё в настоящее время тенденцией к установлению междисциплинарных связей и использованию достижений смежных дисциплин, с опорой на современные парадигмы научного знания – прежде всего, антропоцентрическую, когнитивную и лингвокультурологическую, отражение межъязыковых отношений и связей, учёт новейших научных достижений и разработок. Журнал имеет классическую рубрикацию: «Языкознание», «Литературоведение», «Рецензии», «Научная жизнь». В журнале, помимо статей теоретического и прикладного характера, освещаются события, происходящие в научном мире, представляются новинки в области изучения русского языка и литературы.

Среди наиболее актуальных проблем современной филологии, освещаемых в «Вестнике» в течение последних лет, следует отметить: 1) теоретико-методологическое освещение проблем взаимодействия языка, мышления и культуры; 2) методологические аспекты современных филологических и культурологических исследований; 3) когнитивно-дискурсивный анализ современных языковых, литературных и культурных процессов, включая проблемы перевода, а также отдельные теоретические и прикладные аспекты современного общего и сравнительного языкознания, литературоведения и культурологии, которые выходят за рамки основных перечисленных направлений. Указанные работы отличаются научной новизной, глубоким анализом активных процессов в современных языках, литературах и культурах и динамичностью изложения, что свидетельствует о профессиональном уровне их авторов и придаёт эвристический характер журналу в целом.

Текущий выпуск

№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

280 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА

8-19 198
Аннотация

Цель. Изучить оценку прозы и драматургии, а также значимости личности Д. И. Фонвизина писателями и поэтами – его современниками – и литературоведами XX–XXI вв. в аспекте художественной онтологии писателя. Данный подход даёт возможность обновить представления о значении высказываний творческих личностей о своём собрате по перу как для характеристики персонажей в творчестве драматурга и деятеля-просветителя Дениса Ивановича Фонвизина, так и для оценки его художественных принципов в целом. В статье оценивается разнообразие ракурсов воспоминаний о деятельности Фонвизина, исследуется уникальность и культурно-историческая ценность его наследия.

Процедура и методы. Автором предложен анализ работ кн. Петра Андреевича Вяземского (1792– 1878), посвящённых творчеству Д. И. Фонвизина. Подход к раскрытию проблемы зиждется на свидетельстве авторов разных эпох и времён, что позволяет судить об очевидной схожести взглядов авторов на литературно-художественный процесс в целом и на наследие Д. И. Фонвизина в частности.

Результаты.  В ходе работы были выявлены особенности критического подхода писателя кн. Петра Вяземского к наследию Фонвизина. Делается вывод о необходимости овладения основами мастерства критика на используемом материале.

Теоретическая и/или практическая значимость. Автору удалось предложить новый подход к оценке творчества Фонвизина в критическом потенциале писателей-критиков.

20-28 211
Аннотация

Цель. Выявить в тексте комедии единицы лексико-семантического уровня, используемые Д. И. Фонвизиным для создания женских образов, и определить их функционально-смысловую значимость.

Процедура и методы. Методология исследования связана с использованием описательного метода и метода контекстного анализа.

Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей лексико-семантических средств, репрезентирующих женский образ в комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».

Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы статьи и полученные результаты могут быть использованы при изучении идиостиля и идиолекта Д. И. Фонвизина, в преподавании лингвистических дисциплин «Стилистика русского языка» и «Язык художественной литературы».

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

29-35 203
Аннотация

Цель.  Выявление инвариантных и вариативных черт лирической прозаической миниатюры В. Солоухина: «ментальные встречи» как парадоксы.

Процедура и методы. Проведён лингвостилистический анализ миниатюр; на основании сопоставления с инвариантом жанра сделаны выводы о специфике проявления конститутивных признаков лирической прозаической миниатюры у В. Солоухина.

Результаты.  Изучение миниатюр в заданном аспекте позволило представить картину мира в «Камешках на ладони», указать на парадокс как один из наиболее частотных способов репрезентации хронотопа «встреча», рассмотреть идиостилевые особенности его воплощения: стилистический эксперимент, каламбур, разрушение импликатуры и др.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в уточнении представлений о языковой картине мира в «Камешках на ладони», о «ментальных встречах» как варианте хронотопа «встреча», о парадоксе как средстве реализации «ментальных встреч», об идиостилевых особенностях его воплощения.

36-44 227
Аннотация

Цель.  Определение роли звука в семантической организации лирических произведений Бориса Леонидовича Пастернака на примере анализа стихотворения поэта «Как бронзовой золой жаровень…»

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал фоносемантический анализ. Проведён анализ содержания стихотворения с точки зрения семантики и фонологии. Рассмотрены основные фонетические процессы, влияющие на раскрытие замысла автора, содержания текста и понимание его читателем. Для анализа звуков и их восприятия слушателями и читателями поэзии Бориса Пастернака использованы статистический и функционально-семантический методы; ведущим методом исследования стал сравнительный метод, который позволяет проследить пересечения и совпадения лингвистических законов.

Результаты. Выявлены взаимосвязанные процессы между ритморифмологией и семантикой лирических произведений. Проанализировано содержание текста стихотворения «Как бронзовой золой жаровень...», произведены лингвистический и герменевтический разборы, сделаны выводы об особенностях звуковой системы стихотворения, неразрывной связи звука, ритма, рифмы поэтического текста и его смысла.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии особенностей фонетической и семантической структуры стихотворения Б. Л. Пастернака. Содержащиеся в статье выводы и наблюдения могут применяться на уроках литературы и занятиях литературным творчеством, а также при создании песенных текстов, изучении фонетических закономерностей мелодики стихотворения.

45-56 190
Аннотация

Цель. Исследовать и описать функциональные особенности личных и безличных предикативных конструкций с семантикой душевного состояния и оценки, в том числе в составе риторического высказывания.

Процедура и методы исследования. Методом нацеленной выборки собран языковой материал на основе поэзии А. Ахматовой, С. Есенина и В. Маяковского. В качестве методов анализа использованы лексикографический и функционально-семантический.

Результаты. Исследование показало, что предикатив составляет смысловой центр высказывания и позволяет автору максимально полно и ёмко выразить свои эмоции, душевное состояние, дать оценку предмету или явлению, а в сочетании с дистрибутивными словами сделать поэтический текст экспрессивным.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют раскрыть экспрессивно-выразительный потенциал предикатива, дополняют сведения о художественном языке А. Ахматовой, С. Есенина, В. Маяковского, а также могут быть использованы при работе с поэтическими текстами других авторов Серебряного века. Обобщение нового материала по исследуемой теме позволило ввести в научный оборот понятие анимистические предикативы.

57-67 92
Аннотация

Цель. Исследование топонимии основанного в 1898 г. в результате строительства Китайской восточной железной дороги (КВЖД) города Харбина, единицами которой выражается специфика лингвокультурного пространства русско-китайского пограничья.

Процедура и методы. На основе полной выборки из текста книги очерков и рассказов русско-американского писателя В. П. Петрова «Город на Сунгари» топонимов, урбанонимов и других онимов определяется неповторимый ономастический ландшафт города, в котором в исторической перспективе переплетаются русские и китайские онимы. В качестве основного метода анализа использован описательный с его системой процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик, количественных подсчётов и т. п. При изучении функционирования китайских топонимов в русском тексте используются элементы сопоставительного метода, который позволяет выявить в разноструктурных языках общие и отличительные свойства и признаки.

Результаты.  Анализ топонимов книги очерков и рассказов русско-американского писателя В. П. Петрова «Город на Сунгари» позволил установить их важную роль в построении текста: названия китайских городов и их частей ориентируют читателя в художественном пространстве. Выявлено, что русские и русскоязычные люди, проживавшие в Китае в конце XIX – первой трети ХХ вв., не только создавали свою урбанонимическую систему в «русском Харбине», но и использовали китайские топонимы для обозначения существовавших там географических объектов. Китайские названия городов становятся неотъемлемой частью онимоупотребления проживающих в Китае русских людей, отражая русско-китайское взаимодействие в топонимии, особенности функционирования имён собственных в русско-китайском пограничье.

Теоретическая и/или практическая значимость. В статье впервые осуществляется исследование топонимического пространства русско-китайского пограничья, что создаёт предпосылки для проведения фронтирного анализа других подобных территорий; результаты могут быть использованы при изучении китайской и русской ономастики учащимися, а также при исследовании творчества писателей русского зарубежья.

68-77 77
Аннотация

Цель. Представить структурную модель концептуального поля «СВЯЗЬ» с целью определения ядерных и периферийных средств выражения его смыслового пространства.

Процедура и методы. В процессе комплексного исследования были использованы методы компонентного, лексикографического описания и семного анализа с выделением семы и семемы слова связь; когнитивного метода, эмпирического анализа с выявлением смыслообразующих начал концептуального поля «СВЯЗЬ».

Результаты. На основании лексикографических данных («Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова, «Большого толкового словаря русского языка» С. А. Кузнецова, «Большого универсального словаря русского языка» и др.) и реального языкового материала определена структура концептуального поля «СВЯЗЬ», которая характеризуется выделением ядра и периферии (ближняя и дальняя): ядро включает четыре семантические группы: «отношение между субъектами или объектами»; «общение»; «соединение чего-либо»; «знакомство»; к ближней и дальней периферии относятся доминирующие семы каждой семантической группы: «межличностное отношение», «внутреннее единство между людьми», «объективное отношение» (дальняя периферия: любовная связь, родственная связь, дружеская связь, внутренняя связь читателя и писателя, логическая связь, косвенная связь и т. д.); «общение между кем-чем-л.», «технические средства коммуникации», «подразделение, обеспечивающее сношение» (дальняя периферия: межгородская связь, районная связь, телефон, интернет, почта службы связи, канал связи, отделение связи и т. д.); «взаимное притяжение», «сцепление», «часть строительной конструкции» (дальняя периферия: связь атомов в молекуле, глина для камней, строение и т. д.); «полезное знакомство» (дальняя периферия: влиятельное лицо, покровительство, блат и т. д.).

Теоретическая и/или практическая значимость. Концепт СВЯЗЬ в русском языке является одним из базовых в системе ценностей человека. Данный факт связан с тем, что СВЯЗЬ как лингвистическое явление влияет на менталитет человека на протяжении всей его жизни. В русском языке остаётся не вполне изученным множество лингвистических проблем современных когнитивных практик. Результаты исследования могут быть использованы при описании когнитивных характеристик концептов, а также в преподавании лингвистических курсов «Современный русский язык» (раздел «Лексикология»), «Когнитивная лингвистика», «Лингвокультурология», «Лингвистический анализ текста», «Филологический анализ текста».

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

78-96 91
Аннотация

Цель. Рассмотрение и описание зарождения и становления готического романа и его жанровой типологии в литературе.

Процедура и методы. В работе использовались общенаучные и частные методы: диахронический, интерпретационный, лингвокультурологический, сравнительный и структурный анализ.

Результаты. Описаны основные эволюционные этапы готического романа. Выделены характерные сюжетные линии и границы готического романа. Сопоставлены культурологические особенности готических произведений французских, британских, русских и американских авторов. Отмечено влияние готических произведений на становление других жанров литературы, кино, музыки и компьютерных игр.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается во вкладе в научное исследование готического романа, в частности французского, британского, русского и американского. Представленные научные сведения являются полной, всеобъемлющей и окончательной интерпретацией исследуемой сущности, выявляют основные жанровые характеристики и особенности, что имеет большое теоретическое значение для литературоведения в аспекте исследования особенностей этого литературного жанра.

97-104 82
Аннотация

Цель. Хоррор как эстетическое явление уже более века удерживает высокий рейтинг популярности. Зрители, читатели, слушатели разных возрастных групп отдают предпочтение произведениям с элементами хоррора; возникают сообщества и прочего рода объединения любителей произведений, в которых чувство страха выбрано основой интриги (Хоррорскоп, Клуб любителей ужасного, Ассоциация авторов хоррора и пр.). Хоррор давно стал предметом конференций и дискуссий, что говорит об его актуальности в научной сфере. Как явление синкретического свойства, это современное эстетическое явление имеет свою историю, восходящую к древним литературным источникам, в которых у реципиента намеренно возбуждается чувство страха. В балладе страх является одним из значимых элементов интриги. Автор настоящей статьи предпринял попытку выяснить, почему исследователи хоррора не относят балладу к источникам данного культурно-эстетического явления, несмотря на ряд схожих элементов поэтики.

Процедура и методы. Ключевым выбран сравнительно-исторический метод. Путём сопоставления сюжетной, идейной, философской специфики ряда литературных западно-европейских баллад и кинофильмов, относимых к жанру хоррора, были обозначены принципиальные сходства и различия литературной баллады и хоррора. На основе полученных результатов намечен эскиз классификации художественных параметров баллады и хоррора.

Результаты. Приведены аргументы относительно того, почему баллада не могла стать источником для хоррора, несмотря на ряд общих признаков: в силу различия авторской позиции, образной системы, идейного содержания, этической и философской направленности.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии схожих и различных черт поэтики литературной баллады и хоррора, что даёт более полное представление о произведениях литературы и кино, заключающих в себе элемент ужасного. Полученные результаты могут быть использованы как в научных целях, так и в области преподавания.

105-116 87
Аннотация

Цель. Выявление своеобразия поэтической космологии Державина, во всём многообразии представленной в философских одах поэта.

Процедура и методы. Объектом исследования являются принципы создания космического пространства в философской поэзии Державина. Посредством анализа смысловой наполненности образа ночи, луны и звёзд в таких произведениях Державина, как «Бог», «Успокоенное неверие», «Потопление», «Волхов Кубре», «Фонарь», даётся целостное понимание мирообраза поэта. Методология работы связана с использованием культурно-исторического, биографического, эстетического методов и подходов, позволяющих рассмотреть образ мироздания в контексте сложившегося круга тем и настроений рубежа XVIII–XIX вв. с точки зрения имманентных этому временному срезу позиций.

Результаты.  В статье конкретизировано значение художественной системы Державина в образном представлении мироздания в русской словесности рубежа XVIII–XIX вв. Суть поэтической космологии Державина кроется в стремлении через измерение мироздания всеохватным духовным зрением постичь христианские истины о Божьем величестве, обрести зримое доказательство торжества мира в природе. Посредством созерцания грандиозных картин космоса Державин определил новый путь изображения мироздания через эмоционально-ассоциативный ряд, позволяющий рассматривать его философскую поэзию в единстве с художественными основами русского романтизма. Ночь в философских одах представлена как эфемерная граница, скрывающая суетность земной жизни и открывающая сферически устроенное небо с небесными светилами как символическим воплощением идеального мира, поднятого над повседневностью. Понимая под космосом созданную из хаоса бездну, Державин относится к созерцанию каждой детали этого пространства как к интуитивной возможности постижения Бога, находя ложность тех научных прорывов, которыми человек стремится уподобить себя Творцу, тем самым разрушая основы мироздания.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с выявлением новаторства поэтической космологии Державина по отношению к предшествующей физико-теологической поэзии, заключающегося в расширении изображения космического пространства за счёт использования крупного и сверхкрупного планов, цветовой световой образности, уточнения эмоционально-ассоциативного комплекса для представления космоса.

117-128 72
Аннотация

Цель. Изучение поэтики повествования в рассказе Л. М. Леонова «Туатамур» с помощью анализа хронотопа, особенностей построения сюжета, образа и речи экзотического рассказчика.

Процедура и методы. В ходе исследования применялись сравнительно-сопоставительный и историко-литературный методы. Содержание исследования составляет выявление особенностей пространственно-временной организации текста, жанровых элементов в структуре повествования и повествовательных приёмов. Приведён анализ взглядов исследователей раннего творчества Леонова на организацию повествования в его рассказах 1920-х гг.

Результаты. Анализ повествовательных приёмов показал, что поэтика освещения событий и состояний их участников в «Туатамуре» служит выражению идеи цикличности времени и исторического процесса, в ней заключены явные и скрытые ценности. Установлено, что в произведении находят отражение черты мифа и легенды, преобразующие события в предания.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обновлён взгляд на проблематику раннего творчества Леонова. Выявлены поэтика повествования от лица участника монголо-татарского нашествия, специфическая структура композиции, идея цикличности времени и ценностный подход к внутреннему миру человека в рассказе «Туатамур».

129-136 86
Аннотация

Цель.Исследовать разновидности мотивов возмездия в рассказах А. И. Куприна 90-х гг. XIX в.

Процедура и методы. В статье анализируется разнообразие мотивов возмездия в рассказах А. И. Куприна 90-х гг. XIX в. Эти мотивы выполняют важную содержательно-смысловую функцию. Внимание уделяется тем произведениям, где проблема наказания за грехи решается опосредованно: прямая авторская оценка происходящего отсутствует. Методология базируется на описательном и сравнительно-сопоставительном методах исследования.

Результаты. В трёх исследованных рассказах наблюдается разная художественная форма реализации мотивов возмездия. В рассказе «На реке» мотив кары за содеянное преподнесён в контексте пейзажной живописи: природа противостоит человеческой греховности; в рассказе «Негласная ревизия» мотив кары трактуется как самонаказание; рассказ «Путаница» доносит мотив возмездия как судьбоносный удар. В статье делается вывод, что мотивы возмездия входят в систему аксиологических ориентиров в прозе Куприна.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ рассказов расширяет представление об особенностях содержания и формы ранних рассказов А. И. Куприна, акцентирует систему ценностных ориентиров писателя.

137-145 79
Аннотация

Цель. Сформировать научную концепцию, объясняющую значение иронии в поэтике двоемирия Петра Николаевича Мамонова.

Процедура и методы. С помощью структурного, семиотического и культурно-исторического методов проанализированы поэтические тексты песен музыкальной группы «Звуки Му», принадлежащие авторству П. Н. Мамонова. В частности, изучены специфика субъектной организации данных поэтических текстов, образ лирического героя, система мотивов, связанных с иронией как модусом восприятия действительности.

Результаты.  Доказано, что ирония – одна из важнейших форм психологического двоемирия в поэтике П. Н. Мамонова. С ней связаны мотивы подчинения системе, осмеяния лирического персонажа и его саморазоблачения, выхода за пределы нормы. Она реализуется через абсурд, гротеск, гиперболу, плеоназм, антифразис и сама становится выражением мрачного мироощущения, включающего осмысление духовных путей эпохи и парадоксальной природы жизни.

Теоретическая и/или практическая значимость. В работе исследуется поэтическое наследие П. Н. Мамонова, почти забытое отечественным литературоведением. Почти все поэтические тексты, изученные в работе, подвергаются научному осмыслению впервые. Продуктивным становится исследование взаимодействия парадокса и абсурда как эстетических категорий. Обогащается понимание специфики двоемирия в русской рок-поэзии.

146-154 76
Аннотация

Цель. Через авторские оценки сестры императора раскрыть тему семьи и брака в романе-эпопее А. Н. Толстого «Пётр Первый». Рассмотреть подробно данную проблему через любовные переживания царственных особ.

роцедура и методы. Для раскрытия темы используются аналитический и сравнительный методы исследования художественного текста. Особое внимание автором статьи уделено поэтике создания образа сестры Петра Первого – царевне Наталье Алексеевне. Даётся подробное и всестороннее осмысление характера героини, что не только помогает раскрыть сложный образ, но и подводит к пониманию затрагиваемых автором глобальных нравственных вопросов изменения уклада российского государства под влиянием европейских нововведений. Эта внутренняя психологическая борьба, одолевающие женскую натуру сомнения становятся прообразом внешней борьбы между старыми устоями и новыми тенденциями.

Результаты.В ходе исследования показывается, как писатель через конкретные бытовые вопросы, семейную тематику обращается к глобальным нравственно-философским проблемам столкновения восточной и западной культур и сохранения русской самобытности. Выявлены стилистические и художественные особенности, помогающие автору раскрыть полноту социальных явлений того периода.

Теоретическая и/или практическая значимость.Данное исследование подтверждает, что семейная проблематика занимает в творчестве А. Н. Толстого далеко не последнее место. Значимость работы заключается в углублённом и конкретном осмыслении пластического воплощения заявленной темы

РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.