Звуки мира и войны в главах из романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину»
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-3-18-25
Аннотация
Цель. Доказать, что перцептивная лексика со значением звука является одним из важнейших языковых средств в идиостиле М. А. Шолохова, и определить возможности этой лексики в отражении психологического состояния персонажей в главах из романа Шолохова «Они сражались за Родину».
Процедура и методы. Методом нацеленной выборки собран и проанализирован языковой материал из романа «Они сражались за Родину». С применением структурно-семантического метода исследовано функционирование перцептивной лексики со значением звука как одного из важных для идиостиля писателя средств выражения жизненной правды и психологического состояния персонажа.
Результаты. Установлено, что в главах из романа «Они сражались за Родину» перцептивная лексика со значением звука является одним из основных средств отражения идиостиля М. А. Шолохова и выражения психологического состояния персонажа в мирное и военное время; она отражает радость бытия в обычной жизни и нечеловеческие условия войны, в которых вынуждены существовать герои. Звуки войны разрушают человека физически, нарушают его психологическое состояние, заставляют испытывать всеобъемлющий страх, но не могут сломить силу духа и стремление к победе.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты дополняют теорию функционирования языковых единиц в художественном тексте, расширяют представление об особенностях идиостиля М. А. Шолохова. Проанализированный материал может быть использован в практике преподавания русского языка в вузе и школе.
Об авторе
Н. А. ГерасименкоРоссия
Герасименко Наталья Аркадьевна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры современного русского языка имени профессора П. А. Леканта
Москва
Список литературы
1. Авдевнина О. Ю. Ситуация восприятия в аспекте её синтаксического и художественного моделирования. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2022. 416 с.
2. Давыдова И. В. Особенности языковой репрезентации перцептивного опыта в научном тексте [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/35FLSK223.html (дата обращения: 10.04.2025).
3. Крюкова Л. Б., Колесникова А. Ю. Перцептивная семантика в творчестве В. Пелевина: художественная реализация и аксиологический потенциал языковых единиц // Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности: сборник статей. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. С. 131–136.
4. Рузин И. Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994. № 6. С. 79–100.
5. Тун Хуэй. Лексика со значением слухового восприятия в рассказе Юрия Коваля «Капитан Клюквин» // Вестник Вятского государственного университета. 2015. № 12. С. 115–120.
6. Дворяшин Ю. А. М. А. Шолохов в сознании современников: к 110-летию со дня рождения писателя // Литература в школе. 2015. № 12. С. 2–7.
7. Ковалева О. В. Изображение экстремальной социально обусловленной ситуации как способ демонстрации жизненных установок персонажа в рассказе М. А. Шолохова «Кривая стёжка» (взгляд лингвиста) // Мир Шолохова. 2024. № 2 (22). С. 46–58.
8. Котовчихина Н. Д. Эпическая проза М. А. Шолохова в русском литературном процессе ХХ века. М.: Таганка, 2004. 309 с.
9. Сигал К. Я. Своеобразие синтаксиса и пунктуации М. А. Шолохова // Этнолингвистика и лингвокультурология художественных текстов Михаила Шолохова / под ред. О. А. Давыдовой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. 489 с.