Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 3 (2011)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК

7-11 51
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению кате-
гории воспроизводимости и анализу лингвистических ме-
ханизмов воспроизводства языковых единиц в русском
языке. В работе представлено исследование категории
воспроизводимости как свойства регулярной повторяе-
мости извлекаемой из памяти, готовой к употреблению
единицы, описание факторов воспроизводства синтак-
сической схемы, а также анализируются структурные (в
первую очередь синтаксические) признаки, обусловлива-
ющие воспроизводимость бинарных сочинительных кон-
струкций в простом предложении.
12-16 60
Аннотация
В статье рассматриваются особенности
формирования лексико-семантических отношений меж-
ду производящей и производной основами лексических
единиц художественного текста. Сравнение семантичес-
кого объема слов пустыня и пустынный в языке произ-
ведений А.С. Пушкина продемонстрировало креативную
работу писателя над словом, его выразительным потен-
циалом, художественных потенциях. Статья адресована
аспирантам и студентам, работающим в контексте иссле-
дования пушкинского художественного пространства, а
также по проблематике художественного текста вообще.
17-21 76
Аннотация
В статье рассматриваются деепричас-
тия и деепричастные обороты, выполняющие функцию
второстепенного сказуемого и обозначающие действие,
сопутствующее действию глагола-сказуемого. С точ-
ки зрения выражения различных временных оттенков,
деепричастное действие может быть представлено как
одновременное с глагольным, предшествующее или пос-
ледующее по отношению к глагольному действию. Выде-
ляются следующие разновидности конструкций, в которых
главное и второстепенное действия представляются как
одновременные: 1) главное и второстепенное действия
параллельны и по отношению друг к другу почти незави-
симы; 2) главное и второстепенное действия составляют
одно сложное целое, один акт, или одно действие входит
в другое как его составная часть.
21-26 118
Аннотация
В художественном тексте не только во-
площается авторское видение мира, но и отражается на-
циональная специфика культуры того или иного народа.
Этому во многом способствуют изображения природы,
которые являются неотъемлемой частью произведений
русской классической литературы. В статье определяется
роль пейзажа в художественном тексте. Автор дает объ-
яснение понятия «пейзажная единица текста». На основе
проведенного исследования предлагает такие принципы
классификации пейзажных единиц, как семантический,
грамматический и функциональный.
26-33 74
Аннотация
В статье речь идет о когнитивных осно-
ваниях номинаций молодых людей в славянских языках
(главным образом русском и чешском). Прослеживается
история агентивов, обозначающих лиц молодого возрас-
та, с праславянского периода до наших дней, рассматри-
ваются их мотивационные модели и основные семанти-
ческие трансформации, обусловленные особенностями
русской и чешской лингвокультур, а также новообразова-
ния, реализующие стереотипные культурные коды, но с
помощью разных, культурно значимых образов
34-38 55
Аннотация
В статье анализируется роль связки и
именного компонента в формировании семантики ска-
зуемого. Связка указывает на характер мыслительной
операции, лежащей в основе предикации. Глагольные
связки со значением «именования» (называться, име-
новаться, зваться
) организуют предложения номинаци-
онного тождества. Рассматриваются случаи осложнения
значения номинации оценочными и характеризующими
смыслами. В этой связи выявляется роль лексического
значения именного компонента, его грамматической, сло-
вообразовательной семантики, а также значения формы
(творительный или именительный падеж). Наблюдается
связь формы творительного падежа с оценочным или ха-
рактеризующим значением, а именительного падежа - со
значением собственно номинации.
39-43 101
Аннотация
В статье рассматриваются особенности
оформления морфемных швов в зависимости от того, к
внутренней или к внешней форме обращена морфологи-
ческая структура слова. Анализируя различные уровни
звуковой формы слова, автор выделяет поверхностные
и глубинные пограничные сигналы, выявляет различия
префиксального и суффиксального морфемного шва,
связанные с положением морфем на шкале лексичности/
грамматичности. Пограничные сигналы рассмотрены на
фонетическом, фонемном и морфонемном уровнях
44-48 66
Аннотация
Категория тождества в русском языке ре-
ализуется в конструкциях, имеющих специфическую струк-
туру, показатели, семантику. Тождественными, то есть
идентичными, могут признаваться субъекты и объекты,
действия, признаки, обстоятельства, то есть все, что явля-
ется предметом речи. В данной статье рассматриваются
семантические варианты конструкций тождества действий,
производимых одним лицом. Автор рассматривает следу-
ющие значения: тождество нынешнего и прошлого дейс-
твий, одновременность действий одного лица, тождество
действий, приводящих к одному результату, тождество
модального плана - возможности или невозможности, не-
обходимости совершения действия, тождество косвенных
объектов, на которые одинаково распространяется или не
распространяется действие одного лица, тождество обсто-
ятельств, в которых совершается действие.

РУССКИЙ ЯЗЫК. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

49-53 65
Аннотация
Статья посвящена типологическому ана-
лизу зооморфных фразеологических единиц, характери-
зующих человека в лингвокультурологическом аспекте в
монгольских и русском языках. Сделана определенная
попытка по выяснению лексической семантики зоонимов
на примере следующих подгрупп пословиц, характеризу-
ющих человека: нравственные и социальные качества,
особенности трудовой деятельности. Анализ материала
помог выявить значительное сходство зооморфных фра-
зеологических единиц, характеризующих человека в рас-
сматриваемых нами языках.
54-58 75
Аннотация
В статье дается характеристика регу-
лятивных побудительных актов, определяются комму-
никативные роли участников общения, обозначаются
параметры просьбы-регулятива как типа побуждения:
бенефактивность каузируемого действия направлена на
всех членов социального коллектива, необлигаторность
выполнения каузируемого действия, включение в выска-
зывание лексики с реквестивной семантикой. В статье
выявлены языковые средства, характерные для про-
сьбы-регулятива, а также обоснована ведущая функция
этих типов побуждения - функция воздействия.
58-61 80
Аннотация
На примере анализа речевых реализа-
ций депутата Государственной Думы РФ Алексея Ивано-
вича Лебедя мы предложим попытку сопоставительного
описания особенностей темперамента названного поли-
тика в аспекте характеристики специфики его речевого
воздействия. Специфику темперамента определим с
помощью тестов, которые было предложено заполнить
А.И. Лебедю. В качестве характеристики речевого воз-
действия политика проанализируем использование по-
литиком таких выразительных средств речи, как фигуры.
Заполнение тестов и публикация анализируемых выступ-
лений А.И. Лебедя относятся к одному временному пери-
оду - январь 2011 года.
В результате докажем прямую взаимосвязь специфики
темперамента политика с его речевой выразительностью.
62-67 81
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме фор-
мирования словосочетаний с родительным приименным.
В статье последовательно обосновывается новый взгляд
на словосочетание как особую категорию функциональ-
но-коммуникативного синтаксиса с учетом традиционных
концепций понимания данной единицы; поднимается
проблема определения функций падежей, в частности
родительного приименного, как особого падежа в русской
падежной системе; ставятся задачи по описанию систе-
мы именных словосочетаний; доказывается необходи-
мость привлечения сопоставительного материала для
изучения словосочетаний с родительным приименным в
рамках функционально-коммуникативной лингводидакти-
ческой модели языка.
67-70 65
Аннотация
В статье реконструируется качество фо-
немы <ě> в шенкурском диалекте XVII века. Для опреде-
ления звука на месте *ě приводятся материалы памят-
ников деловой письменности, которые сравниваются с
данными диалектных записей XX века. Для определения
времени начала утраты фонемы <ě>, полученные резуль-
таты сопоставляются с материалами тех же рукописей,
касающихся фонемы <ф>. В результате делается вывод,
что <ě> как особая фонема была свойственна изучаемо-
му говору в XVII веке, а утрачиваться начала позднее.
70-75 131
Аннотация
В данной статье рассматриваются семан-
тическое значение и языковое происхождение итальянских
заимствований в русском языке. Под влиянием внешних
и внутренних причин значение некоторых из них могло
измениться (консерватория, помада), расшириться, в за-
висимости от сферы употребления (лимон, паста, пара-
пет
, касса), или утратиться (барак, банкет). В процессе
изучения происхождения итальянских заимствований ана-
лизируются и сравниваются словарные статьи этимоло-
гических и толковых словарей. В результате выявляется
их семантическая активность, т. е. у большинства иссле-
дованных слов семантика расширяется пропорционально
активности в различных коммуникативных сферах
75-79 76
Аннотация
В данной статье проанализированы лек-
сико-семантические варианты лексемы «зеркало» в по-
вести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Её внутренняя
форма соотносится с содержанием передаваемой куль-
турной информации, вбирающей в себя известный спектр
представлений, ассоциаций, верований. В статье лексе-
ма «зеркало» рассматривается как полифункциональный
символ в его лингвокультурологическом понимании. На
материале повести даётся его интерпретация, раскры-
вается роль в идейно-художественном и эмоциональном
ракурсах произведения.
80-86 67
Аннотация
Объектом исследования данной статьи
являются синонимичные средства, используемые для оп-
ределения значения лексем, которые были заимствова-
ны (преимущественно из польского языка) в Петровскую
эпоху. Язык текстов путевых записок рубежа XVII-XVIII
веков, на материале которых проводится исследование,
содержит множество новообразований того времени.
Последние включают в себя как впоследствии освоенные
русским языком единицы, так и вкрапления, обусловлен-
ные пребыванием автора в соответствующей языковой
среде. На основе данных «Польского общего словаря…»
К.А. Кондратовича (1775 г.) выявляются закрепленные в
лексикографии изменения, касающиеся контекстуально-
обусловленных значений заимствованных слов.
86-89 79
Аннотация
В статье рассматривается термино-
логия и обрядовое использование хлеба в кубанском
свадебном обряде на фоне родственных традиций. Со-
поставление позволяет выявить элементы исходного ук-
раинского обряда, заимствования из других традиций, а
также новообразования в обрядовой стороне кубанской
свадьбе. Исследование основывается на сообщениях
информантов, проживающих в станице Черноерковской
Славянского района. Изучение обрядности на материале
одного поселения способствует преодолению случайного
выбора реалий для анализа и позволяет реализовать
принцип системности.
89-93 72
Аннотация
В статье рассмотрены случаи использова-
ния эпитетов в деловой письменности на примере текстов
манифестов XVIII в., проанализированы случаи употреб-
ления данного средства выразительности и особенности
семантики образующих его лексем. На основании разбора
актов середины XVIII в., в сопоставлении с последующими
документами, показывается, что в этот период характер-
ной чертой данного жанра делового языка является сов-
мещение принятых в делопроизводстве норм и правил с
индивидуально-авторскими особенностями языка.

ЛИТЕРАТУРА

94-100 97
Аннотация
В статье рассматриваются параллели
между произведениями Н.М.Карамзина и М.Ю.Лермонтова
1837-1841 гг. Стихотворения и проза Карамзина высту-
пают одним из генетических источников «лермонтов-
ских» настроений в русском романтизме первой трети
XIX в. Этому способствовали широта и многогранность
художественных воззрений Карамзина. Сознательное
стремление Лермонтова следовать карамзинскому худо-
жественному опыту доказывается в статье как анализом
лирических произведений поэта, так и сопоставительным
изучением романа «Герой нашего времени» и повести
«Рыцарь нашего времени» Карамзина. Сделаны выводы
о значении карамзинского повествования для духовно-
нравственных и художественных исканий Лермонтова
101-109 71
Аннотация
В статье рассмотрены в качестве итого-
вых выдающиеся произведения М.Ю. Лермонтова 1839
года - «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени»; они
представлены как результат всего творчества писателя
на протяжении его жизни, приведены и его последние
письма. Особенно художественно выразительно рели-
гиозный сиротский мотив прозвучал в поэме «Мцыри» и
предшествующих: «Исповедь», «Боярин Орша». Изучая
прежде всего мировоззрение русского гения, автор ста-
тьи приходит к выводу об утверждении Лермонтовым ос-
нов христианской этики.
110-116 122
Аннотация
В данной статье, посвящённой роману Е.
Замятина «Мы», через портретные описания анализиру-
ются и образ мира, в котором отражён вечный конфликт
природного и цивилизационного, и образ человека, кото-
рый становится главным объектом этой борьбы. В статье
большое внимание уделено особенностям индивидуаль-
ного стиля Е. Замятина, прежде всего, стилизации стилей
изобразительного искусства (импрессионизма, абстрак-
ционизма, сюрреализма), культурологической насыщен-
ности образов в романе, роли художественной детали в
портретных описаниях.
117-124 74
Аннотация
В статье впервые проведен сопостави-
тельный анализ поэмы А. Шамиссо «Salas y Gomez» и
ее русской интерпретации, осуществленной известной
поэтессой и переводчицей К.К. Павловой. Отмечается,
что в русском переводе сохранены образная система
подлинника, его характерная устремленность к реалисти-
ческому воссозданию условий пребывания героя-робин-
зона на тихоокеанском острове, однако существенно ина-
че интерпретирована тема одиночества, представлены
значимые для Шамиссо образы креста, звезды, а также
цифровая символика.
125-129 76
Аннотация
Проблема детства решалась М.Е. Сал-
тыковым-Щедриным и Ф.М. Достоевским в тесной связи
с драматическими размышлениями о судьбах родины, о
семейном союзе, о самореализации человеческой лич-
ности. Художественно-философская концепция детства
обоих писателей была во многом близкой. Они испыты-
вали глубочайшую тревогу за ребенка в современном
мире, указывали на опасность бездуховности, цинизма,
превалирования материальных интересов. Салтыков-
Щедрин видел главную цель в формировании человека-
гражданина, который стремится к общественному благу.
Достоевский выдвигал на первый план духовно-нрав-
ственное, христианское воспитание юношества, дающее
ему незыблемые основания в жизни.
129-135 54
Аннотация
В статье излагается принципиально но-
вый взгляд на роль экфрасиса в русской словесности.
Созерцание движения вещественных символов открыва-
ет движение духовной реальности, а через него и цель
этого движения, т. е. раскрытие божественного замысла,
содержащегося в логосах. Традиции русского экфрасиса,
истоки которого заложены в древних хожениях и разви-
ты в паломнической литературе, продолжены в много-
численных описаниях храмов, икон, храмового действа,
картин, архитектурных сооружений, музеев, выставок,
содержащихся в текстах Н. Федорова

ЛИТЕРАТУРА. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

136-141 109
Аннотация
Творчество Есенина раскрывает нацио-
нальное сознание русского народа. Периодизация твор-
чества представляет собой последовательную смену
форм выражения поэтического «я»: от «смиренного ино-
ка», пророка «Третьего завета», романтического бунтаря,
поэта-хулигана до «Пушкина ХХ века», в чем и проявляет-
ся национальный характер лирического героя Есенина.
Национальное своеобразие русского народа обуслов-
лено амбивалентностью его души, что определяет и эво-
люцию лирического героя, который прошел путь от цель-
ного православного вероисповедания через отклонение от
нормы к возвращению к прежним идеалам, но на более вы-
соком уровне их восприятия и осуществления. Лирический
герой Есенина выражает созерцательность и софийность
народного мироощущения, эсхатологическое и мессианс-
кое сознание, соборное мышление, жажду духовного обо-
гащения. Отличительными чертами характера являются
милосердие, совестливость, искренность, стихийность.
142-147 98
Аннотация
В статье раскрываются особенности ав-
торской позиции в романе «Плацдарм». Даётся анализ
поведения человека в трагической ситуации военного про-
тивостояния. Бесчеловечность, противоестественность,
бессмысленность войны В. Астафьев противопоставляет
незыблемости мироздания. Писательская мысль о цене
победы, которую заплатил народ в ходе Великой Отечес-
твенной войны, пронизана трагизмом. Включая религиоз-
но-философские аспекты в собственно авторскую систему
смыслов и образов, В.П. Астафьев создаёт свою концепцию
трагического, являясь продолжателем классических тради-
ций утверждения идей, восходящих к христианской этике.
148-157 86
Аннотация
В статье выявляются сюжетно-компози-
ционные особенности соцреалистической литературы.
Анализ основан на описании тем, являющихся пока-
зательными для соцреалистического романа, а также
лексики, составляющей словесный ряд данных тем.
Cоциалистический реализм рассматривается как не прос-
то эстетическая доктрина, но сложный культурно-идеоло-
гический комплекс. Автор приходит к выводу о том, что
под соцреалистическим стилем следует понимать не
только способ выражения, но и особую ментальность.
Определяются специфика культуры социалистического
реализма, идеологические и этические рамки содержа-
ния соцреалистического произведения.
158-163 71
Аннотация
Дневник М. Пришвина воплощает в себе
идею творчества жизни, связанную с особенностью вос-
приятия времени писателем. Отношение ко времени в
дневнике Пришвина выявляется через сопоставление с
традицией модернизма в западноевропейской литературе
(М. Пруст, Дж. Джойс). Подобное сопоставление обнаружи-
вает черты сходства и различия: собирание личного начала
во времени в творчестве Пруста, Джойса связана с идеей
обретения своего Я, в дневнике Пришвина идея внесения
личного начала в движение жизни, одухотворяющего ее и
преображающего, - это путь поиска града Китежа, собира-
ния новой общности спасенных, преображенных существ.
164-169 48
Аннотация
В статье рассматривается развитие по-
вести в якутской литературе с 20-х годов по 90-е года
ХХ века. Якутская повесть претерпела значительные пе-
ремены: с первых попыток завоевания этого жанра, где
основной проблематикой была революционная борьба,
борьба за новое общество до повести, где во главу угла
ставятся философские, социально-психологические про-
блемы современного общества. Таким образом, повесть
в якутской литературе, с одной стороны, прошла тернис-
тый путь становления жанра, с другой - обогатилась жан-
ровыми разновидностями и средствами художественной
поэтики. Повесть на современном этапе находится в цент-
ре жанрово-стилевых поисков якутской литературы.
170-175 55
Аннотация
На материале поэтических произве-
дений И. Кулбрит и Ч.У. Стоддарда рассмотрен вопрос
об особенностях отображения в их творчестве духовно-
философских переживаний. Показано, что, несмотря на
распространенное мнение, согласно которому круг тем,
избираемых авторами-областниками, как правило, ог-
раничивается интерпретацией регионального мифа и
пейзажной лирикой, поэзия «местного колорита» аме-
риканского Дальнего Запада включает обширный пласт
стихотворений, посвященных проявлениям душевной
жизни человека. Сделан вывод, что отличные по многим
критериям духовно-философские произведения указан-
ных авторов объединяет проявление стремления к добру
и красоте, а также вера в лучшее будущее.
175-178 61
Аннотация
Книга воспоминаний В. Яновского «Поля
Елисейские» - это серия мемуаров о русских писателях-
эмигрантах первой волны. Автор передает атмосферу
русского Парижа 1930-40х, создает литературные портре-
ты. Это одно из самых подробных и содержательных вос-
поминаний о жизни русской эмиграции. Обилие фактов и
действующих лиц требует более точного определения, т.
к. это несомненный признак превалирующей роли автора,
выступающего подчас как активное действующее лицо,
что указывает на жанровые признаки автобиографии. На-
сыщенность тонкими оценками, экспрессивный, точный
и контрастный стиль автора задают тон книге, хотя и не
позволяют уточнить авторские предпочтения. Масштабное
эссе, ярко передающее кипение эмигрантской жизни.
178-182 55
Аннотация
Статья предлагает мотивный анализ но-
веллистического цикла Джона Стейнбека «Рыжий пони».
Мотив смерти рассматривается как центральный ком-
позиционный элемент, определяющий единство цикла.
Новеллы «Подарок», «Великие Горы» и «Обещание»,
вошедшие в него, обозреваются как составляющие мно-
гокомпонентного единства. Представленный мотив, яв-
ляясь основой объединения этих компонентов в единое
целое, обретает новую трактовку в каждой из новелл и
способствует целостному развитию ведущей темы цикла -
постижению окружающего мира ребенком.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)