Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 2 (2011)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК

7-13 115
Аннотация

В статье рассматривается сходство как сравнительный смысл и его отражение в разных сравнительных конструкциях. Сходство объектов может лежать в природе вещей или создаваться самим языком - значением и сочетаемостью компаративной константы. Разное содержание понятия объясняется типом сравнения - образного, логического, эталонного - и типом конструкции - со сравнительным союзом или со сравнительным предикатом. Как сходство в узком понимании термина рассматривается значение сравнительных конструкций с предикатом «сходство».

13-19 65
Аннотация

Статья посвящена диахроническим изменениям концепта «государство», отраженным в художественных текстах XVIII-XXI вв. Выделяются пять этапов эволюции концепта, описываются характер- ные для каждого из них когнитивные процедуры. Анализируются изменения в семантической структуре и контекстуальных значениях слов государство, страна, власть, а также перераспределение между ними функций репрезентации исследуемого концепта.

20-27 262
Аннотация

В статье тезис о расширении аналитизма в грамматическом строе русского языка аргумен- тируется активизацией аналитических форм времени и наклонения со связкой быть. Категории времени, наклонения, лица, репрезентируемые формами связки, характеризуют часть речи предикатив, который имеет категориальное значение состояния. Эта гибридная часть речи имеет указанные признаки глагола и адъективные формы рода и числа

28-33 70
Аннотация

Водители автомашин общаются с помощью разнообразных графических знаков и сигналов. Значительную их часть составляют русскоязычные надписи. Другие знаки и сигналы относятся к знаковым системам различной природы. Материал и способ изготовления знака позволяют определить источник со- общения. Прагматический анализ служит для оценки уместности сообщения. Расположение знака на авто- мобиле указывает на предполагаемого адресата. Изученные особенности сообщений на автомобиле дают основания для регулирования общения водителей.

34-38 63
Аннотация

Статья посвящена функциональным особенностям междометия о в экспрессивной поэти- ческой речи. Экспрессивно-смысловая окраска междометия зависит от речевой ситуации (восторг, испуг, гнев, досада и др.). Междометие - субъективный речевой знак, служащий для выражения эмоциональной реакции говорящего на действительность. Выражая разнообразные эмоции, настроения, междометие о не обозначает, не называет их. Данное положение придает поэзии большую субъективность, делая смысл тек- ста многогранным, разнообразным, не только индивидуально-авторским, но и индивидуальным в каждом прочтении.

38-44 94
Аннотация

В статье поднимаются проблемы эффективности рекламного текста. Языковая игра рас- сматривается не только как стилистический прием усиления выразительности текста, но и как эффективное средство адресации информации, поскольку предмет языковой игры может быть адекватно понят только тем адресатом, который был спрогнозирован автором сообщения. Анализируются наиболее распростра- ненные приемы языковой игры, использующиеся в рекламных текстах вербально-визуального типа, вы- является степень эффективности их воздействия на адресата. Приемы игры рассматриваются не только на вербальном уровне, но и на уровне визуального образа. Анализ рекламных текстов с использованием приемов языковой игры подкреплен результатами анкетирования потребительских предпочтений, которые позволили расширить представление о коммуникативной эффективности рекламных текстов, когда пер- локутивный эффект достигается, в том числе, и за счет грамотного использования оригинальных средств адресации информации, к которым относятся приемы языковой игры.

45-49 54
Аннотация

Категория тождества в русском языке предполагает два семантических варианта: тождест- во предмета самому себе и идентичность различных предметов. Семантика тождества различных предме- тов реализуется в определенных структурно-семантических разновидностях, которые названы в работе и проиллюстрированы примерами. Автор рассматривает следующие значения: тождество действий двух и более лиц, тождество субъектов действия, тождество мыслительных, интеллектуальных операций двух и более лиц, тождество эмоций, чувств, тождество признаков, значение единения, максимальной близости, взаимообусловленности.

РУССКИЙ ЯЗЫК. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

50-55 75
Аннотация

Осуществлен семантико-функциональный анализ заменяющих наименований в творчест- ве Н.В. Гоголя с позиций эстетических воззрений на слово. Выявленные заменяющие наименования ху- дожественного пространства цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя эстетически оправданы, поскольку применены: 1) для замены «точных названий пугающих предметов и явлений»; 2) при нежелании называть что-либо неприятное, отвратительное своим прямым именем; 3) для обозначения того, что в данную эпоху и в данном конкретном социуме считается неприличным; 4) во избежание прямого наименования из боязни обидеть либо собеседника, либо третье лицо. Эвфемизация в поэме «Мертвые души» связана, главным образом, с категорией неопределенности.

56-62 60
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы синтаксической и лексической деривации оценочных прилагательных в их атрибутивной и предикативной функциях. Описывается словообразовательный ряд прилагательных-прагмем, коннотаций и функций как механизм формирования объективного фактора оцен- ки; модификационное словообразование как выражение субъективного фактора оценки.

63-67 49
Аннотация

В статье эксплицируется механизм семантического соединения религиозного, нравствен- ного и социального начал на материале пословицы «Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счёт». Эта пословица рассматривается в качестве инварианта открытого списка пословичных текстов. Описание ме- ханизма производится на основании представленной композиционной схемы ключевых слов, понимаемых как строевые слова словесного произведения. Окказиональная синонимизация ключевых слов в после- довательности частей словесного произведения раскрывает семантическое содержание понятия русской соборности.

67-71 74
Аннотация

В настоящей статье мы предлагаем читателям некоторые материалы из истории отде- льных русских фамилий с диалектными основами, бытование которых засвидетельствовано в селе Чигорак Воронежской области. Анализ основ таких фамилий - это своеобразный рассказ, в котором содержится разноплановая информация, характеризующая тот или иной регион. Для исследования истории ареала и сбора антропонимического материала XVIII - XIX вв. автор пользовался фондами Государственного архива Тамбовской области (ревизскими сказками за 1833, 1834, 1858 годы, отдельными сохранившимися выпис- ками из метрических книг ХVIII и XIX веков).

72-78 140
Аннотация

В статье исследуется феномен языковой личности политика с позиций антропоцентричес- кого подхода. Показана специфика политического дискурса, его оценочная природа, обусловленная его главной интенцией - борьбой за власть. Выявлен многоаспектный характер языковой личности полити- ка. Проанализированы оценочные конструкции, в которых вербализованы субъект, объект или предикат оценки. Определены основные речевые роли, в которых выступает говорящий в политическом дискурсе, реализуя свои стратегии и тактики.

78-84 66
Аннотация

В настоящей статье на материале пьес А.Н. Островского характеризуется грамматическая семантика дебитивных предложений, представляющих собой особый класс односоставных предложений глагольного строя с главным членом - независимым инфинитивом. Основная семантика предложений данного типа заключается в выражении значения необходимости, которое в конкретных речевых актах осложняется вариантными модальными значениями. Специфика од- носоставных дебитивных предложений заключается в том, что значение долженствования, необходимости не имеет эксплицитных средств выражения, а передается на основе имплицитной номинации. Односостав- ные дебитивные предложения в пьесах А.Н. Островского представляют собой разнообразные инварианты реализации модального значения необходимости, объединяемые в три основных типа: ситуативно-пред- определенная необходимость; предписываемая необходимость; целесообразная необходимость.

84-89 90
Аннотация

В статье представлен анализ синтаксических конструкций со значением предсказания на материале русских пословиц. Приводится классификация основных типов предсказаний: собственно предсказание, предсказание-совет, предсказание-предостережение, предсказание-поучение. Описаны ос- новные синтаксические средства выражения предсказания: сложное бессоюзное, сложноподчиненное и простое предложения. Предсказание сравнивается с другими видами речевых актов в сфере запретов. Выявлена роль интонации и коммуникативных интенций говорящего в предсказании.

89-92 60
Аннотация

В данной статье речь идёт об афоризмах, выделенных произведений А.В. Суворова: «Пол- кового учреждения», «Науки побеждать», его писем, записок, диспозиций, реляций, рапортов и т. д. Афоризмы и фразеологизмы играют особую роль в передаче авторской и коллективной мудрости от поколения к поколению. Основой афористики является человеческая жизнь и её противоречия, поэтому тематика афоризмов весьма разнообразна. Выделяются группы афоризмов по тематическому принципу («стратегия», «тактика», «воспитание и обучение», патриотизм», «здоровье»), анализируется их язык, смысловые доминанты, изобразительно-выразительные особенности.

92-98 81
Аннотация

статье производится выявление причин, по которым возникло понятие «языковая норма», а также анализ его структуры. Привлечение внимания к категории «языковая норма» в рамках культуры речи было обусловлено рядом причин: изменениями в социальной жизни российского общества, сомнени- ями относительно возможности регулировать языковые процессы, осознаваемой потребностью в установ- лении отношений внутри дихотомии «система - норма». В силу своей «разноприродности» категория «языковая норма» может быть полностью изучена только при комплексном подходе, который включает ее рассмотрение на философском, внелингвистическом и внутрилингвистическом уровнях. На современном этапе развития культуры речи наблюдается расширение объема понятия «языковая норма», которое трактуется не только как образцовая, но и как прагматическая категория.

98-103 57
Аннотация

В статье анализируется один из аспектов логико-грамматической категории отрицания, а именно - отрицание при глагольном императиве. Анализ производится на материале Деяний святых апос- толов. Целью работы является сравнение грамматических средств выражения отрицания в русском и ла- тинском языках в избранном тексте. Анализ языкового материала показывает, что как русский, так и латин- ский глагольный отрицательный императив реализуют в структуре Священного Писания запретительные поведенческие нормы, которые являются базовыми для христианской цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

104-111 64
Аннотация

В статье раскрывается вопрос о состоянии русской литературы рубежа ХIХ-ХХ веков, месте А.П. Чехова и писателей-беллетристов в литературном процессе; даны суждения критиков и публицистов о появлении новых литературных талантов, не всегда правильно оценённых критикой, но, тем не менее, составивших ту литературную школу, во главе которой стоял Чехов; высказывается мысль о становлении чеховской «артели», как она была воспринята Михайловским, Меньшиковым и другими критиками конца 1880-1900-х годов.

112-116 69
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые критические отзывы о поэзии В.Г. Бенедиктова, да- ровитого и оригинального поэта XIX века. В восторженной рецензии С.П. Шевырева, опубликованной в жур- нале «Московский наблюдатель», в частности, утверждалось, что лишь с приходом Бенедиктова в русской поэзии «явилась мысль». Однако наряду с этой спорной мыслью Шевырев справедливо отметил глубокую духовность, предельную откровенность «покаянной» лирики Бенедиктова. Рецензия вызвала резкий поле- мический отклик Ф.В. Булгарина, несогласного со столь высокой оценкой творчества начинающего поэта.

117-122 107
Аннотация

Статья посвящена особенностям мифопоэтики итогового романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Показано, что мифопоэтическая система романа не исчерпывается христианскими мотивами, которые к тому же выступают у Пастернака в трансформированном виде. Отмечено то влияние, которую оказали на мифопоэтическую семантику романа идеи русской религиозной философии. Механизм мифопо- этизации, выработанный Пастернаком, строится на придании конкретным явлениям и фигурам обобщенно- символического значения; а также на вторичной мифологизации литературно-поэтических и ряда христи- анских образов. Мифопоэтика романа ориентирована на воссоздание целостного образа отечественной культуры («культурологический миф»), осмысляемой в историческом и в мистическом контекстах.

ЛИТЕРАТУРА. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

128-131 75
Аннотация

В настоящей работе исследуются статьи писателя и публициста Владимира Короленко о Льве Толстом, рассматриваются факты биографий писателей: личные встречи, переписка. Короленко оце- нивает Толстого с разных позиций: как критика, как поклонника, отдающего дань могучему таланту Толс- того, и, наконец, как антагониста многих идей Толстого. В статьях Короленко становится видна огромная разница между мировоззрениями двух писателей. Эти же статьи обнаруживают и сходство писателей. Оба они служат делу правды. Ценность данных статей Короленко не только в том, что он обрисовывает слож- ную и противоречивую фигуру Толстого, но и в том, что статьи дают нам понятие и о творческом методе и взглядах самого Владимира Короленко, великого писателя и публициста.

131-137 109
Аннотация

В статье рассматривается перевод баллады Томаса Кэмпбелла Lord Ullins Daughter («Дочь лорда Уллина», 1809), выполненный в 1833 году В.А. Жуковским. Опираясь на дескриптивный подход в пе- реводоведении и его ключевую категорию «переводческой нормы», автор статьи в ходе сопоставительного анализа отмечает переводческие решения Жуковского и выявляет его стратегию по видоизменению под- линника в соответствии со своей идейно-эстетической системой, что обусловило не только формальные трансформации оригинала, но и «перекодирование» сюжетно-содержательных аспектов баллады и введе- ние в нее дополнительных мотивов

123-127 96
Аннотация

Автор статьи анализирует использование цветовой детали в романе современной писа- тельницы Л.Е. Улицкой. Доказывает, что цветовая художественная деталь служит для характеристики литературных героев, построения сюжета произведения. Автор классифицирует героев в соответствии с характеристикой через использование ими цвета. Особое внимание уделено соотнесению белого и черного цветов, а также световой характеристике персонажей.

137-140 63
Аннотация

В статье анализируется авторская манера Федора Абрамова как публициста при созда- нии литературного портрета. По результатам исследования выяснилось, что писатель в своем творчестве затронул практически все разновидности жанра: некролог, юбилейную статью, собственно литературный портрет и критико-биографический очерк. К созданию портретов известных современников автор подхо- дит с позиций критика и писателя одновременно. В статье реализуется конкретная цель - определить ху- дожественный метод, примененный Фёдором Абрамовым в жанре литературного портрета. Он сочетает достоверное изображение окружающей действительности, стремление интуитивно проникнуть в глубину внутреннего мира человека и попытку осмыслить каждую судьбу в неразрывной связи с жизнью своего времени. Сходные приемы используются Фёдором Абрамовым во всех случаях, когда он создает образ своего героя.

141-145 80
Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы символического соотнесения образа дома в произведениях литературы США эпохи романтизма с мечтой литературного героя, поиском личного счастья и стремлением к идеальному. Раскрываются особенности авторской интерпретации стремления личности к совершенству и красоте в произведениях Э. По и Г. Мелвилла. На примере цитат из текста произведений этих авторов подтверждается наличие символической связи между образом дома и мечтой об идеальном устройстве пространства, окружающего человека. В статье также определяется место, занимаемое обра- зом дома в национальной системе представлений о личном и общественном благополучии

146-150 61
Аннотация

Мемуары русского зарубежья представляют особую форму словесного творчества, особен- ный пласт культуры. Не только старшее поколение писателей-эмигрантов, большую часть жизни связанное с Россией, но и молодые, начинавшие в эмиграции, обращались в произведениях к исторической памяти, подчеркивали свою причастность к истории своей родины. В статье представлено многообразие жанровых форм мемуаристики первой волны русского зарубежья. Важной их чертой является приверженность тради- циям русской литературы и присутствие «авторского я». Автор выделяет жанр литературного портрета, ав- тобиографии, дневниковые записи, эпистолярий, жанр путешествия. Эти формы получили широкое распро- странение в литературе русского зарубежья, стремившейся восстановить утраченную связь поколений.

151-157 64
Аннотация

Предметом настоящей статьи является эмоционально-чувственное воздействие донской эпопеи на лирическое сознание читателей «Тихого Дона». Работа проиллюстрирована свидетельствами современников М.А. Шолохова. Среди них высказывания известных деятелей литературы и искусства: кинорежиссёров, писателей, поэтов, художников, композиторов и музыкантов. Эти высказывания говорят о том, что известный писатель являлся стимулятором художественной энергии для многих своих совре- менников. На основании вышеизложенного автор работы приходит к выводу, что М.А. Шолохов был са- мобытным и полнокровным лириком, оказавшим мощное воздействие на чувственное восприятие мира современниками.

157-162 86
Аннотация

Пристальное внимание к малым созданиям природы - отличительная черта творческого метода Виктора Петровича Астафьева. В своих произведениях писатель мастерски создает настоящие «портреты» природных микромиров - растений, животных, птиц и насекомых. Интерес писателя ко всем, даже малейшим проявлениям жизни в окружающем мире обусловлен его образом мыслей, крестьянским по своей сути. Статья посвящена исследованию поэтики природных микромиров. Выявляются и характе- ризуются выразительные средства, которые использует Астафьев: олицетворения, эпитеты, диалектизмы, ритмизация текста и другие. Прослеживается эволюция поэтики микромиров: от первых подступов автора к их изображению в ранних произведениях до глубокой нагруженности природных образов социальными смыслами в поздней прозе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)