№ 5 (2011)
Скачать выпуск
PDF
РУССКИЙ ЯЗЫК
РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
В ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ОНОМАСТИКИ РЕГИОНОВ
(НА МАТЕРИАЛЕ СРЕДНЕГО ПООЧЬЯ)
7-11 61
Аннотация
Лингвистические данные являют-
ся одним из источников при изучении древнейшей
ономастики регионов. Они позволяют интерпрети-
ровать имеющийся материал с точки зрения его
языкового происхождения, а также установить при-
надлежность корпуса топонимов группе носителей
того или иного диалекта. В статье дается теоре-
тическое обоснование эффективности сопостав-
ления лингвистических и ономастических данных
и на материале топонимии Среднего (Рязанского)
Поочья демонстрируются возможности подобной
корреляции с указанием направлений дальнейших
региональных исследований.
ся одним из источников при изучении древнейшей
ономастики регионов. Они позволяют интерпрети-
ровать имеющийся материал с точки зрения его
языкового происхождения, а также установить при-
надлежность корпуса топонимов группе носителей
того или иного диалекта. В статье дается теоре-
тическое обоснование эффективности сопостав-
ления лингвистических и ономастических данных
и на материале топонимии Среднего (Рязанского)
Поочья демонстрируются возможности подобной
корреляции с указанием направлений дальнейших
региональных исследований.
12-15 69
Аннотация
Данная статья выделяет суггестив-
ность рекламного слогана - способность информа-
ции, передаваемой им, проникать в сознание реци-
пиента, минуя критические барьеры сознания, как
одну из его основных характеристик наряду с тра-
диционно упоминаемыми лаконичностью и экспрес-
сивностью. Данное утверждение аргументируется
результатами сравнительного анализа строевых
особенностей рекламного слогана и заговорного
текста, которые обнаруживают сходство по целому
ряду параметров на грамматическом, лексическом и
фонетическом уровнях строя.
ность рекламного слогана - способность информа-
ции, передаваемой им, проникать в сознание реци-
пиента, минуя критические барьеры сознания, как
одну из его основных характеристик наряду с тра-
диционно упоминаемыми лаконичностью и экспрес-
сивностью. Данное утверждение аргументируется
результатами сравнительного анализа строевых
особенностей рекламного слогана и заговорного
текста, которые обнаруживают сходство по целому
ряду параметров на грамматическом, лексическом и
фонетическом уровнях строя.
16-21 69
Аннотация
Данная статья освещает функцио-
нальную зависимость понимания предложения от
меры понимания его составных компонентов, пред-
лагает графическую модель понимания отдельных
компонентов предложения, создает теоретическую
модель понимания всего предложения, разбивает
глубину понимания на три уровня и вводит числен-
ное обозначение уровней понимания. В статье объ-
ясняются понятия «коридора понимания» и «меры
смысла», графически анализируются предложения
из художественных произведений.
нальную зависимость понимания предложения от
меры понимания его составных компонентов, пред-
лагает графическую модель понимания отдельных
компонентов предложения, создает теоретическую
модель понимания всего предложения, разбивает
глубину понимания на три уровня и вводит числен-
ное обозначение уровней понимания. В статье объ-
ясняются понятия «коридора понимания» и «меры
смысла», графически анализируются предложения
из художественных произведений.
22-27 167
Аннотация
В статье ставится проблема органи-
зации языковой асимметрии. В качестве её функций
выделяются организующая, дифференцирующая и
расширяющая. Их взаимодействие позволяет выде-
лить структурный и функциональный типы, первый
из которых подразделяется на внутрипарную, пово-
ротную и шаровую разновидности. Функциональная
разновидность асимметрии проявляет себя как об-
ратно пропорциональная зависимость функции и
структуры языковой единицы, что обнаруживается
в русском языке, например, благодаря существова-
нию нулевых форм.
зации языковой асимметрии. В качестве её функций
выделяются организующая, дифференцирующая и
расширяющая. Их взаимодействие позволяет выде-
лить структурный и функциональный типы, первый
из которых подразделяется на внутрипарную, пово-
ротную и шаровую разновидности. Функциональная
разновидность асимметрии проявляет себя как об-
ратно пропорциональная зависимость функции и
структуры языковой единицы, что обнаруживается
в русском языке, например, благодаря существова-
нию нулевых форм.
28-33 57
Аннотация
В статье рассматриваются русские
предложения типа Куда бы пойти сегодня ве-
чером? Доказывается, что данная разновидность
предложений является комбинацией двух типов -
вопросительного и оптативного. В описании пред-
ставлены структурный, семантический и функцио-
нальный (коммуникативно-прагматический) аспек-
ты. Предлагается перечень вопросов для описания
механизма формирования подобных коммуникатив-
ных типов предложений. Для уточнения специфики
исследуемой разновидности проводится сравнение
с собственно-вопросительными и вопросительно-
повествовательными предложениями.
предложения типа Куда бы пойти сегодня ве-
чером? Доказывается, что данная разновидность
предложений является комбинацией двух типов -
вопросительного и оптативного. В описании пред-
ставлены структурный, семантический и функцио-
нальный (коммуникативно-прагматический) аспек-
ты. Предлагается перечень вопросов для описания
механизма формирования подобных коммуникатив-
ных типов предложений. Для уточнения специфики
исследуемой разновидности проводится сравнение
с собственно-вопросительными и вопросительно-
повествовательными предложениями.
34-39 74
Аннотация
В статье рассматриваются семан-
тико-функциональные особенности производного
предлога порядка в сопоставлении с другими
маркерами приблизительности и констатируется
его семантическое своеобразие как средства обоз-
начения количественного ориентира, как способа
выражения «точной приблизительности», что обус-
ловлено семантическим наполнением исходного су-
ществительного порядок - как общеязыковым, так
и терминологическим его значением. Анализируя
стилистически разноплановые контексты (из науч-
но-популярной, устной публицистической, устной
неофициальной речи и др.), автор предлагает уточ-
нить стилистическую квалификацию аппроксимато-
ра порядка, всё более активно использующегося в
официальной публичной речи начала XXI века.
тико-функциональные особенности производного
предлога порядка в сопоставлении с другими
маркерами приблизительности и констатируется
его семантическое своеобразие как средства обоз-
начения количественного ориентира, как способа
выражения «точной приблизительности», что обус-
ловлено семантическим наполнением исходного су-
ществительного порядок - как общеязыковым, так
и терминологическим его значением. Анализируя
стилистически разноплановые контексты (из науч-
но-популярной, устной публицистической, устной
неофициальной речи и др.), автор предлагает уточ-
нить стилистическую квалификацию аппроксимато-
ра порядка, всё более активно использующегося в
официальной публичной речи начала XXI века.
40-45 123
Аннотация
В статье анализируется корпус ко-
лористических сложных эпитетов, рассматриваются
их структурные и семантические модели. Привлече-
ние богатого иллюстративного материала позволи-
ло обозначить, как на протяжении развития русского
литературного языка благодаря метафорической
актуализации основ относительных прилагательных
расширялось функционирование подобных единиц.
Активное использование композитных колоративов,
выполняющих роль эпитетов, в художественном
пространстве конкретного автора становится марке-
ром его ментально-лингвальной картины мира.
лористических сложных эпитетов, рассматриваются
их структурные и семантические модели. Привлече-
ние богатого иллюстративного материала позволи-
ло обозначить, как на протяжении развития русского
литературного языка благодаря метафорической
актуализации основ относительных прилагательных
расширялось функционирование подобных единиц.
Активное использование композитных колоративов,
выполняющих роль эпитетов, в художественном
пространстве конкретного автора становится марке-
ром его ментально-лингвальной картины мира.
РУССКИЙ ЯЗЫК. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ
46-52 75
Аннотация
Данная статья посвящена рассмот-
рению основных компонентов знаковой системы
законодательного дискурса. Законодательный дис-
курс, рассматриваемый с точки зрения семиоти-
ческого подхода, представляет собой знаковую
систему, являющуюся результатом взаимодействия
законодательных текстов в пределах юридического
институционального дискурса. Вследствие этого в
законодательном дискурсе особую значимость при-
обретает его знаковая сущность - лингвокультурные
коды, предполагающие набор различных языковых
средств, реализованных в законодательных текстах
и требующих специальной расшифровки.
рению основных компонентов знаковой системы
законодательного дискурса. Законодательный дис-
курс, рассматриваемый с точки зрения семиоти-
ческого подхода, представляет собой знаковую
систему, являющуюся результатом взаимодействия
законодательных текстов в пределах юридического
институционального дискурса. Вследствие этого в
законодательном дискурсе особую значимость при-
обретает его знаковая сущность - лингвокультурные
коды, предполагающие набор различных языковых
средств, реализованных в законодательных текстах
и требующих специальной расшифровки.
53-61 96
Аннотация
Статья посвящена выявлению но-
вых тенденций функционирования обращений в
публичной речи и анализу новых форм обращений,
связанных с появлением новых сфер и ситуаций об-
щения. Автором исследуются адресация граждан к
президенту РФ на видеоблогах и «горячих линиях»;
обращения к работникам МВД и ГИБДД в связи с пе-
реименованием милиции в полицию; употребление
обращений в жанре интервью и обращения к ауди-
тории. Анализируются тексты СМИ, устное общение
на радио и ТВ, а также общение в Интернете.
вых тенденций функционирования обращений в
публичной речи и анализу новых форм обращений,
связанных с появлением новых сфер и ситуаций об-
щения. Автором исследуются адресация граждан к
президенту РФ на видеоблогах и «горячих линиях»;
обращения к работникам МВД и ГИБДД в связи с пе-
реименованием милиции в полицию; употребление
обращений в жанре интервью и обращения к ауди-
тории. Анализируются тексты СМИ, устное общение
на радио и ТВ, а также общение в Интернете.
62-66 107
Аннотация
В статье анализируются стилисти- ческие изменения праславянских имён существи- тельных, сохранившихся в современном русском языке, в сопоставлении с близкородственным чеш- ским языком. Билингвальное исследование даёт возможность установить специфические особен- ности русского языка с точки зрения функциониро- вания в нем праславянского словника. В результате проведенного исследования автор приходит к выво- ду, что стилистические изменения праславянской лексики относятся к языковым универсалиям, но характер стилистического развития общеславянс- ких лексем национально специфичен, что и ведёт к лексико-стилистической асимметрии современных славянских языков в использовании праславянского лексикона.
72-76 134
Аннотация
В статье рассматривается репре-
зентация лексемы «глаза» посредством метафо-
рических единиц в фантастических повестях М. А.
Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце», оп-
ределяется её место в концептуальных структурах
произведений. На данном материале даётся интер-
претация метафор с компонентом глаза, раскры-
вается их роль в формировании эмоционального,
тематического и сюжетно-композиционного уровней
текста, а также в выражении его идейно-художест-
венного содержания и индивидуально-авторского
восприятия действительности.
зентация лексемы «глаза» посредством метафо-
рических единиц в фантастических повестях М. А.
Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце», оп-
ределяется её место в концептуальных структурах
произведений. На данном материале даётся интер-
претация метафор с компонентом глаза, раскры-
вается их роль в формировании эмоционального,
тематического и сюжетно-композиционного уровней
текста, а также в выражении его идейно-художест-
венного содержания и индивидуально-авторского
восприятия действительности.
77-82 73
Аннотация
Статья посвящена образу героя
автобиографического повествования о детстве.
Выбор объектов исследования обусловлен принад-
лежностью авторов к единой культурной среде. Со-
поставление произведений позволило выявить об-
щее в способах репрезентации «Я». Повествование
ведется от первого лица, где образ повествователя
имплицитен. Точка зрения повествователя прояв-
ляется преимущественно в использовании приёмов
комического как универсального средства переоцен-
ки прошлого и самоинтерпретации. Составляющими
образа ребёнка становятся характерные особеннос-
ти детского мировосприятия, тогда как репрезента-
тивность социально значимых самоидентификаций
заметно снижается. Образы фантазии, размышле-
ния или сна подчёркивают уникальность внутренне-
го мира маленького героя.
автобиографического повествования о детстве.
Выбор объектов исследования обусловлен принад-
лежностью авторов к единой культурной среде. Со-
поставление произведений позволило выявить об-
щее в способах репрезентации «Я». Повествование
ведется от первого лица, где образ повествователя
имплицитен. Точка зрения повествователя прояв-
ляется преимущественно в использовании приёмов
комического как универсального средства переоцен-
ки прошлого и самоинтерпретации. Составляющими
образа ребёнка становятся характерные особеннос-
ти детского мировосприятия, тогда как репрезента-
тивность социально значимых самоидентификаций
заметно снижается. Образы фантазии, размышле-
ния или сна подчёркивают уникальность внутренне-
го мира маленького героя.
ЛИТЕРАТУРА
83-88 69
Аннотация
Автограф анекдота Екатерины II из
«Особой тетради» анализируется в рамках истори-
ко-культурного контекста, который обусловил его
появление. В связи с этим выделяются три уровня
его функционирования: 1) семейной и социальной
фронды с властью; 2) неявной, но дерзновенной
заявки на политическую власть; 3) выражения до-
ктрины просветительской власти (воспитания и
образования подданных; придворного этикета; фи-
лософской основы мышления самого властителя и
античных образцов этого мышления).
«Особой тетради» анализируется в рамках истори-
ко-культурного контекста, который обусловил его
появление. В связи с этим выделяются три уровня
его функционирования: 1) семейной и социальной
фронды с властью; 2) неявной, но дерзновенной
заявки на политическую власть; 3) выражения до-
ктрины просветительской власти (воспитания и
образования подданных; придворного этикета; фи-
лософской основы мышления самого властителя и
античных образцов этого мышления).
89-94 112
Аннотация
В статье дается очерк семантики
ключевого слова время в динамике эпох. Часто-
тность коннотаций лексемы время в различных
эпохах связана с жанрово-родовыми характерис-
тиками литературы. Обнаружена дифференциация
смыслов в непосредственных контекстах: в прозе -
денотативные, в поэзии - коннотативные. В ряду
разнообразных контекстов времени художествен-
ные тропы имеют больше коннотаций, однако их
качество различно. В одних случаях метафора со-
держит только одну коннотацию и тяготеет к поэти-
ческому клише, а в других - привлекает множество
коннотаций, складывающихся в уникальный мета-
форический комплекс времени.
ключевого слова время в динамике эпох. Часто-
тность коннотаций лексемы время в различных
эпохах связана с жанрово-родовыми характерис-
тиками литературы. Обнаружена дифференциация
смыслов в непосредственных контекстах: в прозе -
денотативные, в поэзии - коннотативные. В ряду
разнообразных контекстов времени художествен-
ные тропы имеют больше коннотаций, однако их
качество различно. В одних случаях метафора со-
держит только одну коннотацию и тяготеет к поэти-
ческому клише, а в других - привлекает множество
коннотаций, складывающихся в уникальный мета-
форический комплекс времени.
95-101 64
Аннотация
В статье раскрывается идейно-рели-
гиозная общность взглядов на судьбы России Лер-
монтова и его святого современника преподобного
Серафима Саровского, изучаются мотивы, которые
являются общими для поучений преподобного Сера-
фима Саровского и поэзии Лермонтова. Творчество
Лермонтова рассматривается в контексте русского
православного миропонимания, выявляются новые
источники лермонтовских литературных композиций
и сюжетов. Утверждается глубокая внутренняя связь
пространственно-временной поэтики Лермонтова с
опытом жизни великого русского старца начала ХIХ
века.
гиозная общность взглядов на судьбы России Лер-
монтова и его святого современника преподобного
Серафима Саровского, изучаются мотивы, которые
являются общими для поучений преподобного Сера-
фима Саровского и поэзии Лермонтова. Творчество
Лермонтова рассматривается в контексте русского
православного миропонимания, выявляются новые
источники лермонтовских литературных композиций
и сюжетов. Утверждается глубокая внутренняя связь
пространственно-временной поэтики Лермонтова с
опытом жизни великого русского старца начала ХIХ
века.
102-108 88
Аннотация
В статье выявлены разные смыс-
ловые грани понятия «добродетель» и обозначена
взаимосвязь этических концепций русских писате-
лей XVIII в. с отдельными элементами языческой и
христианской морали. Осмыслен вопрос о влиянии
идей Просвещения на морально-нравственные кате-
гории русской литературы, среди которых, безуслов-
но, центральное место занимает понятие «доброде-
тель». Как показало исследование, главенствующее
место в произведениях писателей рассматрива-
емого периода занимает понятие нравственной и
гражданской добродетели, реже встречается по-
нятие национальной добродетели, довольно часто
употребляется понятие женская добродетель в зна-
чении целомудрие. Понятие «добродетель» чаще
всего используется в стиле высокой речи, реже в
ироничном контексте среднего стиля.
ловые грани понятия «добродетель» и обозначена
взаимосвязь этических концепций русских писате-
лей XVIII в. с отдельными элементами языческой и
христианской морали. Осмыслен вопрос о влиянии
идей Просвещения на морально-нравственные кате-
гории русской литературы, среди которых, безуслов-
но, центральное место занимает понятие «доброде-
тель». Как показало исследование, главенствующее
место в произведениях писателей рассматрива-
емого периода занимает понятие нравственной и
гражданской добродетели, реже встречается по-
нятие национальной добродетели, довольно часто
употребляется понятие женская добродетель в зна-
чении целомудрие. Понятие «добродетель» чаще
всего используется в стиле высокой речи, реже в
ироничном контексте среднего стиля.
109-116 83
Аннотация
В статье рассматривается функцио-
нирование в романе «Обломов» комплекса мотивов,
связанных с образами сосуда и чашки / чаши. Анализ
элементов «гончарной» символики, метонимически
соотнесенной со сферой гастрономии, позволяет
лучше понять природу взаимоотношений между ге-
роями «Обломова», приблизиться к постижению оп-
ределяющих не только для «центрального» романа
И.А. Гончарова, но и для всего творчества писателя
властных отношений. Используя «гончарную» сим-
волику для означивания изменений, которые проис-
ходят в жизни героев, романист не только апеллиру-
ет к традиционным представлениям, но и насыщает
свои тексты элементами авторской мифологии.
нирование в романе «Обломов» комплекса мотивов,
связанных с образами сосуда и чашки / чаши. Анализ
элементов «гончарной» символики, метонимически
соотнесенной со сферой гастрономии, позволяет
лучше понять природу взаимоотношений между ге-
роями «Обломова», приблизиться к постижению оп-
ределяющих не только для «центрального» романа
И.А. Гончарова, но и для всего творчества писателя
властных отношений. Используя «гончарную» сим-
волику для означивания изменений, которые проис-
ходят в жизни героев, романист не только апеллиру-
ет к традиционным представлениям, но и насыщает
свои тексты элементами авторской мифологии.
ЛИТЕРАТУРА. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ
117-122 80
Аннотация
Автор статьи рассматривает образ
Петербурга в романе «Бедная любовь Мусоргского»,
одном из наиболее известных произведений талант-
ливого прозаика и публициста Русского зарубежья
И. С. Лукаша. Образ Петербурга занимает важное
место в творчестве писателя и может быть рассмот-
рен с самых разных сторон. В данной работе дела-
ется акцент на анализе тесной взаимосвязи между
пространством города и внутренним миром героев.
Помимо выявления особенностей городского пейза-
жа, деталей, организующих атмосферу Петербурга,
раскрываются также важные для писателя мотивы
и образы, такие как мотивы странствия и времени,
образы музыки и дома.
Петербурга в романе «Бедная любовь Мусоргского»,
одном из наиболее известных произведений талант-
ливого прозаика и публициста Русского зарубежья
И. С. Лукаша. Образ Петербурга занимает важное
место в творчестве писателя и может быть рассмот-
рен с самых разных сторон. В данной работе дела-
ется акцент на анализе тесной взаимосвязи между
пространством города и внутренним миром героев.
Помимо выявления особенностей городского пейза-
жа, деталей, организующих атмосферу Петербурга,
раскрываются также важные для писателя мотивы
и образы, такие как мотивы странствия и времени,
образы музыки и дома.
123-126 58
Аннотация
В статье рассматриваются мировоз-
зренческие проблемы поздней поэзии П.А. Вяземско-
го: смысл жизни, смерть, совесть, честь, вера, счастье.
Признания в бесконечной усталости, мотив ожидания
смерти, желание вернуться в прошлое звучат в позд-
ней лирике Вяземского. Жизнь для поэта всегда была
тяжёлым крестом, и переносить невзгоды помогала
глубокая и искренняя вера в Бога. В духовной лирике
поэта внимание акцентируется на взаимоотношениях
человека и Бога, на роли Божественного Промысла,
на предопределенности жизненного пути.
зренческие проблемы поздней поэзии П.А. Вяземско-
го: смысл жизни, смерть, совесть, честь, вера, счастье.
Признания в бесконечной усталости, мотив ожидания
смерти, желание вернуться в прошлое звучат в позд-
ней лирике Вяземского. Жизнь для поэта всегда была
тяжёлым крестом, и переносить невзгоды помогала
глубокая и искренняя вера в Бога. В духовной лирике
поэта внимание акцентируется на взаимоотношениях
человека и Бога, на роли Божественного Промысла,
на предопределенности жизненного пути.
67-71 84
Аннотация
В статье на материале лексикогра-
фических источников анализируются исторические
изменения семантической структуры полисеманта нога с момента появления лексемы в праславян-
ском языке до настоящего времени. Рассматрива-
ются основные векторы семантического развития
этого соматизма, ассоциативные основы новых
лексико-семантических вариантов слова. Анализ и
сравнение значений полисеманта в разные пери-
оды времени даёт возможность выявить причины
количественного и качественного изменения семан-
тической структуры лексемы.
фических источников анализируются исторические
изменения семантической структуры полисеманта нога с момента появления лексемы в праславян-
ском языке до настоящего времени. Рассматрива-
ются основные векторы семантического развития
этого соматизма, ассоциативные основы новых
лексико-семантических вариантов слова. Анализ и
сравнение значений полисеманта в разные пери-
оды времени даёт возможность выявить причины
количественного и качественного изменения семан-
тической структуры лексемы.
127-130 145
Аннотация
В статье рассматривается не обна-
руженное до настоящего времени скрытое пароди-
рование в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» гого-
левского «Ревизора». Задача работы заключается
в расширении представлений о текстологических
предпосылках к созданию романа «Бесы». Прове-
денное исследование позволяет установить связь
указанных произведений на сюжетно-композицион-
ном, а также образном уровнях, более того, саму
возможность этой связи в идейно-философском
дискурсе Ф.М. Достоевского. Детально проанализи-
рован характер отношений между цитирующим и ци-
тируемым текстами; выявлено объединяющее оба
текста-контакта звено, заключающееся в бумаго-
центризме образа губернатора Андрея Антоновича
Лембке («Бесы»); указаны реминисцентные пересе-
чения обоих текстов и дана их интерпретация.
руженное до настоящего времени скрытое пароди-
рование в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» гого-
левского «Ревизора». Задача работы заключается
в расширении представлений о текстологических
предпосылках к созданию романа «Бесы». Прове-
денное исследование позволяет установить связь
указанных произведений на сюжетно-композицион-
ном, а также образном уровнях, более того, саму
возможность этой связи в идейно-философском
дискурсе Ф.М. Достоевского. Детально проанализи-
рован характер отношений между цитирующим и ци-
тируемым текстами; выявлено объединяющее оба
текста-контакта звено, заключающееся в бумаго-
центризме образа губернатора Андрея Антоновича
Лембке («Бесы»); указаны реминисцентные пересе-
чения обоих текстов и дана их интерпретация.
131-133 83
Аннотация
Статья посвящена созданному Ни-
колаем Гумилевым образу Скандинавии, принадле-
жащему к числу особо значимых для поэтического
наследия поэта. Рассматриваются скандинавские
мотивы как в ранней, так и в зрелой лирике поэта.
Особое внимание уделяется книге стихов «Костер»
(1918). Анализ стихотворений подчинен уточнению
особенностей формирования индивидуального сти-
ля поэта. Основная идея статьи состоит в том, что
скандинавские мотивы у Гумилёва тесно связаны с
«русской идеей» в его поэзии.
колаем Гумилевым образу Скандинавии, принадле-
жащему к числу особо значимых для поэтического
наследия поэта. Рассматриваются скандинавские
мотивы как в ранней, так и в зрелой лирике поэта.
Особое внимание уделяется книге стихов «Костер»
(1918). Анализ стихотворений подчинен уточнению
особенностей формирования индивидуального сти-
ля поэта. Основная идея статьи состоит в том, что
скандинавские мотивы у Гумилёва тесно связаны с
«русской идеей» в его поэзии.
134-137 144
Аннотация
В статье рассматриваются механиз-
мы формирования новой полистилистической куль-
туры в период перестройки (1985 - 1991 гг.) и роль
в этом процессе публикаций «возвращенной лите-
ратуры» в журнале «Огонёк». Автор дает перечень
основных писателей, чьи произведения печатались
на страницах издания, и доказывает, что проблема
«возвращенной литературы» в журнале активной
демократической позиции формировала новые для
современной журналистики рубрики и способы ком-
муникации с читателем, что делало русскую литера-
туру одним из важных факторов изменения обще-
ственного сознания.
мы формирования новой полистилистической куль-
туры в период перестройки (1985 - 1991 гг.) и роль
в этом процессе публикаций «возвращенной лите-
ратуры» в журнале «Огонёк». Автор дает перечень
основных писателей, чьи произведения печатались
на страницах издания, и доказывает, что проблема
«возвращенной литературы» в журнале активной
демократической позиции формировала новые для
современной журналистики рубрики и способы ком-
муникации с читателем, что делало русскую литера-
туру одним из важных факторов изменения обще-
ственного сознания.
138-143 76
Аннотация
В статье исследован вопрос о коми-
ческом в творчестве Ф.М. Достоевского в русском
литературоведении. На комический талант Досто-
евского указывал еще Белинский. В начале XX века
в центре литературоведческих исследований зачас-
тую находился вопрос о соединении комического
с трагическим (Белинский), о пародийном начале
раннего творчества Достоевского (Тынянов), карна-
вально-смеховой доминанте полифонической струк-
туры романов Достоевского (Бахтин). Наряду с осо-
бенностями юмора, иронии и сатиры исследуется
также личность писателя, место комического в его
художественно-эстетической концепции. Светлый,
добрый юмор в раннем творчестве Достоевского и
усложнение структуры комического в поздних рома-
нах остается актуальным вопросом в современном
литературоведении. От «Бедных людей» до «Бра-
тьев Карамазовых» комическая составляющая яв-
ляется неотъемлемой чертой творческого метода
писателя.
ческом в творчестве Ф.М. Достоевского в русском
литературоведении. На комический талант Досто-
евского указывал еще Белинский. В начале XX века
в центре литературоведческих исследований зачас-
тую находился вопрос о соединении комического
с трагическим (Белинский), о пародийном начале
раннего творчества Достоевского (Тынянов), карна-
вально-смеховой доминанте полифонической струк-
туры романов Достоевского (Бахтин). Наряду с осо-
бенностями юмора, иронии и сатиры исследуется
также личность писателя, место комического в его
художественно-эстетической концепции. Светлый,
добрый юмор в раннем творчестве Достоевского и
усложнение структуры комического в поздних рома-
нах остается актуальным вопросом в современном
литературоведении. От «Бедных людей» до «Бра-
тьев Карамазовых» комическая составляющая яв-
ляется неотъемлемой чертой творческого метода
писателя.
144-147 89
Аннотация
В статье рассматривается станов-
ление Н.В. Гоголя как писателя. Исследуются эта-
пы его формирования, влияние на творчество Н.В.
Гоголя А.С. Пушкина; объясняются причины обра-
щения писателя к христианской тематике. В основу
работы положено эссе писателя «Авторская испо-
ведь», в котором Н.В. Гоголь рассуждал о своём
становлении как писателя. В ходе размышления о
своём писательском поприще автор «Мёртвых душ»
пришёл к заключению, что истинный писатель тот,
который является гражданином своей земли в выс-
шем смысле этого слова.
ление Н.В. Гоголя как писателя. Исследуются эта-
пы его формирования, влияние на творчество Н.В.
Гоголя А.С. Пушкина; объясняются причины обра-
щения писателя к христианской тематике. В основу
работы положено эссе писателя «Авторская испо-
ведь», в котором Н.В. Гоголь рассуждал о своём
становлении как писателя. В ходе размышления о
своём писательском поприще автор «Мёртвых душ»
пришёл к заключению, что истинный писатель тот,
который является гражданином своей земли в выс-
шем смысле этого слова.
148-150 50
Аннотация
60-70 года 19 века проходят под зна-
ком осознания литературы для детей как отдельного
типа литературы. Вскрываются многие проблемы, в
частности, проблема о дистанции, которая должна
или не должна быть между автором и адресатом-
ребёнком, чтобы рассказы получили желаемый от-
клик у детской аудитории. В статье представлены
размышления на этот счёт Антоновича и Толстого,
не принимавших подход Ушинского. Работа делает
также шаг к пониманию того, как взгляды Толстого
на педагогику оказали влияние на его литературное
творчество.
ком осознания литературы для детей как отдельного
типа литературы. Вскрываются многие проблемы, в
частности, проблема о дистанции, которая должна
или не должна быть между автором и адресатом-
ребёнком, чтобы рассказы получили желаемый от-
клик у детской аудитории. В статье представлены
размышления на этот счёт Антоновича и Толстого,
не принимавших подход Ушинского. Работа делает
также шаг к пониманию того, как взгляды Толстого
на педагогику оказали влияние на его литературное
творчество.
151-154 74
Аннотация
Автор анализирует ряд стихотворе-
ний поэта-реалиста И.А. Бунина и показывает, как
скифская тема развивалась в рамках его творчес-
тва, какими философско-эстетическими причинами
обусловлен переход в трактовке скифства как исто-
рического факта к воспеванию скифов как феноме-
на духа. Исследователь приходит к выводу о надэ-
стетической природе т.н. скифского текста русской
литературы и утверждает, что он является выраже-
нием духовных и эстетических ценностей русского
общества эпохи предреволюционного рубежа.
ний поэта-реалиста И.А. Бунина и показывает, как
скифская тема развивалась в рамках его творчес-
тва, какими философско-эстетическими причинами
обусловлен переход в трактовке скифства как исто-
рического факта к воспеванию скифов как феноме-
на духа. Исследователь приходит к выводу о надэ-
стетической природе т.н. скифского текста русской
литературы и утверждает, что он является выраже-
нием духовных и эстетических ценностей русского
общества эпохи предреволюционного рубежа.
155-160 74
Аннотация
В статье проводится сравнитель-
ный анализ двух мемуарно-автобиографических
произведений об Отечественной войне 1812 года.
Целью статьи является выявление типологических
черт жанра военных записок в русской мемуарис-
тике первой трети XIX века. Записки принадлежат
авторам «второго ряда», не занимающихся литера-
турной деятельностью профессионально. На основе
анализа делается вывод, что такой жанр мемуарной
прозы, как военные записки, имеет свою особую ти-
пологию, выраженную в принципах отбора, изобра-
жения и оценки событий.
ный анализ двух мемуарно-автобиографических
произведений об Отечественной войне 1812 года.
Целью статьи является выявление типологических
черт жанра военных записок в русской мемуарис-
тике первой трети XIX века. Записки принадлежат
авторам «второго ряда», не занимающихся литера-
турной деятельностью профессионально. На основе
анализа делается вывод, что такой жанр мемуарной
прозы, как военные записки, имеет свою особую ти-
пологию, выраженную в принципах отбора, изобра-
жения и оценки событий.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
РЕЦЕНЗИИ
ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)
ISSN 2949-5008 (Online)