№ 6 (2014)
Скачать выпуск
PDF
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
8-13 111
Аннотация
Одной из отличительных особенностей риторического высказывания как экспрессивной синтаксической единицы является его субъективный характер: отражение эмоционально-психической сферы говорящего, системы его ценностей, отношения к себе и к окружающему. Этими качествами риторического высказывания обусловлено особое внимание к говорящему субъекту, который выступает и субъектом действия, и субъектом состояния, и субъектом восприятия, и субъектом мнения, и субъектом оценки. Отмечаются разнообразные способы представления говорящего в риторическом высказывании: специализированные глагольные и местоимённые формы; прономинальные компоненты кто в отрицательных и кто не в утвердительных риторических высказываниях, включающие я говорящего; конструктивно-синтаксический в инфинитивных риторических высказываниях. Персональная семантика риторических высказываний, как и другие категории предикативности, характеризуется обобщённостью.
14-18 132
Аннотация
Статья посвящена лингвистическому описанию одного из важнейших законодательных актов екатерининской эпохи, в котором излагаются основы реформы губернского управления в России. Автор отмечает некоторые орфографические, лексические, морфологические и синтаксические особенности документа, указывая отличия его языковых особенностей от норм локальной деловой письменности той же эпохи. Это позволяет получить представление о сложившейся во второй половине ХУШ столетия системе языковых средств административной документации в рамках официально-делового стиля формирующегося нового литературного языка.
19-25 54
Аннотация
Статья посвящена средствам выражения субъективно-модальных значений в современном радиодискурсе. Обозначен круг модальных средств, участвующих в создании модального поля радиотекста: лексико-грамматические (вводные компоненты, частицы, междометия), синтаксические (риторические высказывания, вопросно-ответные комплексы), интонационные. Показана взаимосвязь использования модальных операторов и специфики радиокоммуникации, характеризующейся массовым адресатом, слабой обратной связью, отсутствием визуализации. Перечислены субъективно-модальные значения, являющиеся типовыми для радиодискурса, в их числе контактоустанавливающее и эмоциональное как наиболее продуктивные.
26-34 74
Аннотация
Урал прославлен своими самоцветами, сведения о которых появились во второй половине XVII в. Интерес к уральскому камню на государственном уровне со времени его промышленной разработки и обработки (XVIII в.) способствовал становлению прецедентного феномена «самоцветы и их разновидности» в русской специальной и художественной литературе. К ХХ в. в результате синтеза исторических, географических, искусствоведческих, краеведческих данных закрепилась мифопоэтическая традиция уральского региона. Своеобразие эстетического, символического восприятия самоцветов потребовало особых тем, мотивов, образов и приёмов введения специальной лексики, включая местную, в художественный текст, что стало предметом изучения в данной статье.
35-44 52
Аннотация
Статья посвящена вопросу интерпретации фрагмента языковой действительности «Растительный мир» в этимологических словарях Н. Горяева, Н. Шанского, А. Преображенского, В. Цыганенко, М. Фасмера, П. Черных. Подробно рассматривается структура словарных статей, посвящённых номинациям растений. Обращается внимание на наличие грамматических помет, гипотез о происхождении анализируемых лексических единиц, синонимичных им словоформ и номинаций растительных реалий диалектного употребления.
45-49 82
Аннотация
В статье методом сравнительного анализа на материалах газеты «Комсомольская правда» (70-80-е годы XX в и начало XXI в) исследуется функционирование бисубстантивных предложений в текстах разных жанров. Показано, что основной задачей использования бисубстантивных предложений в аналитических жанрах (в передовой статье газеты) было формирование целеустановки, обязательной к выполнению; воздействие на массы и обращение к массам. Бисубстантивные предложения в газете доперестроечного периода использовались с пропагандистскими целями как средство выражения лозунга, призыва, а также как способ сформулировать цели и задачи партии. В современной газете эти функции бисубстантивных предложений перестали быть первостепенными, но сохраняются в политическом и рекламном дискурсах. В художественно-публицистических жанрах бисубстантивные предложения сохраняют свою активность и используются в разных значениях. На примере бисубстантивных предложений с таксономическим значением в очерках и заметках о природе В.М. Пескова показано разнообразие форм и оттенков значений этого типа предложений.
50-54 92
Аннотация
В лингвистических научных описаниях утвердилось понятие интенсификации, градуальности и способах их выражения в предложении. В данной статье рассматриваются морфологические интенсификаторы (наречия меры и степени, частицы) при предикатах с семантикой душевного состояния на материале поэтических текстов поэтов Серебряного века (А. Ахматовой, С. Есенина и В. Маяковского). Обращено внимание на роль интенсификаторов как средства усиления экспрессии, воздействия на читателя, а также способа более полного раскрытия душевного состояния лирического героя.
55-62 42
Аннотация
В статье представлено изучение феномена символа, а также символического значения слова как лингвистических категорий; предложено системное и последовательное описание языкового символа Змей (Змий, змей, змий, змея), функционирующего в поэзии Максимилиана Волошина; определены условия эксплицирования словом Змей (Змий, змей, змий, змея) общекультурных узуальных и индивидуально-авторских символических значений в рамках идиостиля писателя; раскрыты принципы организации ассоциативно-смыслового поля рассматриваемого символа.
СРЕДСТВА ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРИЗНАКА «ПРОСТРАНСТВО» В ЛИРИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ И.А. БУНИНА «ИСЛАМ»
63-67 59
Аннотация
В данной статье исследуется концептуальный признак ‘пространство’ как составляющая концепта «ВОСТОК» в художественной картине мира И.А. Бунина. На материале текстов лирического цикла «Ислам» 1903-1906 гг. описаны лексические и грамматические средства объективации концептуального признака. Лексическая экспликация включает признаки ‘территориальное пространство’, ‘воздушное пространство’ и ‘водное пространство’. Рассматривается оппозиция «пространство земное, реальное - пространство «за гранью», ирреальное» одного из ключевых концептуальных признаков ориентальной поэзии И.А. Бунина.
68-74 82
Аннотация
В данной статье рассматривается лексическая и прагматическая семантика слов - наименований лиц и объектов, характеризующихся отнесённостью к расово-этнической и национальной сферам. Исследование проводится на материале данных толковых словарей, преимущественно некодифицированной лексики. Автор отмечает различные оценочные созначения: нейтральные, положительные и отрицательные; исследуются способы формирования этих оценочных созначений у данной группы лексики. Формирование оценочных номинаций в языке опирается на использование гиперболизации какой-то одной этнической особенности человека (цвет лица или цвет волос, разрез глаз и др.), показано, что немало оценок сложилось на базе культурно-исторических, предметных коннотаций, рождающих метафоры-оценки имён лиц, на базе оценочной метонимии, на основе смещения номинаций в пределах гиперо-гипонимической группы слов
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
75-82 82
Аннотация
Статья посвящена анализу творчества поэтов Курского края, современников Первой мировой войны, выразивших своё видение происходившего, внесших вклад в осмысление событий, ещё не ставших историей. В зоне внимания автора статьи находятся произведения как известных поэтов, так и тех, чьи имена оказались забытыми. В поэтических откликах, которые различались художественным уровнем, но были убедительными и впечатляющими по своему эмоциональному воздействию на читателя, просматриваются различные грани восприятия событий: от «ура-патриотических» до художественно-философских. В статье акцентируется, что внимание поэтов было уделено темам служения родине, солдатского братства, сочувствия ко всем страждущим.
83-87 67
Аннотация
В статье исследованы функции и значение мотива дороги в историческом романе Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Рассмотрена его роль в поэтике, сюжете и композиции произведения. Сделан вывод о том, что дорога - доминирующий, сквозной и объединяющий мотив романа. Он способствует более глубокому постижению образа главного героя - русского дипломата, драматурга Александра Грибоедова, олицетворяя его жизненный путь. Данный мотив обладает структурно-организующим значением, выстраивая кольцевую композицию повествования.
88-93 61
Аннотация
В статье анализируется содержание манифеста Мишеля Ле Бриса «За литературу мира на французском языке» («Pour une littérature-monde en français», 2007) и предлагаемое автором манифеста понятие «литература мира» (littérature-monde); рассматривается его связь с понятиями «мировая» и «франкоязычная» литература, а также раскрываются внутренние противоречия понятия, при помощи которого Мишель Ле Брис пытается решить актуальную проблему позиционирования франкоязычной литературы в поле мировой литературы. В заключение, на основании проделанного анализа, автор говорит о сложностях, связанных с переводом термина на русский язык.
94-99 69
Аннотация
Статья посвящена изображению эпохи «смутного времени» на страницах «Литературной газеты» А.А. Дельвига. Показаны неоднократные обращения русских литераторов к изображению этого отрезка истории: в произведениях А.П. Сумарокова, А.С. Пушкина, Ф.В. Булгарина было представлено «смутное время». Подробно рассмотрен отрывок из романа Д.Ю. Струйского «Димитрий Самозванец», на примере которого можно судить о характере исторического романа 1830-х годов. Высказано предположение о том, почему газета отдала предпочтение роману Д.Ю. Струйского, а не Ф.В. Булгарина.
100-106 107
Аннотация
В статье мы представляем результаты исследования творчества П. Васильева в контексте выявления жанровой специфики, стилевого своеобразия русской обрядовой поэзии и её функций в эмоционально-образной системе П. Васильева. Анализируются конкретные формы художественного мышления, самобытный и своеобразный мир поэзии П. Васильева, сформированный на богатейшей ниве культуры и творчества народа; умение автора облекать социальную мысль ярким эмоциональным материалом, использовать устную народную поэзию, чётко разграничивая функции каждого отдельного жанра.
107-112 90
Аннотация
Семейная хроника в XIX веке явилась той жанровой формой, которая позволила писателям-женщинам раскрыть основные параметры внутреннего мира автогероини как особого культурно-исторического типа личности, с определённым характером мировосприятия, системой ценностей и моделью поведения. В статье на основе анализа ряда репрезентативных для литературного процесса XIX в. женских мемуаров рассматривается специфика создания авторского «я» в женской мемуарной прозе. Анализируются стратегии самоописания, модели опосредованной самоинтерпретации в женской мемуарно-автобиографической литературе второй половины XIX в.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
РЕЦЕНЗИИ
120-121 56
ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)
ISSN 2949-5008 (Online)