Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 3 (2018)
Скачать выпуск PDF

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

111-120 96
Аннотация
В статье рассмотрено, как актуальный в эпоху модернизма принцип синтеза искусств проявил себя в поэтике романов Гайто Газданова. С помощью метода мотивного анализа и поуровневого анализа текстовых единиц (от уровня синтагм к уровню архитектоники) установлено, что музыка в творчестве Газданова выступает не только в качестве изобразительной детали, но и как принцип организации текста. На материале романов «Вечер у Клэр» и «Эвелина и её друзья» показано, что музыка для Газданова связана с темой жизнетворчества и становится маркером «самоопределяющей» художественной манеры. Таким образом показано, что ранняя проза писателя несла следы символистского принципа «мира как музыки» и опиралась на открытия Серебряного века. В поздний период, несмотря на обращение к беллетристическим приёмам, Газданов не изменил принципу музыкальности как главного «камертона» литературного искусства.
121-127 104
Аннотация
В данной статье рассматривается любовная лирика позднего периода творчества Рюрика Ивнева (псевдоним М.А. Ковалёва) и выявляются основные особенности, мотивы, настроения, структура произведений и их отличие от стихотворений, относящихся к раннему периоду творчества и посвящённых любовной тематике. Мотивы расставания с любимым человеком, переосмысление мировоззренческих ориентиров, поиски истоков настоящей любви и особенностей её воплощения в жизни, причины, определяющие это чувство, цикличность осознания бытия - всё это интересует поэта. В результате анализа поэтических текстов и сопоставления поздних и ранних произведений доказывается, что философское осмысление жизни Рюриком Ивневым подвергается изменению, что находит отображение в его творчестве.
128-134 113
Аннотация
В статье представлен новый материал по актуальной проблеме творческого диалога писателей русского зарубежья и русских классиков XIX в. В научный оборот вводится исследование лермонтовского дискурса в творчестве М. Агеева, прозаика младшего поколения русских писателей первой волны эмиграции. Основное содержание исследования составляет анализ архитектоники и мотивно-тематического комплекса текстов М. Агеева и М. Лермонтова. Делается вывод о том, что лермонтовский текст позволяет М. Агееву сформировать надтекстовое повествование о диалоге поколений первой трети XIX и XX в.
135-145 99
Аннотация

В статье рассматривается «медвежий» сюжет в творчестве Л. Толстого. Этот сюжет реализуется в романах «Война и мир», «Анна Каренина», рассказах «Три медведя», «Крестник», а также в трактатах «В чём моя вера?» и «Путь жизни». В романе «Анна Каренина» он поддерживает линии Константина Левина и Кити, сопрягаясь с матримониальной символикой и мифологическими представлениями славян. В романе «Война и мир» его персонажем является Пьер Безухов, а в позднем творчестве Л. Толстого медведи включаются в фольклорный сюжет, иллюстрирующий идею непротивления злу насилием. Во всех указанных случаях «медвежий» сюжет содержит звёздную символику, что в художественном мире Л. Толстого традиционно связывается с поисками смысла бытия.

146-152 84
Аннотация
В статье рассматривается первое в отечественной литературе специализированное издание, посвящённое русским писательницам - «Библиографический каталог русских писательниц», составленный С.В. Руссовым (1826). Каталог Руссова стал первой манифестацией систематического интереса, наметившегося к истории женской литературы с 1820-х гг. В статье проанализированы источники, которыми пользовался составитель каталога, рассмотрен вопрос методологии отбора персоналий. Основная цель, которую ставил перед собой Руссов, - сохранить максимальное возможное количество имён писательниц (в самом широком понимании этого слова).
153-161 74
Аннотация
В статье предпринята попытка всестороннего анализа образа пустыни в творчестве А. Картер. Для рассмотрения были выбраны романы «Ночи в цирке» и «Страсть новой Евы», в которых наиболее ярко представлен данный образ. В процессе работы учитывались теории экокритики, позволяющие по-новому посмотреть на значение пустыни как феномена в природе, так и её символику в литературном произведении, философские интерпретации функционирования художественных образов пустынных земель и литературоведческие наблюдения исследователей творчества А. Картер по данному вопросу. Проведённый анализ позволил прийти к выводу, что английская писательница использует пейзаж прежде всего для отображения внутреннего состояния героев произведения. Пустыня же, предполагающая некую пустоту, низводит личности персонажей до состояния “tabula rasa”. Таким образом, данный ландшафт становится катализатором духовных поисков и трансформаций главных героев.
162-173 89
Аннотация
Статья посвящена процессу становления московской школы лермонтоведения. В ней рассматривается период 1840 - середины 1914 гг. Автор выдвигает тезис о том, что научное лермонтоведение зародилось в Московском университете в разборах романа «Герой нашего времени» и сборника «Стихотворения. Сочинения М. Лермонтова» профессором С.П. Шевырёвым и последовательно развивалось профессорами Н.С. Тихонравовым, В.О. Ключевским, П.Н. Сакулиным и Н.Л. Бродским. Автор отмечает факт, указывающий на традиции и преемственность в становлении московской школы лермонтоведения, который состоит в том, что каждый последующий учёный во время обучения в университете был учеником предыдущего. Названное обстоятельство позволяет проследить эволюцию взглядов на творчество Лермонтова в трёх перспективах: как выражение позиции конкретного учёного, как отражение исследовательского опыта в рамках научной школы и как углубление науки о Лермонтове в целом. Взгляды учёных московской школы рассматриваются по следующим параметрам: национальный характер лермонтовского творчества, его место в русской литературе, образ Печорина, народность.

РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

8-16 62
Аннотация
Статья посвящена анализу семантической структуры лексем с общим праславянским корнем рек- / рок- в русском языке XVIII в. Исследование истории корневых групп позволяет подойти к решению основной задачи современной исторической лексикологии - описанию русской лексики в целом как развивающегося явления, определению качественных (собственно семантических) и количественных изменений в словарном составе языка на всём протяжении его развития. На основе лексикографических источников выделяются основные семы, формирующие лексико-семантические группы слов с корнем рек- / рок-.
101-110 80
Аннотация
В статье рассматривается система выразительных средств в пространстве русскоязычного текста. Цель статьи - выявить систему выразительных средств в русскоязычных художественных текстах азербайджанских авторов, дать анализ особенностей употребления этих средств и способы введения их в текст. В статье показано, что образные средства в русскоязычном тексте свидетельствуют о стремлении авторов создать свой неповторимый, нестандартный язык с целью максимально полного раскрытия того или иного художественного образа. Делается вывод о том, что в целом средства художественной выразительности создают эмоциональную «картину» русскоязычного текста, рисуют образ автора, который придаёт тексту национальный колорит через использование явлений и реалий, отличающихся от российской действительности.
17-28 109
Аннотация
В статье описан арсенал обращений в коммуникации участников игрового форума, исследованы их функции. Установлено, что чаще всего обращениями служат разговорные слова с дружественным или фамильярным оттенком, обозначающие группу людей и одновременно являющиеся идентификаторами участников в системе «своих». Обращения, кроме основной номинативной функции, одновременно выполняют вокативную, побудительную, социально-регулятивную, эмотивную и оценочно-характеризующую функции.
29-37 62
Аннотация
Статья посвящена изучению специфики функционирования креолизованных текстов, с помощью которых раскрывается содержание концепта «РОДИНА» в учебных изданиях по русскому языку как иностранному. Проанализирована роль вербальных и невербальных элементов креолизации как средства предъявления данного концепта обучающимся. Разработана классификация тематических блоков, отражающих содержание концепта «РОДИНА» в пространстве учебника по РКИ. Сделана попытка систематизировать основные лексические единицы, составляющие данный концепт. Использованы следующие методы исследования: методы подсчёта, анализа, синтеза, наблюдения, сравнительно-сопоставительный метод.
38-48 112
Аннотация
В статье рассматривается употребление слов с семантическими компонентами ‘память’ и ‘забвение’ в поэтическом языке Н.А. Некрасова и А.А. Ахматовой. Авторами обосновывается идея о том, что в любом художественном тексте реализуется общий эстетический принцип памяти, связанный с сохранением опыта, накопленного мировой культурой. Исследование показало, что в поэзии Некрасова и Ахматовой есть много общих символов памяти и забвения, которые позволяют понять глубинный смысл их произведений. Такими, например, являются образы брошенного цветка и уничтоженного письма как символы забвения. Однако в индивидуально-образной системе каждого автора отражается его личный опыт и особенности стиля. Выявленные в статье метафорические модели памяти могут послужить основой для дальнейших исследований поэтических текстов.
49-61 89
Аннотация
Со времён Золотой Орды в ранний (до XVIII в.) период своего развития кумыкский язык отличался от других нетюркских (нахско-дагестанских) языков региона более высоким уровнем своего функционального развития. Он также использовался вместе с тем в качестве основного средства межэтнического общения и русским населением края, появившимся здесь во второй половине XVI в. Цель статьи - выявить и сопоставить по степени интенсивности лексические следствия ранних (до XVIII в.) контактных взаимоотношений рассматриваемых языков. Было установлено, что, даже оказавшись в ситуации частичного двуязычия с русским языком, кумыкский оказал гораздо большее лексическое воздействие на русский язык, чем испытал с его стороны.
62-72 66
Аннотация
Рассматривается формирование структуры и стабилизация форм выражения специальных наименований с денотативным компонентом <ветер> в период становления терминологических систем (XVII-XIX вв.). На примере концептуальной модели, реализующей значение ‘направление / смена направления ветра относительно сторон света’, раскрываются особенности репрезентации её компонентов, зависимость их варьирования от объективных факторов, регулирующих выбор средств выражения в условиях отсутствия устойчивых терминов, и от субъективного их осмысления, отражающего коммуникативно-прагматические установки автора.
73-82 84
Аннотация
Статья посвящена проблеме описания развёрнутых сравнений с присоединительными отношениями в языке русской поэзии. Автор обосновывает необходимость изучения сравнений данного типа и целесообразность использования для их именования термина «присоединительные сравнения», уточняет состав маркеров присоединительных сравнений. Далее в работе анализируются когнитивные особенности присоединительных сравнений, выясняются смысловые различия между постпозитивными и препозитивными присоединительными сравнениями. Особое внимание автор уделяет описанию стилистических эффектов, которые возникают в текстах произведений русских поэтов при использовании присоединительных сравнений.
83-90 86
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме композитов-германизмов в современном русском языке. В ней ставится вопрос о структуре аналитических форм германизмов в современном русском языке: определяется понятие композита, рассматривается типология композитов-германизмов, даётся их структурно-семантическая классификация. Показано, что в языковой системе русского языка происходит формирование механизмов построения новых слов по моделям композитов-германизмов как узуального, так и окказионального словообразования. Анализ функционирования подобных слов приводит к выводу о том, что новые словообразовательные модели обладают экспрессивно-оценочными коннотациями в русском языке. Полученные результаты могут быть полезны в рамках изучения таких дисциплин, как лексикология, словообразование, стилистика.
91-100 52
Аннотация
Статья посвящена описанию соотношения произношения твёрдых и мягких согласных в неизменяемых заимствованных существительных и их производных (преимущественно на примере пары купе - купейный). Автор описывает функционирование слов купе - купейный в синхронии и диахронии, приходит к выводу, что эта пара слов могла положить начало особому морфонологическому чередованию в русском языке, но фонетические тенденции современного русского языка воспрепятствовали формированию этого чередования. Слово купе в русский язык было заимствовано в начале XIX в. первоначально в значении ‘двухместная карета’, позднее оно стало употребляться в привычном для нас значении ‘помещение в вагоне для пассажиров’. Слово купейный появляется в русском языке только в середине XX в.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)