Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 3 (2010)
Скачать выпуск PDF
7-9 60
Аннотация
Авторы рассматривают
культурно-коннотированные словосочета-
ния как грамматически и семантически свя-
занные структуры и описывают признаки,
определяющие сходство и отличие исследуе-
мых языковых единиц с другими раздельно
оформленными обозначениями предметов и
явлений.
10-13 63
Аннотация
Определение фраземооб-
разующего потенциала семантико-синтакси-
ческого поля «Нахождение во времени и вне
времени» является составной частью нашего
исследования, цель которого - поиск и сис-
тематизация принадлежащих полю средств
прямой и образной номинации.
13-17 47
Аннотация
Статья посвящена иссле-
дованию структуры рукописи, орфографии,
графики и фонетики Жития, написанного в
последней трети XV века. В рукопись вклю-
чены житие святого Николая, рассказ о пере-
несении мощей в город Бари, чудеса святого
Николая при жизни и по преставлении. Гра-
фические и орфографические особенности
говорят о том, что рукопись русского извода
и написана в сложный период для русского
письма
17-22 58
Аннотация
В статье предлагается рас-
сматривать формы организации языковых
средств, используемые в аргументации су-
дебной защитительной речи, как особые инс-
трументальные риторические тактики, реа-
лизующие риторические (аргументативные)
стратегии.
22-27 107
Аннотация
В статье рассматриваются
аналитические формы фразеологизмов, вы-
ступающих в роли именной части составного
именного сказуемого и употребляющихся с
различными связками. Особое внимание уде-
ляется видам, функциям и значениям связок
в предикативных фразеологизмах.
28-33 73
Аннотация
В статье рассматривается
метаязык учения о соединении слов в смыс-
ловое целое. Это учение первоначально изла-
галось в логиках и диалектиках, а с 20-х гг.
XVII в. стало на Руси и разделом грамматик.
34-37 77
Аннотация
В статье рассматриваются
структурные схемы безличных предложений
как репрезентанты синтаксического концеп-
та «состояние природы» в языковой картине
мира И.А. Бунина. По мнению автора, через
анализ лексического наполнения компонен-
тов схем, специфики их речевых модифика-
ций, обогащение пропозиций высказываний
дополнительными смыслами можно вычле-
нить когнитивные признаки синтаксическо-
го концепта.
38-42 62
Аннотация
Понятие позиции не по-
лучило детального описания в лингвисти-
ке. Учение о позициях должно начинаться с
разграничения позиции и единиц, которые в
позиции могут находиться. Следует разгра-
ничивать качество и характер позиции. По-
нятие позиции может быть использовано и за
пределами фонетики.
43-46 87
Аннотация
Статья посвящена функ-
ционированию вводно-модальных компо-
нентов в сложноподчиненном предложении с
причинными отношениями. Показана связь
между использованием вводных слов и логи-
ко-семантическими отношениями предика-
тивных компонентов, а также влияние самих
вводных единиц на структурные свойства на-
званных предложений
46-51 87
Аннотация
Статья посвящена иссле-
дованию эволюции сложного эпитета в языке
художественных произведений, созданных
в рамках русского романтизма в начале XIX
века. Бикорневые композиты определитель-
ного характера рассматриваются с точки зре-
ния развития в них субъективно-оценочного
значения и роли места его в идиостиле поэта
52-56 65
Аннотация
Данное исследование по-
священо изучению суффиксальных макроти-
пов имен существительных со значением со-
бирательности. Статья состоит из двух частей:
в первой части представлена классификация
аффиксов по их способности сочетаться с тем
или иным видом производящих основ, а вто-
рая описывает словообразовательные макро-
типы собирательных существительных, их
количественные и качественные характерис-
тики. Отдельное внимание в работе уделяется
продуктивности рассматриваемых суффик-
сов в современном русском языке.
56-59 79
Аннотация
Одной из ярких характе-
ристик идиостиля Б. Пастернака является
тщательный стилистический отбор языково-
го материала и структурирование информа-
ции.
Особенности авторского идиостиля
проявляются на всех языковых уровнях,
включая композиционное развертывание
материала. Структурирование заключения
эксплицитно реализует авторскую компара-
тивистику.
Диктемное членение заключительных
фрагментов частей и глав романа свидетель-
ствует об индивидуально-авторском инвари-
анте предъявления художественного текста.
59-63 59
Аннотация
Статья посвящена анализу
смысловой структуры слово в художествен-
ном пространстве А.С. Пушкина; уточняется
его функциональное поле, семный состав, его
трансформация и изменение, вызванные яв-
лением семантического сдвига. Выявляется
семантический объём лексемы слово в совре-
менном русском языке и в пушкинском худо-
жественном пространстве.
64-68 68
Аннотация
В данной статье рассмат-
риваются экспрессивные конструкции с гра-
дационным союзом не то что(бы) а(но).
На обширном языковом материале анализи-
руются семантико-синтаксические условия
функционирования данной языковой едини-
цы в градационных конструкциях, основные
показатели экспрессивности, а также особен-
ности выражения экспрессивности некото-
рыми союзными вариантами.
68-73 60
Аннотация
Предметом нашего иссле-
дования является связь когнитивного и ант-
ропоцентрического подходов в изучении па-
ремийных образований, отражающих внеш-
ние и внутренние качества женщины в рус-
ском языковом сознании. Мы обращаемся к
анализу семантики данных языковых еди-
ниц, позволяющих рассмотреть различные
национальные черты и ценности, присущие
женщине прошлого. Продемонстрирована
тесная взаимосвязь когнитивного и антропо-
центрического начала в формировании систе-
мы женских паремий.
73-78 132
Аннотация
В статье раскрываются
особенности оппозиции добро - зло в языке
художественной литературы. На материале
лирики А.А. Ахматовой анализируются из-
менения семантического объема данных кон-
цептов, их соотношение с интерпретацией в
наивной картине мира. На примере ранней и
поздней редакции одного из стихотворений
автор показывает изменения, произошедшие
в мировоззрении поэта с течением времени, и
отражении этих изменений в идиостиле А.А.
Ахматовой.
78-82 81
Аннотация
Настоящая статья посвя-
щена анализу функционирования видо-вре-
менных форм глаголов в художественном
тексте. Автором рассмотрены возможности
видо-временной соотносительности глаголь-
ных форм. Выявлены семантические особен-
ности видо-временных форм глаголов с точки
зрения их функционирования в конкретном
художественном тексте. Доказано, что видо-
вые формы могут варьировать не только в раз-
ных временных планах, но и в зависимости от
той или иной функционально-семантической
разновидности одного и того же времени.
83-88 64
Аннотация
Цель исследования со-
стоит в установлении особенностей функци-
онирования существительных мужчина и женщина с согласованными атрибутивными
распространителями и выявлении некоторых
тенденций, свойственных русскому языку
ХХI века, применительно к анализируемым
единицам. Материалом послужили более
двух тысяч сочетаний определений с сущест-
вительными мужчина и женщина, извлечен-
ных из печатных СМИ ХХI века.
88-90 64
Аннотация
Настоящая статья посвя-
щена изучению коммуникативных типов по-
литического слогана, характерных для пред-
выборных кампаний города Нижневартовска,
осуществлённых на территории муниципаль-
ного образования в 2001 и 2006 гг. Сопоста-
вительный анализ текстов указанного жанра
позволяет проследить закономерности и тен-
денции в функционировании различных ком-
муникативных типов политического слогана
на современном этапе
91-93 49
Аннотация
В статье анализируются
языковые особенности текстов В.П. Виш-
невского, отражающих реалии современной
действительности
94-98 111
Аннотация
Слова общего рода, как
и слова, служащие для обозначения лиц по
профессии, должности, могут применяться
как к лицам мужского пола, так и к совокуп-
ности лиц, смешанной в отношении пола, и
даже просто к лицам женского пола.
Изменения в употреблении слов муж-
ского рода привели к перестройке соотноше-
ния в коррелятивных парах мужского и жен-
ского рода, а также воздействовали на другие
ярусы языка, в результате чего наблюдается
большая самостоятельность родовых форм
глагола и появление определенных синтак-
сических конструкций для аналитического
способа выражения пола лица.
98-100 75
Аннотация
В статье анализируют-
ся сквозные метафорические образы поэзии
Игоря Северянина.
100-105 85
Аннотация
В статье анализируются
односоставные глагольные предложения в
языке пословиц. Рассматриваются средства
формирования обобщённой семантики. От-
мечается значимость обобщённой семантики
пословиц, являющихся краткими изречени-
ями назидательного характера и возникаю-
щих как результат жизненных наблюдений,
исторического опыта. Доказывается, что
обобщённая семантика пословиц формиру-
ется на основе разрыва действия-состояния
с вполне определённым лицом-деятелем и с
вполне определённым грамматическим вре-
менем в односоставном предложении.
105-110 93
Аннотация
Формы-идиомы - это би-
нарные образования, которые можно считать
минимальными единицами фразеологии.
Употребляясь в предложениях, они выпол-
няют различные функции: стилевые, стилис-
тические, синтаксические (предикативную,
атрибутивную, релятивную, объектную).
110-114 71
Аннотация
В данной статье рассмат-
риваются средства репрезентации категории
синтаксического времени и семантика форм
будущего времени в поэтической речи Иоси-
фа Бродского. Устанавливается зависимость
семантики форм будущего времени от кон-
текста поэтического произведения и инди-
видуально-авторской модели времени. Зна-
чительное внимание уделяется комплексу
модальных и оценочных значений, выража-
емых формами будущего времени.
114-117 77
Аннотация
Данная статья посвящена
изучению молодежного сленга на территории
Республики Башкортостан на примере мате-
риала, собранного в г. Стерлитамаке. Даются
лингвистический и функциональный анали-
зы региональных сленговых топонимов, что
позволяет выделить особенности речи моло-
дежи в г. Стерлитамаке по сравнению с речью
молодежи других городов.
118-125 68
Аннотация
В статье рассматриваются
различные толкования одной из максималь-
но значимых составляющих американского
самосознания в литературе XVII века - кате-
гории равенства. Основной акцент ставится
на различной интерпретации данного много-
аспектного феномена в ранних произведени-
ях колониальной литературы таких авторов,
как Уильям Брэдфорд, Джон Уинтроп, Анна
Брэдстрит, Роджер Уильямс и др., анализи-
руется отношение указанных сочинителей к
сути исследуемого явления.
125-132 85
Аннотация
В статье рассматривается
литературная (преимущественно, агиогра-
фическая) и фольклорная трансформация
известного сюжета «Очарованный инок».
Показано проявление фольклорного влияния
на литературные памятники. Исследуется
специфика художественного времени и про-
странства в литературных и фольклорных
произведениях с указанным сюжетом.
132-137 45
Аннотация
Статья решает проблему
особенностей осмысления идеала в социаль-
ной сфере - отношений человека и общества.
Авторы приходят к выводу о том, что для рус-
ской поэзии 1830-х годов высший смысл че-
ловеческого бытия открывается в реализации
способности к любви и единению. Русские
поэты-романтики развенчивают культ запад-
ноевропейского романтического индивиду-
ализма и последовательно проводят мысль
о необходимости нравственного служения
творческой личности. Утверждается, что иде-
ал личностного существования осуществим в
те моменты, когда общее благое действие ста-
новится сущностью каждого.
138-144 78
Аннотация
В статье рассмотрены по-
зиции одного из основоположников искус-
ствоведческого понимания художественно-
го стиля И.И. Винкельмана. Говоря языком
современной науки, ученый размышлял о
«больших стилях» - об их содержательно-
смысловых доминантах и о конкретике их
воплощения, а также подошел к вопросам
индивидуального стиля художника. Особое
место в кругу его интересов занимала аллего-
рия, которая позиционировалась ученым как
синоним искусства и художественности.
144-151 98
Аннотация
В статье рассматриваются
пьесы А.Платонова в контексте его прозы и
в историко-литературном контексте. Про-
слеживаются типологические связи на уров-
не содержания и формы, доминантные идеи,
объединяющие пьесы Платонова с его расска-
зами «Старый механик», «Любовь к Родине,
или Путешествие воробья», «Усомнившийся
Макар», с повестями «Котлован», «Ювениль-
ное море», «Эфирный тракт» и др., с пьеса-
ми Н. Эрдмана «Самоубийца», К. Тренева
«Опыт», рассказом Л. Леонова «Уход Хама,
с поэмой В. Маяковского «Про это» и др. От-
мечается, что решение проблемы «выхода в
счастье» в художественном мире А. Платоно-
ва находится в кругу философских категорий
и понятий в произведениях его предшествен-
ников, современников и продолжателей тра-
диций писателя-классика.
152-158 81
Аннотация
В статье исследуются по-
вести «Невский проспект» и «Шинель» из
петербургского цикла. Название города и
имена его обитателей, взаимоотношения лю-
дей и вещей, ключевые слова и речевые ха-
рактеристики персонажей дают возможность
проникнуть в глубокий пророческий смысл
произведений Гоголя, понять их духовную и
социальную проблематику, актуальность ко-
торой в наши дни еще более возросла.
158-163 93
Аннотация
В статье раскрывается общ-
ность и своеобразие поэтики Гоголя и Досто-
евского. Объектом изучения являются об-
разные структуры двух авторов, художест-
венный замысел и способ его реализации в
образной системе. С этим связана базовая ка-
тегория их поэтики - тип художественного
метода: христианский реализм Достоевского
и магический реализм Гоголя, их единство и
различие в способах отражения и обобщения
реальности.
164-169 55
Аннотация
Статья посвящена изуче-
нию книги А. Волынского о Леонардо да Вин-
чи. Автор раскрывает эстетическую концеп-
цию А. Волынского, обнаруживает ее сильные
и слабые стороны, анализирует высказанные
современниками претензии, выявляет осо-
бенности поэтики произведения, указывает
на открытия, которые были сделаны крити-
ком и впоследствии были подхвачены следу-
ющими поколениями исследователей.
170-173 96
Аннотация
В статье рассматривается
архитектоническое своеобразие сборника ли-
рики А.А. Ахматовой «Белая стая». Дается
теоретическая основа исследования. Срав-
ниваются взгляды на вопрос композиции и
архитектоники двух теоретиков литературы
М.М. Бахтина и П.А. Флоренского. В статье
утверждается явное новаторское обогаще-
ние сферы изображаемого в «Белой стае» по
сравнению с предыдущими сборниками Ах-
матовой. Последовательно рассматривается
архитектоника всех четырех глав сборника.
Делается вывод, что четырехчастная компо-
зиция сборника определена его архитекто-
никой - острым диссонансом изображаемого
духовного процесса.
173-176 95
Аннотация
Рассматривается поэзия
народного поэта Якутии Л.А. Попова (1919-
1990). С целью раскрытия идейно-художест-
венного содержания, своеобразия лирики по-
эта выявляется определенная типология ли-
рических субъектов. Результат исследования
позволяет говорить о полисубъектности ли-
рической поэзии Л. Попова, которая служит
воплощением единства личности, лирическо-
го «я» - поэта, совмещающего типологически
разные виды субъектных модификаций.
176-181 149
Аннотация
В статье прослеживаются
православные мотивы в романе В.П. Астафь-
ева «Прокляты и убиты», определяющие его
идейно-художественное своеобразие. Еван-
гельские реминисценции, обращение к Бо-
жественной силе способствуют выявлению
трагического начала в произведении и со-
ставляют одну из специфических сторон его
поэтики: особенности сюжета, авторскую ин-
тонацию, автобиографическое начало, цен-
ностную ориентацию героев, образ природы.
181-188 64
Аннотация
Статья посвящена особен-
ностям восприятия романа Андрея Платоно-
ва «Чевенгур» представителями англоязыч-
ной критики А. Тески и Т. Сейфрида.
Рассматриваются такие аспекты, как
влияние философских учений Н. Федорова,
политической ситуации в Сталинской Рос-
сии, биографии писателя на творчества Анд-
рея Платонова в целом и на роман «Чевенгур»
в частности.
188-193 68
Аннотация
В представленной статье
рассматривается специфика функциониро-
вания художественной детали в структуре
социально-психологического романа. Ху-
дожественная деталь по своей природе мно-
гофункциональна. Врастая в самую основу
произведения, в его словесно-изобразитель-
ную ткань, она вступает в контакты и связи
с сюжетом, конфликтом, с характером ге-
роев. Импликативные возможности детали
наиболее ярко реализуются в социально-
психологическом романе. В свою очередь,
имплицитность детали проявляется в том,
что, активизируя более чем одно значение,
она может обладать дополнительным смыс-
лом, тем самым формируя подтекст.
193-197 81
Аннотация
В статье рассматривается
программное положение литературно-крити-
ческого наследия Н.В. Гоголя о своеобразии
развития русской поэзии.
В основу работы положена статья Н.В.
Гоголя «В чём же, наконец, существо рус-
ской поэзии и в чем её особенность», где вы-
дающийся русский писатель размышляет об
источниках русской поэзии.
В статье рассматриваются взгляды Н.В.
Гоголя на творчество русских поэтов XVIII -
XIX столетий.
198-203 74
Аннотация
Автор статьи знакомит чи-
тателя с проблемой памяти в творчестве Га-
рольда Пинтера, определяет роль этой темы в
общем театральном контексте XX века.
203-207 149
Аннотация
Основная цель статьи -
сравнение образа идеологического героя (Ве-
ликого Инквизитора), изображенного До-
стоевским, с образами Благодетеля («Мы»
Замятина) и Комиссара («Хулио Хуренито»
Эренбурга). Дело в том, что Достоевский со-
здал довольно привлекательный образ рево-
люционера, сверхчеловека, пытающегося
улучшить мир, и поэтому такая идеология не
могла не импонировать сторонникам край-
них мер. Напротив, Эренбург и Замятин, ана-
лизируя «Поэму о Великом Инквизиторе» с
позиции антиутопии, «свергнули героя-идео-
лога с пьедестала», развенчивая мифические
цели поборников революции. Так, Эренбург
срывает с Инквизитора религиозный флёр:
«забота» Комиссара о благе людей продик-
тована не столько религией, сколько истори-
ческой неизбкжностью. И наоборот, Замятин
концентрирует наше внимание на «неологи-
зированной христианской культуре».
208-212 82
Аннотация
Рассматриваются свойства
и характеристики хронотопа как основопо-
лагающей единицы художественного тек-
ста. Выделена пространственно-временная
организация произведения, включающая
исторический и биографический хронотопы.
Хронотоп «Поэмы без героя» - сложная, по-
лисемантическая структура произведения.
212-217 71
Аннотация
В статье рассматривают-
ся стихотворения С. Городецкого коллегам-
акмеистам, опубликованные в №5 журнала
«Гиперборей». Прослеживается их связь с
текстом манифеста Городецкого, а также его
газетными публикациями. Обнаруживаются
некоторые особенности кропотливой работы
автора в деле продвижения акмеизма на ли-
тературной арене.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)