Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

САПОГИ ДОСТОЕВСКОГО: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ОНТОЛОГИИ ПИСАТЕЛЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-5-49-58

Аннотация

Цель. Изучить предметный мир прозы Ф. М. Достоевского в аспекте художественной онтологии писателя. Сапоги как деталь костюма героя рассматриваются в контексте системной организации произведения с учётом иерархически соотнесённых в нём различных планов изображения: социокультурного – психологического – идейно-философского – метафизического. Предложенный подход позволяет обновить представления о значении художественной детали как для характеристики персонажа, так и для выстраивания мирообраза текста в целом.

Процедура и методы. Автором предложена типология упоминаний рассматриваемой детали; при этом сапоги анализируются как точка пересечения внешнего и внутреннего, объективного и субъективного планов характеристики и героя, и мира, во взаимодействии с которым осуществляется его самопрезентация. В центре исследования романы «Бедные люди» и «Бесы», открывающий и завершающий обращение Достоевского к предметной детали «сапоги» в диалоге с эстетикой «натуральной школы». Это позволило проследить эволюцию одного из важнейших художественных принципов прозы Достоевского – изменение «оптики» повествования, переход от внешнего к внутреннему, эмоционально, идейно и онтологически ориентированному существованию детали в его художественном мире.

Результаты. В ходе работы были выявлены особенности феноменологического изображения детали в произведениях Достоевского, специфика обыгрывания образа в различных художественных контекстах, поставлен вопрос о значении «метатекстового» сюжета творчества на различных уровнях произведения, в том числе и для раскрытия специфики художественной детали во всём потенциальном разнообразии её значений.

Теоретическая и/или практическая значимость. Автору удалось предложить новый подход к художественной детали в прозе Достоевского с учётом её многоуровневого строения и метатекстового потенциала.

Об авторе

Т. А. Алпатова
Московский государственный областной университет
Россия

Алпатова Татьяна Александровна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской классической литературы

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Баршт К. А. Спор между ≪отцами≫ и ≪детьми≫ в романе Ф. М. Достоевского ≪Бесы≫ в историко-литературном и текстологическом аспектах // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2021. Т. 80. № 6. С. 20–29.

2. Берсенёва В. А. Рецепция ≪Повестей покойного Ивана Петровича Белкина≫ А. С. Пушкина в романе Ф. М. Достоевского ≪Бедные люди≫: образы и мотивы // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 12–18.

3. Богданова О. В., Богатырева Л. В. Автоинтертекстуальное поле ранней прозы Ф. М. Достоевского // Вопросы русской литературы. 2019. № 2. С. 3–14.

4. Буяновская В. И. ≪Бедные люди≫ Ф. М. Достоевского как диалог старого и нового слова // Studia Literarum. 2018. Т. 3. № 4. С. 152–169.

5. Ветловская В. Е. Источники и литературный контекст романа Достоевского ≪Бедные люди≫ // Словесность и история. 2020. № 3. С. 7–31.

6. Есаулов И. А., Сытина Ю. Н. Маленький человек Достоевского в историко-литературной перспективе: между ≪вещью≫ и личностью // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 3. С. 419–428.

7. Печерская Т. И. Предмет как сюжетный маркер: сапоги в русской литературе 1840–1870-х годов // Сибирский филологический журнал. 2014. № 3. С. 86–93.

8. Скуридина С. А., Новикова М. В., Попова Ю. С. Шляпа, пальто и сапоги как элементы костюмного кода в романе ≪Преступление и наказание≫ Ф. М. Достоевского // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. № 4 (43). С. 7–12.


Рецензия

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)