Журнал включён в Перечень ВАК по следующим научным специальностям:
5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки);
5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки);
5.9.3. Теория литературы (филологические науки);
5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки).
Публикуемые в журнале "Отечественная филология" материалы отличаются актуальностью, интересным разнообразным содержанием и научной новизной. Они отражают современное состояние филологической науки с характерной для неё в настоящее время тенденцией к установлению междисциплинарных связей и использованию достижений смежных дисциплин, с опорой на современные парадигмы научного знания – прежде всего, антропоцентрическую, когнитивную и лингвокультурологическую, отражение межъязыковых отношений и связей, учёт новейших научных достижений и разработок. Журнал имеет классическую рубрикацию: «Языкознание», «Литературоведение», «Рецензии», «Научная жизнь». В журнале, помимо статей теоретического и прикладного характера, освещаются события, происходящие в научном мире, представляются новинки в области изучения русского языка и литературы.
Среди наиболее актуальных проблем современной филологии, освещаемых в «Вестнике» в течение последних лет, следует отметить: 1) теоретико-методологическое освещение проблем взаимодействия языка, мышления и культуры; 2) методологические аспекты современных филологических и культурологических исследований; 3) когнитивно-дискурсивный анализ современных языковых, литературных и культурных процессов, включая проблемы перевода, а также отдельные теоретические и прикладные аспекты современного общего и сравнительного языкознания, литературоведения и культурологии, которые выходят за рамки основных перечисленных направлений. Указанные работы отличаются научной новизной, глубоким анализом активных процессов в современных языках, литературах и культурах и динамичностью изложения, что свидетельствует о профессиональном уровне их авторов и придаёт эвристический характер журналу в целом.
Текущий выпуск
Цель. Изучить оценку прозы А. И. Куприна как современниками, так и последующими исследователями, а также влияния его творчества в аспекте художественной онтологии писателя, раскрывая бытийную сущность его символики, что позволяет глубже осознать значение высказываний творческих личностей о нём как о своём собрате по перу. В статье оценивается разнообразность ракурсов воспоминаний о деятельности А. И. Куприна, исследуется уникальность и культурно-историческая ценность его наследия.
Процедура и методы. Автором предложен анализ, посвящённый творчеству А. И. Куприна. Подход к раскрытию проблемы зиждется на оценке читателей Куприна разных эпох и времён – от Л. Н. Толстого и А. П. Чехова до Павла Басинского и Виктории Миленко, что позволяет судить об очевидной схожести взглядов авторов на литературно-художественный процесс в целом и на наследие А. И. Куприна в частности.
Результаты. В ходе работы были выявлены различные точки зрения критического подхода к наследию А. И. Куприна и сделан вывод о необходимости овладения основами мастерства критика на используемом материале.
Теоретическая и/или практическая значимость. Автору удалось предложить новый подход к оценке творчества А. И. Куприна в критическом потенциале писателей-критиков.
Цель. Выявить особенности употребления определённо-личных предложений в текстах А. И. Куприна.
Процедура и методы. Представлен структурно-семантический анализ различных композиционно-речевых структур художественного текста писателя, содержащих определённо-личные предложения.
Результаты. Проведённый анализ показал, что А. И. Куприн изображает острые картины современной ему жизни, обращая внимание не на идеальных героев, а на простых людей и на то, что их волнует и гнетёт. Поэтому употребление определённо-личных предложений связано с композиционными особенностями художественных тестов писателя.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют информацию о специфике использования определённо-личных предложений в творчестве А. И. Куприна. В работе использованы принципы разбора предложений, которые могут быть применены при изучении языка произведений разных авторов.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Цель. Изучение модификаций семантических ролей единиц лексико-семантической группы «деньги» как агентов и пациентов в русском медиадискурсе, а также выявление их влияния на формирование общественного мнения, культурных установок и моральных ценностей.
Процедура и методы. Для достижения поставленных целей использовалась база данных Национального корпуса русского языка, а именно раздел «Социальные сети». Исследование охватывало по большей части примеры из Telegram, где наблюдалось, как с помощью различных лексических и синтаксических конструкций подчёркиваются агентные или пациентные качества денег.
Результаты. Анализ показал, что деньги в медиадискурсе могут как «активно влиять» на поведение индивидов, так и выступать в роли объектов, ожидающих действий. Установлено, что использование диминутивных форм и разговорной лексики придаёт обсуждениям эмоциональный характер, подчёркивая различия в восприятии денег среди тех или иных социальных групп.
Теоретическая и/ или практическая значимость. Данное исследование вносит вклад в понимание взаимосвязи языка и экономической реальности, подчёркивая, как медиадискурс формирует восприятие денег в обществе. Выводы исследования могут быть полезны как для дальнейшего анализа медиадискурса, так и для практического применения в области экономической журналистики и социологии.
Цель. Описать систему инвариантных матриц внешней формы сложного синтаксического целого.
Процедура и методы. В работе рассмотрены инвариантные матрицы внешней формы сложного синтаксического целого. При проведении исследования применены методы сплошной выборки, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов и комплексный уровневый анализ сложного синтаксического целого.
Результаты. В ходе исследования было выявлено, что сложное синтаксическое целое имеет инвариантные матрицы внешней формы как отвлечённые образцы, позволяющие идентифицировать его как целостную языковую единицу, которую можно вычленить из текста в процессе его восприятия и воспроизвести в речи в процессе его продуцирования.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию сложного синтаксического целого как языковой единицы, реализующей развёрнутое высказывание.
Цель. Рассмотреть семантику адвербиальных интенсификаторов и их лексикографическое представление в современных словарях.
Процедуры и методы. Проведён семантический анализ наречий, выражающих значение высокой степени, с использованием материалов Национального корпуса русского языка. Описаны словарные статьи интенсификаторов в современных словарях («Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени»; «Большой толковый словарь русского языка»; «Толковый словарь русской разговорной речи», вып. 1–5).
Результаты. Проанализированы различия между адъективными и адвербиальными интенсификаторами в грамматическом и семантическом аспектах; выявлены синтагматические условия формирования значения высокой степени наречия на базе качественного значения; установлены особенности лексикографического представления интенсификаторов – наречий в словарях разных типов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют представления о семантике степенных слов и могут быть использованы в лексикографической практике.
Цель состоит в выявлении роли бессоюзных сложных предложений с временными отношениями в презентации языковой личности И. А. Бунина.
Процедура и методы. Автором статьи проведён структурно-семантический анализ сложных предложений с временными отношениями, извлечённых методом сплошной выборки из рассказов И. А. Бунина, с использованием методов наблюдения, обобщения и интерпретации.
Результаты. В статье раскрываются структурно-семантические особенности функционирующих в рассказах И. А. Бунина бессоюзных сложных предложений с временными отношениями. Показано, как посредством этих конструкций с темпоральной семантикой раскрывается образно-ассоциативное мышление автора, формируется пространственно-временной континуум и событийная перспектива высказывания.
Теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в расширении знаний о языковой личности И. А. Бунина в контексте антропоцентрической парадигмы. Материалы статьи и полученные результаты могут быть использованы при изучении идиостиля и идиолекта И. А. Бунина, в преподавании лингвистических дисциплин «Синтаксис русского языка», «Стилистика русского языка», «Язык художественной литературы».
Цель. Анализ особенностей семантико-синтаксических отношений членов препозитивных синтаксических рядов определений-прилагательных, где вторые члены имеют пояснительный или уточняющий оттенок значения, а также их пунктуационного оформления.
Процедура и методы. Приведены взгляды исследователей на особенности отношений членов в подобных рядах, сопоставлены рекомендации относительно способов их пунктуационного оформления, уточнены семантико-синтаксические отношения членов рядов, на основании выявленных особенностей установлена их специфика; применены методы наблюдения, анализа, классификации, обобщения.
Результаты. Семантическая и синтаксическая зависимость вторых членов ряда от первых позволяет видеть в них разновидность определений с осложнённой семантикой, что предполагает их обособление в целях унификации пунктуационных правил.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты позволяют углубить представление об отношениях элементов в синтаксических конструкциях. Материал, наблюдения и выводы могут быть использованы при преподавании курсов синтаксиса простого предложения.
Цель. Представить результаты проделанной работы по отбору материала и написанию лингвострановедческой энциклопедии для детей дошкольного и младшего школьного возраста с миграционной историей.
Процедура и методы. Использовалась комплексная методика, применимая в лингвокультурологии и лингвострановедении, включающая два основных направления: лингвистическое, целью которого является анализ языковых единиц и выявление их национально-культурного содержания, а также методическое, при котором обучение языку непосредственно связано с изучением культурных традиций и истории страны.
Результаты. Представлена структура энциклопедии «Здравствуй, Русский мир!», предназначенная для ознакомления детей инокультурной среды дошкольного и младшего школьного возраста с ключевыми аспектами российской государственной символики, истории и культуры.
Теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость определяется возможностью применения материалов энциклопедии при обучении детей-инофонов русскому языку, русской литературе, знакомству с традиционными ценностями русской культуры и формированию к ним уважительного отношения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Цель. В статье исследуется поэтика баллад «Рыбак» и «Лесной царь», выявляется, почему, сохраняя видимую внешнюю жанровую основу, они заметно отличаются от подобного рода произведений других поэтов.
Процедура и методы. При анализе учитываются принципы описательного, культурно-исторического, историко-типологического, сравнительно-сопоставительного методов.
Результаты. Приведены аргументы относительно того, что лирический элемент баллады Гёте особого свойства, он подвигает читателя на индуктивно-дедуктивное восприятие стихотворения, в котором энергия сюжета то центростремительна (баллада), то центробежна (притча); конкретика сменяется обобщённостью. Таким образом, баллада Гёте получает черты других жанров, не всегда с нею смежных.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии особенностей лирического элемента Гётевской баллады и попытке прояснить техническую сторону этого явления. Полученные результаты могут быть использованы как в научных целях, так и в области преподавания.
Цель. Рассмотреть, как образ царевны Софьи трактовался на самой периферии литературного поля – в так называемой лубочной литературе. Материалом для анализа служит малоизученный лубочный роман М. Е. Евстигнеева «Раскольничье гнездо сообщников царевны Софии».
Процедура и методы. Методология исследования связана с использованием описательного, культурно-исторического методов и интертекстуального анализа.
Результаты. В результате проведённого исследования уточнена датировка романа (не 1884, как считалось ранее, а 1874), прослежена история создания текста, рассмотрены его источники, обосновывается гипотеза о компилятивном характере произведения. Лубочный роман Евстигнеева – это одна из первых развёрнутых попыток художественного осмысления исторической личности царевны Софьи, примечательная тем, что, в силу принадлежности к периферийному пласту литературы, она отражает не столько авторское, сколько коллективное народное восприятие образа царевны.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования восполняют представление об историко-литературном процессе XIX в., а также могут быть использованы при подготовке издания романа М. Е. Евстигнеева.
Цель. Рассмотреть предметный мир романа М. М. Хераскова «Нума…» в контексте аллегорического представления историософской концепции судьбы «золотого века» в развитии человечества с учётом философско-исторического содержания и аллегорического «сюжета» книги.
Процедура и методы. Для анализа используются элементы культурно-исторического, историко-генетического, сравнительно-типологического, феноменологического, герменевтического, структурно-семиотического методов. Анализ романа Хераскова «Нума…» проводится в контексте развития западноевропейских и русских «государственных», «политико-утопических» романов XVIII в., с учётом своеобразия романной поэтики в нормативно-традиционалистскую эпоху.
Результаты. Итогом проведённых исследований стала возможность соединить философско-историческую концепцию Хераскова, базирующуюся на идее «Золотого века» и его судьбы в развитии человечества, и основных структурных уровней книги, в первую очередь её предметного начала. Проведённый анализ позволил понять, каким образом функционирует предметная деталь в тексте, жанровое задание которого не предусматривает изобразительности, а также уточнить представления о развитии российского политико-дидактического, масонского романа XVIII в.
Теоретическая и/или практическая значимость. Показан потенциал предметной сферы в русской дидактико-аллегорической прозе XVIII в., а также пути развития романной прозы М. М. Хераскова. Результаты статьи могут использоваться в дальнейших исследовательских разработках развития масонской прозы той поры, в курсах русской литературы XVIII в., а также спецкурсах смежной тематики.
РЕЦЕНЗИИ
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2949-5008 (Online)






















