Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 2 (2016)
Скачать выпуск PDF

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

69-77 81
Аннотация
Статья посвящена проблеме реализации концепта «страх» в цикле военных рассказов Амброза Бирса. Основное внимание уделено проблемно-тематическому комплексу военных рассказов американского писателя в связи с воплощением доминирующего концепта «страх». Рассмотрены художественные приёмы, определяющие структуру доминантного концепта. Изучение путей реализации концепта «страх» в произведениях позволяет понять специфику миропонимания Бирса, что, в свою очередь, помогает проследить особенности литературного процесса в США на рубеже XIX-XX веков.
78-88 95
Аннотация
В статье рассматривается феномен духовности творчества М.Ю. Лермонтова в русской литературной критике XIX - начала XX вв. Определяя понятие духовность, автор отталкивается от того, что процесс секуляризации русской литературы в XIX в. привёл к возникновению в ней особого качества. Обзор русской критики осуществляется с первых отзывов на роман Лермонтова «Герой нашего времени» и сборник «Стихотворения М. Лермонтова» (1840) В.Г. Белинского, С.О. Бурачка, С.П. Шевырёва; описывается эволюция критических взглядов на творчество Лермонтова в период 1840-х-1880-х гг.; подробно анализируется осмысление своеобычности творчества поэта в критической литературе рубежа XIX-XX вв. - середины 1910 гг. (В.С. Соловьёв, Д.С. Мережковский, П.Н. Сакулин, С.В. Шувалов).
89-101 65
Аннотация
В статье показано, что фраза Карамзина о своей любви к «азиатским халатам» (из письма к П.А. Вяземскому) и другие упоминания об одежде связаны с темой внутренней независимости, переменами в судьбе и мировоззрении, с преображением всего облика человека, с темой свободы и принуждения. Домашняя одежда превращается в философский символ, имеющий сложную семантику: пренебрежение к житейской суете, апология свободы и покоя, медленные труды в своём углу, разочарование в европейской цивилизации, интерес к восточной культуре и её вековым традициям. Мотив одежды переплетается с мотивом моды как бесконечных бессмысленных преобразований, в том числе и политических, диктуемых лишь желанием обновления.
102-110 68
Аннотация
В статье выявляются и исследуются элементы и способы построения фэнтезийного мира в романе «Неполная рукопись» видного азербайджанского писателя Камала Абдуллы. В основе писательского замысла лежит древний тюркский эпос «Деде Горгуд» и примечательная версия о жизни шаха Исмаила Хатаи. Научные и творческие интересы писателя глубоко связаны с этим эпосом. Автор романа переосмыслил традиционные мифы, перенося героев в современный мир. В статье говорится о мифе как структурополагающей и этико-эстетической основе жанра «фэнтези». Обращение к эпическому наследию, переосмысление и развитие мифологических архетипов и мотивов является одной из актуальнейших тем современной литературы.
111-121 88
Аннотация
В статье рассматривается важнейшая проблема судьбы и творчества поэта «парижской ноты» Бориса Поплавского - традиционная для русской литературы коллизия «внешнего» и «внутреннего» пространства, составившая метафизическое основание бытия. Невозможность преодоления чётко обозначившихся бинарных оппозиций «внешнего» и «внутреннего» миров стала свидетельством трагического мировосприятия поэта и явилась причиной экзистенциального одиночества, переживаемого его лирическим «я». Идея «синтеза искусств» В. Брюсова трансформировалась в синтез литературных направлений, обусловивших оригинальность поэзии Б. Поплавского.
122-129 62
Аннотация
В статье представлен сопоставительный анализ поведения персонажей, живущих по законам ложной жизни, и их антиподов в повестях Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник». Ключевой мотив - лёгкости/ тяжести - относится как к внешнему поведению героев, так и отражает их внутренние установки, причём лёгкость становится знаком веры. Продуктивным при анализе указанных образно-смысловых оппозиций становится обращение к более ранним текстам писателя, подтверждающее связь лёгкости с рождением нового мироощущения.
130-139 113
Аннотация
В исследовании объясняется сущность впервые предлагаемых методов литературоведческих анализов: текстопорождающего и тексторождающего. Текстопорождение и тексторождение трактуются как универсальные способы замены или объединения целого ряда методов филологического, лингвистического и литературоведческого анализа. Здесь также указывается на различие между текстологией и текстопорождением, поскольку текстологический и текстопорождающий анализ - методы исследования различных областей научного познания: текстология является одной из отраслей филологии, вспомогательной литературоведческой дисциплиной, но не методом литературоведческого анализа; текстопорождение предлагается в этой статье считать универсальным методом литературоведческого исследования.
140-147 118
Аннотация
В статье анализируются жанрообразующие признаки произведений А.И. Куприна «Колесо времени», «Жанета», «Юнкера». Выделяются и описываются приметы психологического романа на материале «Колеса времени» и «Жанеты», романа воспитания на тексте «Юнкеров». Автор делает вывод о субъективизации повествования как инструменте анализа жизни изнутри, с позиции героя, выделяя это в качестве одного из признаков творческой манеры писателя.

РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

8-14 65
Аннотация
В статье рассматривается неизвестный научному сообществу рукописный памятник, представляющий собой самый ранний перевод книг Ветхого Завета на русский язык с древнееврейского оригинала, выполненный Михаилом Фотинским в 1806 году. Автор изучает немецкий перевод библейских книг М. Мендельсона как возможный источник, используемый переводчиком, и анализирует его значение для работы переводчика.
15-23 70
Аннотация
В статье рассматриваются модели экспликации лексической семантики слов русского языка - непроизводных и производных, с конкретно-предметной или отвлечённой семантикой. Отмечается, что производные слова должны толковаться через свои производящие, а непроизводные с учётом конкретности/отвлечённости семантики основы. Во 2-ой части статьи рассмотрены следующие тезисы: 1) значения слов в словаре должны отражать реальную семантику их употребления, 2) предполагать некую системность подачи значений слов одной лексико-тематической группы, 3) учитывать научные достижения в разработке теории лексических значений, 4) быть ориентированы на практику преподавания как родного, так и иностранного языков.
24-33 90
Аннотация
В данной статье проанализированы рекламные тексты в формальном и содержательном аспекте. Предпринята попытка выявить специфику несамостоятельно порождённых текстовых единиц и в качестве отдельного типа выделить композиционно-структурную вторичность. Описаны и рассмотрены основополагающие признаки подобных речевых произведений (трансформация формы источника, его лексических компонентов, прагматической направленности и др.). С точки зрения текстопостроения на основе тех или иных синтаксических моделей разграничено несколько видов композиционноструктурной вторичности, принадлежащей к обиходно-бытовому, научному, публицистическому, официально-деловому, художественному дискурсу.
34-40 214
Аннотация
Настоящая статья посвящена изучению и систематизации интегральных и дифференциальных признаков тавтологии и плеоназма в современном русском языке. В основе исследования лежит рассмотрение ведущих концепций понимания явлений лексической избыточности, предложенных отечественными лингвистами, а также анализ и классификация современного языкового материала. Изучение этимологии терминов, релевантных признаков тавтологии и плеоназма, их функционирования на различных языковых ярусах позволяет сделать вывод о том, что в современном русском языке тавтология и плеоназм представляют собой самостоятельные явления. Кроме того, в статье предложена попытка создания собственной дефиниции исследуемых понятий.
41-47 66
Аннотация
В статье рассматриваются компоненты линейной структуры сложного синтаксического целого - гермы. Выявляются их свойства, качества, особенности функционирования. Особое внимание уделено такой характеристике герма, как его объём, определяемый по выведенным в процессе исследования принципам и по показателям поля языкового напряжения и всего комплекса гермов. Герм-слово, имеющий наименьший объём при наибольшей концентрации языковых особенностей, рассмотрен в аспекте важнейших принципов определения объёма герма с учётом тех значений, которые он приобретает в каждом конкретном сложном синтаксическом целом, и с учётом функционально-семантических условий.
48-55 122
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее употребительные в поэтических текстах Ф.И. Тютчева визуальные глаголы видеть, смотреть/глядеть. Обращаясь к понятию речевой перцептивной ситуации, автор статьи подробно анализирует семантику этих глаголов с учётом «окологлагольной» лексики, контекстные особенности каждого глагола, а также исследует различия в употреблении синонимичных глаголов смотреть/глядеть. Автор статьи делает вывод о том, что с помощью визуальных глаголов видеть, смотреть/глядеть решаются разные художественные задачи.
56-62 82
Аннотация
В статье речь идёт о средствах выражения лексического значения, в частности, о древнейших оценочных конструкциях - сочетаниях с творительным ограничения. Данные сочетания состоят из прилагательного в краткой или полной форме (в некоторых случаях - причастия, существительного, глагола) и существительного в форме творительного падежа. Наш материал показывает, что в поэтических текстах К.Д. Бальмонта сочетания с творительным ограничения продолжают использоваться в оценочной функции (эстетической, этической, эмоциональной), несмотря на то что к концу XIX в. они перестают быть главным средством выражения оценки.
63-68 53
Аннотация
В статье представлен аспектный разноуровневый анализ значений лица. Кратко охарактеризованы номинативное, коммуникативное и грамматические значения (морфологическое и синтаксическое). Выполненный с этих позиций анализ языковых примеров показывает, что указанные значения могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Причиной этого является многозначность 3-его лица, разные значения которого могут быть представлены в предложении раздельно, тогда как 1-ое и 2-ое лица имеют целостные значения.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)