Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск
№ 2 (2009)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК

3-11 63
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению позиции Н. С. Лескова на актуальный во второй половине ХIХ века «женский вопрос». Писатель в ху- дожественных и публицистических текстах проводит мысль о необходимости подготовки медицинских работников-женщин в России. Объектом исследования выступают преимущественно номинативные единицы, приобретающие в текстах яркую образность, экспрессивность, актуали- зирующие позицию Н. С. Лескова - прозаика и публициста.

12-18 83
Аннотация

Статья содержит результаты исследования эксплицитных и имплицитных семантических компонентов текста судебно-лингвистической экспертизы, специфическая организация и взаимодействие которых пред- отвращают возможные семантические потери в ходе когнитивной обработки документа. Семантические потери рассматриваются как процессы энтропий- ного характера.

19-24 65
Аннотация

В статье рассматриваются следующие грамматические категории причастного предикатива: род, число, время, наклонение, степени сравнения.

25-30 79
Аннотация

Статья посвящена анализу различных случаев употребления кратких причастных форм в позиции сказуемого личных и безличных предло- жений. В статье также рассматриваются некоторые спорные вопросы, связан- ные с грамматической категорий залога русских причастий.

31-36 68
Аннотация

Данная статья посвящена описанию особого типа побуди- тельных предложений со сказуемым, выраженным глагольными формами со- слагательного наклонения. При императивном употреблении этих глагольных форм наблюдается соответствующее грамматическое приспособление их к этой функции в виде специфической интонации и сочетания с грамматическими по- казателями лица адресата подобно формам повелительного наклонения. 

37-41 74
Аннотация

В риторических высказываниях наряду со значением ут- верждения или отрицания в экспрессивной вопросительной форме с участием частиц выражаются эмоциональные значения.

42-48 88
Аннотация

В статье анализируются способы выражения неопределенно- го лица в двусоставном и односоставном предложениях; описываются неопре- деленно-личные конструкции, являющиеся изосемическим средством выра- жения неопределенности лица; выявляются оттенки значения неопределен- ности; рассматривается синонимия различных типов простого предложения The article focuses on the analysis of the means of person indefiniteness expressing in two-member and mononuclear sentences; it describes indefinite- personal constructions, that are the means of expression of person indefiniteness; defines the shades of meaning of indefiniteness; analyzes synonymy of different types of simple sentences.

49-54 247
Аннотация

В статье рассматривается роль адресанта и адресата в диало- ге с точки зрения их равноправия в процессе коммуникации, а также характе- ризуются случаи осуществления / не осуществления полноценного интеррога- тивного акта The article deals with the role of Speaker and Addressee in a dialogue from the point of view of their parity in the process of communication as well as accomplishment or non- accomplishment of a full-fledged interrogative speech act

55-60 91
Аннотация

Симметрия и асимметрия рассматриваются как универса- лии, присущие всем динамическим системам, в том числе и языку. Делается попытка очертить круг симметричных и асимметричных явлений в языке.

61-65 109
Аннотация

Статья посвящена субъективной модальности как текстовой категории. Показана важность использования модальных средств в процессе создания публицистического произведения. Обозначены лексические, морфологические, синтаксические и собственно текстовые модификаторы субъективно-модальных значений газетного текста.

66-69 50
Аннотация

Тема статьи - способы выражения субъективно-модальных квалификаций высказывания. Основное внимание уделено употреблению междометий в функции вводно-модальных слов, исследуются причины развития модальных значений у междометий. 

РУССКИЙ ЯЗЫК. ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

70-75 69
Аннотация

Целью работы является выявление метафорических моделей в экономической терминологии в рамках современной когнитивной лингвис- тики, используя метаязык фреймов и сценариев. В данной работе дана харак- теристика ведущих моделей метафорического представления современной фи- нансово-экономической терминологии: было выделено 8 метафорических мо- делей с разной степенью развитости фреймовой структуры - метафорическая модель «Мир природы», метафорическая модель «Человек как центр мирозда- ния» или антропоморфная метафора, событийно-ситуативная метафорическая модель, пищевая метафорическая модель, литературно-мифологическая мета- форическая модель, артефактная метафорическая модель, социальная мета- фора, цветовая метафорическая модель. «Ключевыми» метафорами являются антропоморфная и смежные с ней социальная и артефактная метафоры, т.к. человек мыслит мир по «своему образу и подобию». 

76-81 74
Аннотация

В статье рассматривается роль компонентного критерия при разграничении семантической омонимии и полисемии. Доказывается, что воз- можность обнаружения перекрещивающихся сем не только при многознач- ности, но и при омонимии не может быть препятствием использования компо- нентного критерия при разграничении этих явлений, если учитывать иерархи- ческий статус сем This article is devoted to the problem of component criterion in distinguishing semantic homonymy and polysemy. 

82-88 66
Аннотация

В статье анализируется понятийная составляющая концепта РОДИНА в русском национальном сознании и её реализация в текстах учебни- ков по литературе для 6 класса. В структуре понятийного компонента иссле- дуемого концепта выделяются дистинктивный, а также такие эссенциальные признаки, как «любовь к родине», «красота родины», «преданность родине», «защита родины», «деятельность на благо родины». 

89-95 59
Аннотация

Автор выделяет следующие типы речевых действий: афо- ризмы (нетенденциозные остроты), агрессивные остроты, скабрезные остроты (сальности), скептические остроты, шутки, юмор, наивное. Сформулированы условия успешности их осуществления. Выработан принцип типологии коми- ческих речевых действий. Это экономия говорящим каких-то психических за- трат или интеллектуальных усилий.

96-98 51
Аннотация

Статья посвящена истории лексемы сущий, которая входит в денотативный класс слов с доминантой суть. Выделены основные значения лексемы, ее употребление в языке как причастия старославянского происхож- дения, как прилагательного в современном русском языке и в форме субстан- тива. Выявлено значение лексемы сущий, которая сохранив свою первоначаль- ную лексико-семантическую структуру, развивает дополнительные оттенки значений и пополняет состав языка новыми фразеологическими единицами Dans cet article il s'agit de l'histoire du lexeme «ñóùèé» qui appartient au classe denotative des mots a la dominante «ñóòü». On marque des sens fondamentaux du lexeme, son usage dans la langue en tant que le participe d'origine vielle slave, l'adjectif russe moderne et le substantif. On montre l'acception du lexeme «ñóùèé» qui, tout en gardant sa structure lexico-semantique primordiale, developpe des nuances supplementaires de ses sens et enrichit la langue par de nouvelles unites phraseologiques

99-103 83
Аннотация

Л. Кэрролл в своих художественных произведениях стре- мился к пробуждению метаязыкового чутья у юных читателей. Дети мыслят не понятиями, а функциональными эквивалентами понятий: синкретами, комплексами и псевдопонятиями. Л. Кэрролл делает синкреты, комплексы, псевдопонятия объектами языковой игры. Этим он привлекает внимание де- тей к возможности мыслить неправильно и установлению разновидностей не- правильностей мышления. 

104-107 78
Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования оды-панегирика у авторов XVIII века, в первую очередь у М.В. Ломоносова, и трансформаций этого вида оды в литературе XX века у В.Я. Брюсова, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой с сохранением лексических, синтаксических, морфологических особенностей классической оды. При этом данная трансформация носит харак- тер осознанной необходимости воспевания Вождя и по-особому проявляется в идиостиле поэтов.

108-113 72
Аннотация

В статье описывается семантика объекта оценки в бисубстан- тивном предложении, способы и средства его выражения, а также взаимодей- ствие объекта оценки с оценивающим предикатом.

113-117 161
Аннотация

В настоящей статье анализируются семантические свойства фразеологизмов с противопоставлением компонентов. Определены причи- ны активного использования категории противопоставления во фразеологии. Представлена семантико-грамматическая классификация исследуемых фра- зеологических единиц, анализ семантических субкатегорий, групп и подгрупп фразеологизмов. Выявлены наиболее распространенные семантические классы (предметные, процессуальные, качественно-обстоятельственные фразеологизмы).

ЛИТЕРАТУРА

118-124 94
Аннотация

Статья посвящена одному из актуальных аспектов современ- ного изучения русской классической литературы. Национальная духовность, ставшая основой мировоззрения лучших умов России, получила своё выраже- ние в произведениях Чаадаева, Хомякова, Достоевского, Толстого, Соловьёва, Фёдорова, Ильина и многих других выдающихся деятелей русской культуры. «Наша задача состоит в том, чтобы сохранить и воплотить накопленный духов- ный опыт», - такова цель автора данной статьи. 

125-132 73
Аннотация

Статья посвящена проблеме художественного акта в работах И.А. Ильина на примере творчества Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. Автор обращается к анализу И.А. Ильиным феномена творческого акта. Показывает взаимообусловленность творческого акта и жизненного пути великих класси- ков.

133-142 68
Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики художествен- ного акта через призму творчества Л.Н. Толстого и И.А. Бунина философом русского послеоктябрьского зарубежья И.А. Ильиным. Философ отмечает род- ственность творческих актов Л.Н. Толстого и И.А. Бунина: двойственность, внешнее чувственное видение, глубинное проникновение в бездну человечес- кого инстинкта. Художественный акт обоих писателей не исчерпывает глу- бины их личностей. Философ Духа, И.А. Ильин не симпатизирует подобным творческим актам, но вносит достойную лепту в объективное исследование тайн творчества Л.Н. Толстого и И.А. Бунина. 

143-150 137
Аннотация

В статье раскрываются различные точки зрения русских критиков и исследователей творчества А.П. Чехова на его рассказ «Архиерей». Оценки, данные учеными, подтверждают, что судьба чеховского произведения никого не оставляет равнодушным: ни критиков, ни читателей.

151-159 182
Аннотация

В статье выявляются исторические, фольклорные источни- ки повести Л. Бородина «Царица смуты», анализируется поэтика. Отмечается плотность прозы, диалог писателя с насыщенным культурным пространством, опора на исторические, фольклорные источники, исследования, библейские сюжеты и образы в акцентировании доминантных идей повести о смысле жиз- ни и назначении человека во все времена, его «самостоянья». Cложные дис- курсивные уровни повествования характеризуются как синтетические. Отме- чается, что в выявлении этической позиции автора повести значительная роль отводится реальным историческим персонажам Сапеге и Скопину, также вы- мышленному персонажу Олуфьеву. Характеристика системы персонажей да- ется с привлечением исследований Нобелевского лауреата А. Солженицына из его «Литературной коллекции», также известного критика А. Немзера.

160-170 81
Аннотация

В статье раскрыто восприятие русской религиозной духов- ности западными критиками на материале рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи». 

171-176 65
Аннотация

На наш взгляд, мотив безмолвия, присущий лирике Тютчева и прозе Достоевского, определяет родство их поэтик, которое мы пытаемся рас- крыть и обосновать в статье. Речь идет не об «интертекстуальном» (термин Ю. Кристевой), а сверхличном, метатекстуальном, контекстуальном типе связей. 

177-189 59
Аннотация

В статье рассматриваются культурологические (семиотичес- кие) и философско-этические аспекты феномена русскоязычной осетинской литературы как младописьменной транслингвальной литературы, вопросы ее генезиса с точки зрения категорий культурной границы, пограничной культу- ры и культурной экспансии и ее природа в контексте процессов положитель- ной глобализации. 

190-195 74
Аннотация

В статье рассматриваются процессы влияния гётевского творчества на литературную среду Италии. Итальянские авторы XIX века, переосмысливали на своей национальной почве темы, мотивы, идеи, образы гётевского наследия. Трансформация творческого потенциала Гёте приобрела наиболее яркие черты в произведениях: Джакомо Леопарди, Джованни Прати, Джозуэ Кардуччи, Арриго Бойто, Габриэле Д'Aннунцио, Гвидо Гоццано и др. 

196-201 79
Аннотация

Статья посвящена проблеме своеобразия художественного воплощения женских образов в романе П. И. Мельникова (Андрея Печерско- го) «В лесах», входящего в состав дилогии «В лесах» и «На горах». На основе проведенного анализа устанавливается особенности построения женского ха- рактера в романе и художественная роль женских образов в указанном произ- ведении. 

202-206 69
Аннотация

В статье рассматривается идейно-художественная роль авторских отступлений в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Их значимость в мировоззренческом отношении, в композиционном плане бесспорна. Они придают произведению многомерность, полифоническое звучание, акцентируют внимание читателя на трагическом аспекте повествования.

207-211 118
Аннотация

Статья носит обзорный характер. На материале русской поэзии рассматривается такой органично присущий ей феномен как образ матери (тема матери) в историческом развитии и важнейших своих проявлениях. За всю историю существования темы матери в русской поэзии от начала возникно- вения до наших дней, можно выделить три главных ипостаси образа материреально-бытовой, связанный с личной матерью каждого, высший идеальный аспект, восходящий к образу Богоматери, и - особенно значимый в русской поэзии образ матери как родины, восходящий к святому на Руси образу матери-земли. 

212-221 77
Аннотация

Статья содержит обзор и анализ литературных программ сов- ременного российского телевидения от анонсов книжных новинок до телеспек- таклей и телефильмов на литературной основе. Телеспектакли рассматривают- ся в контексте истории данного жанра. Также приведены и проанализированы видовые различия между телевизионными экранизациями литературных про- изведений и аналогичными фильмами большого экрана.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)