Предметный мир как средство манифестации аллегорической историософии в романе М. М. Хераскова «Нума, или процветающий Рим»
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-5-105-112
Аннотация
Цель. Рассмотреть предметный мир романа М. М. Хераскова «Нума…» в контексте аллегорического представления историософской концепции судьбы «золотого века» в развитии человечества с учётом философско-исторического содержания и аллегорического «сюжета» книги.
Процедура и методы. Для анализа используются элементы культурно-исторического, историко-генетического, сравнительно-типологического, феноменологического, герменевтического, структурно-семиотического методов. Анализ романа Хераскова «Нума…» проводится в контексте развития западноевропейских и русских «государственных», «политико-утопических» романов XVIII в., с учётом своеобразия романной поэтики в нормативно-традиционалистскую эпоху.
Результаты. Итогом проведённых исследований стала возможность соединить философско-историческую концепцию Хераскова, базирующуюся на идее «Золотого века» и его судьбы в развитии человечества, и основных структурных уровней книги, в первую очередь её предметного начала. Проведённый анализ позволил понять, каким образом функционирует предметная деталь в тексте, жанровое задание которого не предусматривает изобразительности, а также уточнить представления о развитии российского политико-дидактического, масонского романа XVIII в.
Теоретическая и/или практическая значимость. Показан потенциал предметной сферы в русской дидактико-аллегорической прозе XVIII в., а также пути развития романной прозы М. М. Хераскова. Результаты статьи могут использоваться в дальнейших исследовательских разработках развития масонской прозы той поры, в курсах русской литературы XVIII в., а также спецкурсах смежной тематики.
Ключевые слова
Об авторе
А. Е. ПучковаРоссия
Пучкова Анастасия Евгеньевна (г. Москва) – аспирант кафедры русской и зарубежной литературы
г. Москва
Список литературы
1. Алпатова Т. А. Проза Н. М. Карамзина: поэтика повествования. М.: Московский государственный областной университет, 2012. 550 с.
2. Ивинский А. Д. Из писем М. Н. Муравьева 1776 г.: А. А. Барсов, В. И. Майков, М. М. Херасков и «Вольное российское собрание» // Литературный факт. 2023. № 2 (28). С. 25–51. DOI: 10.22455/2541-8297-2023-28-25-51.
3. Ивинский Д. П. М. М. Херасков и русская литература XVIII – начала XIX в. М.: Р-Валент, 2018. 216 с.
4. Любжин А. И. Реминисценции античной литературы в повестях М. М. Хераскова «Кадм и Гармония» и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2024. № 28-1. С. 1042–1055. DOI: 10.30842/ielcp2306901528064.
5. Пашкуров А. Н. Поздний русский сентиментализм: диалог идиллического и элегического. Казань: Казанский университет, 2010. 126 с.
6. Поженин Б. В. Первый литературный кружок в России: к истории объединения при «Сухопутном шляхетском кадетском корпусе» // Новый филологический вестник. 2024. № 3 (70). С. 88–98.
7. Ростовцева Ю. А. «Нума Помпилий» М. М. Хераскова и «Наказ» Екатерины Второй: литературная утопия в свете «исторической мифологии» // Филология: научные исследования. 2014. № 4. С. 305–314. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.4.13370.
8. Алексеева Н. Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб.: Наука, 2005. 369 с.
9. Сахаров В. Миф о золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия // Вопросы литературы. 2000. № 6. C. 149–164.






















