Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Жанр баллады как поле для эксперимента у И. В. Гёте

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-5-86-93

Аннотация

Цель. В статье исследуется поэтика баллад «Рыбак» и «Лесной царь», выявляется, почему, сохраняя видимую внешнюю жанровую основу, они заметно отличаются от подобного рода произведений других поэтов.

Процедура и методы. При анализе учитываются принципы описательного, культурно-исторического, историко-типологического, сравнительно-сопоставительного методов.

РезультатыПриведены аргументы относительно того, что лирический элемент баллады Гёте особого свойства, он подвигает читателя на индуктивно-дедуктивное восприятие стихотворения, в котором энергия сюжета то центростремительна (баллада), то центробежна (притча); конкретика сменяется обобщённостью. Таким образом, баллада Гёте получает черты других жанров, не всегда с нею смежных.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии особенностей лирического элемента Гётевской баллады и попытке прояснить техническую сторону этого явления. Полученные результаты могут быть использованы как в научных целях, так и в области преподавания.

Об авторе

А. А. Козин
Государственный университет просвещения
Россия

Козин Александр Александрович – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры
русской и зарубежной литературы

г. Москва



Список литературы

1. Козин А. А. «Ленора» Г. А. Бюргера: истоки и рецепция. М.: Звезда и Крест, 2016. 172 с.

2. Козин А. А. Реалистические тенденции в немецкой литературной балладе XVIII в. (И. Ф. Лёвен) // Поиски нового художественного языка в зарубежной литературе: сборник научных трудов / отв. ред. А. А. Стрельникова. Вып. 2. М.: Государственный университет просвещения, 2023. С. 4–14.

3. Чернякова О. Языковые средства художественной выразительности в балладах И. В. Гёте // Сопоставительное изучение германских и романских языков и литератур: материалы XXI Международной студенческой научной конференции, Донецк, 22–23 марта 2023 г. Донецк: Донецкий национальный университет, 2023. С. 523–526.

4. Павлова М. В. Три «Лесных царя» // Имагология и компаративистика. 2021. № 16. С. 29–38. DOI: 10.17223/24099554/16/2.

5. Леонтьева О. А. Сравнительно-сопоставительный анализ переводов баллады И. В. Гёте “Еrlkönig” // Молодёжь и кооперация – 2024: тезисы докладов XLVIII Межрегиональной студенческой научной конференции, Чебоксары, 5 апреля 2024 г. Чебоксары: Российский университет кооперации, 2024. С. 72–75.

6. Козин А. А. Баллада “Röschen auf der Heide” из сборника И. Г. Гердера «Голоса народов в песнях»: фольклорный прототип баллады И. В. Гёте “Heidenröslein” или мистификация? // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени: межвузовский сборник научных трудов. Ч. 4. М.: Народный учитель, 2001. C. 84–89.

7. Лагутина И. Н. Два Лесных царя? Литературные источники перевода А. Жуковского баллады “Erlkönig” // Вопросы литературы. 2020. № 4. С. 217–238.


Рецензия

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)