Препозитивные синтаксические ряды определений-прилагательных с пояснительными или уточняющими оттенками значения
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-5-69-78
Аннотация
Цель. Анализ особенностей семантико-синтаксических отношений членов препозитивных синтаксических рядов определений-прилагательных, где вторые члены имеют пояснительный или уточняющий оттенок значения, а также их пунктуационного оформления.
Процедура и методы. Приведены взгляды исследователей на особенности отношений членов в подобных рядах, сопоставлены рекомендации относительно способов их пунктуационного оформления, уточнены семантико-синтаксические отношения членов рядов, на основании выявленных особенностей установлена их специфика; применены методы наблюдения, анализа, классификации, обобщения.
Результаты. Семантическая и синтаксическая зависимость вторых членов ряда от первых позволяет видеть в них разновидность определений с осложнённой семантикой, что предполагает их обособление в целях унификации пунктуационных правил.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты позволяют углубить представление об отношениях элементов в синтаксических конструкциях. Материал, наблюдения и выводы могут быть использованы при преподавании курсов синтаксиса простого предложения.
Об авторе
О. И. СоколоваРоссия
Соколова Ольга Ивановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Педагогического института
г. Владимир
Список литературы
1. Бабайцева В. В. Поясняющие и уточняющие члены предложения // Бабайцева В. В. Избранное. 2005–2010: сборник научных и научно-методических статей / под ред. К. Э. Штайн. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2010. С. 160–167.
2. Грамматика русского языка: в 2 т. Т. 2. Ч. 1 / под ред. В. В. Виноградова, Е. С. Истриной, С. Г. Бархударова. М.: Академия наук СССР, 1952. 704 с.
3. Русская грамматика: в 2 т. Т. 2. Ч. 1. Синтаксис / гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. 710 с.
4. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Вып. 1. Учение о предложении и о словосочетаниях. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 624 с.
5. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. 512 с.
6. Перетрухин В. Н. Некоторые вопросы теории синтаксической однородности // Учёные записки Курского педагогического института. Т. 2. Краткие очерки по русскому языку. 1970. № 3. С. 27–35.
7. Чуглов В. И. Обособленные поясняющие члены предложения // Русский язык в школе. 2013. № 4. С. 57–62.
8. Сомов А. Е. Соединительные отношения внутри однородного ряда сказуемых с членом – фразеологизмом // Современная наука, актуальные проблемы теории и практики. 2023. № 8. С. 172–175. DOI: 10.37882/2223-2982.2023.8.34.
9. Прияткина А. Ф. Пояснение как синтаксическая категория // Исследования по русском языку: от конструкций к функционированию: сборник статей в 90-летию Аллы Фёдоровны Прияткиной / отв. ред. Е. А. Стародумова, А. А. Анисова, И. Н. Токарчук. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. С. 11–17.
10. Дымарский М. Я. Интонационный принцип русской пунктуации и его применение в формулировках правил // Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях ХХI века. VII. Русская пунктуация в коммуникативном аспекте /ред. Д. Шумска, К. Озга. Краков: Ягеллонский университет, 2021. С. 23–33.
11. Кузнецова Н. В., Почтарёва О. В. Пунктуационное оформление пояснительных конструкций с метапоказателями (на примере метапоказателя «в смысле» // Сибирский филологический журнал. 2020. № 2. С. 254–265. DOI: 10.17223/18137083/71/21.
12. Соколова О. И. Применение принципов русской пунктуации при обучении грамотности в школе // Вестник Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024. № 2 (76). С. 46–55.























