ДВА «ДЕМОНА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛИБРЕТТО И ПОСТАНОВОК ОПЕР ПО ОДНОИМЁННОЙ ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-1-84-90
Аннотация
Цель. Представить историю создания либретто и постановок опер по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», показать различия в работе над текстами либреттистов.
Процедура и методы. Методологической основой работы являются культурно-исторический и историко-функциональный подходы.
Результаты. В результате исследования доказано, что автором либретто 1860 г. был писатель-либреттист В.А. Соллогуб. Отмечается своеобразное сотрудничество либреттиста П.А. Висковатова и композитора А.Г. Рубинштейна в 1871 г. В работе указывается факт обращения композиторов А.Г. Рубинштейна и В.А. Фитингоф-Шеля к творчеству К.К. Павловой, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, приводятся ранее неизвестные причины отказа Дирекции Мариинского театра в постановке опер А.Г. Рубинштейна и Б.А. Фитингоф-Шеля в 1871 г. и последующего изменения названия оперы последнего («Тамара»).
Теоретическая и/или практическая значимость. Проделанные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении текстов либретто, а также при сравнительном анализе поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и одноимённых либретто.
Об авторе
М. А. ПолтавецРоссия
Полтавец Маргарита Александровна – аспирант кафедры Истории русской литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.
Список литературы
1. Баренбойм Л . А . А . Г . Рубинштейн . Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: в 2 т . Т . 2: 1867‒1894 . Л .: Государственное музыкальное издательство, 1962 . 518 с .
2. Березовский В . В . Русская музыка . СПб .: Ю . Н . Эрлих, 1898 . 524 с .
3. Ганзбург Г . И . Статьи о Шуберте . Харьков: Институт музыкознания, 1997 . 28 с .
4. Захарченко В . С . Опера А . Рубинштейна «Демон»: особенности прочтения литературного сюжета // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России: материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 10 декабря 2015 г . Хабаровск, Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2015 . С . 25‒31 .
5. Маркова Т . Н ., Хайдарова Д . Е . Музыкальные интерпретации поэмы М . Ю . Лермонтова «Демон» (опера А . Г . Рубинштейна и балет С . В . Жукова) // Уральский филологический вестник . Серия: Русская классика: динамика художественных систем . 2018 . № 4 . С . 108‒115 .
6. Сарычева К . В . К истории создания либретто оперы А . Г . Рубинштейна «Демон» // Текстология и историко-литературный процесс: сборник статей V Международной конференции молодых исследователей, Москва, 10‒12 марта 2016 г . М .: Буки Веди, 2017 . С . 91‒102 .
7. Хайдарова Д . Е . Поэма М . Ю . Лермонтова «Демон» в музыкальной интерпретации А . Г . Рубинштейна // XIX Всероссийская студенческая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей: в 7 ч . Ч . 5: История . Документоведение . Филология . Лингвистика . Журналистика . Реклама . Нижневартовск, 4–5 апреля 2017 г . Нижневартовск: Изд-во Нижневарт . гос . ун-та, 2017 . С . 669‒672 .
8. Файнштейн Ф. Ш.«Меня Вы назвали поэтом…» Жизнь и литературное творчество К.К. Павловой в ретроспективе времени. Fichtenwalde: Göpfert, 2002 . 179 с .
9. Taylor P . S . Anton Rubinstein: A Life in Music . Bloomington: Indiana University Press, 2007 . 341 p .