Образ леса как части вечной природы в системе художественно-философских взглядов Л. Н. Толстого
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-1-132-148
Аннотация
Цель. Проанализировать различные ипостаси имеющего фольклорно-мифологические истоки образа леса, который проходит через всё творчество Л. Н. Толстого, отражает своеобразие авторского мышления, его философию природы, этику, социально-практический опыт, выступает важной составляющей национальной картины мира, созданной художником.
Процедура и методы. Методологической базой статьи стали литературоведческие, культурологические труды, документальные источники. Определяющими являются культурно-исторический, описательно-функциональный, биографический способы интерпретации творчества писателя.
Результаты. На примере рассказов «Рубка леса», «Три смерти», повести «Казаки», эпопеи «Война и мир», романа «Анна Каренина», повести «Хаджи-Мурат», рассказа «Ягоды» с привлечением <Проекта по лесному хозяйству>, мемуаров, дневниковых записей, записных книжек, деловых бумаг, эпистолярия продемонстрировано смысловое богатство образа леса как природной стихии. Акцентировано внимание на высокой степени обобщённости художественного образа. Лес предстаёт самодостаточным, многоликим, неоднозначным: это среда, таящая мощную энергию, недоступная людям, отстранённая от них и оказывающая возрождающее влияние на душу человека, приобщающая её к вечной красоте; пристанище носителей зла и жертва; таинственное, сакральное место; совмещение начал опасных и благодатных. Такая многоликость отражает величие природы, неисчерпаемость её проявлений, возможности оказывать духовное влияние на человеческую личность, приобщать её к вечности. Высказана точка зрения, что представления Л. Н. Толстого о роли природной стихии леса в земном бытии, в жизнедеятельности людей были близки его современникам: Островскому, Чехову, писателям XX в.: Пришвину, Паустовскому, Леонову и ряду других. Однако для художника оставался открытым вопрос о гармонизации отношений природы и культуры, прогресса.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении вопросов, касающихся философии природы и этических взглядов Л. Н. Толстого, того, как факты биографии писателя определяют различные моменты его творчества (деятельность по лесонасаждению и образ леса, встречающийся в произведениях разных лет, письмах), а также при рассмотрении идейно-эстетических сближений в разработке образа природы и стихии леса Л. Н. Толстым и его современниками (Островским, Чеховым), яркими представителями русской литературы XX в. (Пришвиным, Паустовским, Леоновым и др.).
Об авторе
И. Б. ПавловаРоссия
Павлова Ирина Борисовна — доктор филологических наук, старший научный сотрудник
121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25 а
Список литературы
1. Андреева В. Г. Экспликация усадебно-дачного топоса в «Круге чтения» Л. Н. Толстого // Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 3 (30). С. 17–27.
2. Архангельская Т. Л. Н. Толстой. Пути. Дороги. Лица. Орёл: Орловская литература и книгоиздательство, 2005. 188 с.
3. Богач Д. А. Проблемы понимания образа природы в литературоведческой науке // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. 2017. Вып. 106. № 6 (402). С. 22–29.
4. Бочаров С. «Война и мир» Л. Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М.: Художественная литература, 1971. С. 7–104.
5. Васильев П. В. Великий писатель и русский лес. Очерк // Лесное хозяйство. 1972. № 11. С. 75–80.
6. Генон Р. Символика креста. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 704 с.
7. Ибатуллина Г. М., Огородова В. В. Тотемный миф в повести Л. Н. Толстого «Казаки» // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2018. Т. 28. Вып. 3. С. 335–347.
8. К истории проекта лесонасаждения Л. Н. Толстого // Летописи Государственного литературного музея. Л. Н. Толстой. Кн. 2 / ред. Н. Н. Гусев. М.: ГЛМ, 1938. С. 263–265.
9. Каминский К., Мартин Э. Срубленный лес, или О резервах русского реализма. Тургенев, Толстой, Печерский // Русский реализм XIX века: общество, знание, повествование: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2020. С. 344–377.
10. Красносельская Ю. И. Символика природы в творчестве Л. Н. Толстого 1850–60-х гг. в контексте литературных и общественно-политических полемик эпохи: дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 174 с.
11. Лённквист Б. Путешествие вглубь романа. Лев Толстой: «Анна Каренина». М.: Языки славянской культуры, 2010. 128 с.
12. Матушкина В. И. Идея человеческого прогресса в нравственно-философских исканиях Л. Н. Толстого и Л. М. Леонова // Духовное наследие Л. Н. Толстого и современный мир: материалы XII Барышниковских чтений. Русская классика. Проблемы интерпретации, Липецк, 24–26 февраля 2003 г. Липецк: Липецкий государственный университет, 2003. С. 256–264.
13. Насырова Д. Х. Философия природы и её осмысление в пределах культурно-исторического и социального опыта // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С. 98–101.
14. Орвин Д. Т. Искусство и мысль Толстого. 1847–1880. СПб.: Академический проект, 2006. 304 с.
15. Паезани Л. Влияние природы на понимание и символическую трактовку персонажей в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Семантика времён года в русской словесности: коллективная монография. М.: Московский городской педагогический университет, 2021. С. 259–265.
16. Полтавец Е. Ю. Вегетативный код и мотив самопознания в произведениях Л. Н. Толстого // Семантика леса и сада в русской литературе и фольклоре: сборник научных статей. М.: Московский городской педагогический университет, 2017. С. 108–118.
17. Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.