Об архитектонике романа Евгения Водолазкина "Чагин"
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-1-122-131
Аннотация
Цель. Проанализировать архитектонику романа современного российского писателя Евгения Водолазкина «Чагин» (2022): исследовать художественное пространство произведения, раскрывающего тему памяти и предательства, соотношение четырёх частей романа, расположение и взаимосвязь его компонентов – образов, мотивов, тем, ассоциаций, составляющих особое художественное единство.
Процедура и методы. В статье последовательно рассматривается художественная структура всех частей произведения, анализируются система образов и место в ней главного героя, отслеживаются наиболее значимые элементы сюжета. В процессе исследования архитектоники романа используются структурный, сравнительный и хронологический методы. Выявление авторской позиции и её оценка делается на основе аксиологического метода.
Результаты. Проведённый анализ художественного текста показал, что архитектоника романа «Чагин» является отображением авторской концепции времени, которое трансформируется не только в памяти и судьбе заглавного героя – архивиста Исидора Чагина, но и системе взаимодействия второстепенных персонажей-двойников, являющихся своеобразными зеркалами, отражающими и воссоздающими образ главного героя. В четырёх частях романа, контрастных по способу повествования и внутренней динамике, реализуется авторский механизм появления мифа в судьбе главного героя. Переплетение исторических эпох, параллели в решении характеров и поступков героев отражают авторскую убеждённость в том, что времени нет, есть вечность.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии уникальности архитектоники романа «Чагин», что позволяет сделать вывод о целостности художественного мира Евгения Водолазкина, о единстве эстетической и аксиологической составляющих в авторской концепции времени, где действуют вечные, неотменяемые духовные законы бытия.
Ключевые слова
Об авторе
С. В. ОвсяннниковаРоссия
Овсянникова Светлана Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
125040, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 17
Список литературы
1. Абашева М. Что значит быть знаковым писателем: Евгений Водолазкин в контексте русской прозы // Знаковые имена русской культуры. Т. 2. Евгений Водолазкин: коллективная монография / под ред. А. Скотницкой, Я. Свежего. Краков: Ягеллонский университет, 2019. С. 37–48.
2. Голубков С. А., Шевченко Е. С. Память пространства и пространство памяти как объект писательской рефлексии (на материале русской литературы рубежа ХХ–ХХI вв.) // Культура и текст. 2023. № 4 (55). С. 6–21.
3. Гримова О. А. Биографический дискурс в романе Е. Водолазкина «Чагин» // Русская литература ХХ–ХХI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): материалы VIII Международной научной конференции, Москва, 21–22 декабря 2023. М.: Макс Пресс, 2023. С. 175–178.
4. Десятов В. В. Шукшинский слой реминисценций в романах Е. Г. Водолазкина «Брисбен» и «Чагин» // Филология – ХХI проблемы, перспективы, новации в науке и образовании: материалы VI Всероссийского научно-практического семинара кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка: сборник научных статей. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2023. С. 9.
5. Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений. Пг.: ОПОЯЗ, 1921. 109 с.
6. Крылова С. В. Проблематика и духовный смысл рассказа Михаила Елизарова «Меняла» // Отечественная филология. 2024. № 1. С. 106–113. DOI: 10.18384/2949-5008-2024-1-106-113
7. Крюкова О. С., Раренко М. Б. Художественное пространство и герой, его организующий, в романе Е. Водолазкина «Чагин» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. № 9 (877). С. 143–148.
8. Матвиенко А. М. Дар как проклятие в свете духовно-нравственных исканий человека (по роману Е. Водолазкина «Чагин») // Духовно-нравственное развитие современной молодёжи как фактор самосовершенствования на основе самопознания: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ялта, 14–17 ноября 2023 г. Симферополь: Ариал, 2023. С. 297–302.
9. Николина Н. А., Петрова З. Ю. Функционирование компаративных тропов в романе Е. Водолазкина «Чагин» // Русская речь. 2023. № 4. С. 102–112.
10. Овсянникова С. В. Символика романа «Брисбен» // Cuadernos de Rusística Española. 2022. № 18. C. 75–86.
11. Петухова Е. Н. В плену памяти (роман Евг. Водолазкина «Чагин») // Русская литература в иностранной аудитории: материалы ХV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17 ноября 2023 г. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2024. С. 51–61.
12. Руди Т. Р. О некоторых источниках романа Евгения Водолазкина «Лавр» // Cuadernos de Rusística Española. 2022. № 18. C. 57–73.
13. Русаков С. Т. Архитектоника и композиция литературно-художественных произведений. Томск: Типо-литография Томской железной дороги, 1926. 120 с.
14. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика: сборники по теории поэтического языка. Вып. 3. Петроград: 18-я Гос. тип., 1919. С. 151–164.