Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФОНАРЯХ: К ВОПРОСУ О МНОГОАСПЕКТНОСТИ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ В. МАЯКОВСКОГО

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-3-18-25

Аннотация

Цель. Выявить функциональные особенности образа фонаря в художественной системе В. Маяковского.

Процедура и методы. В исследовании проводится анализ работ, посвящённых изучению городской действительности в живописи и поэзии начала ХХ в. Предлагается обзор новых фундаментальных работ по творчеству В. Маяковского. Особое внимание уделяется подтекстовым связям лирики поэта с философией порубежной эпохи, где важную роль играет образ фонаря. Аргументация некоторых утверждений отсылает к малоизвестным фактам биографии поэта. Герменевтика поэтического текста включает в себя и анализ живописных полотен М. Добужинского, А. Лентулова, П. Филонова, А. Шевченко. Методология состоит в раскрытии сути синтеза искусств, когда живопись, поэзия и архитектура оказываются едины во внешнем обозначении жизненного пути человека (лестница, фонарь, крыша, труба) и в передаче особенностей внутреннего поиска смысла существования, обретения себя.

Результаты. Делается вывод о разном функциональном значении образа фонаря в итальянской и русской живописи и поэзии рубежа эпох. Раскрываются причины изменения коннотации образа, что позволяет создать более полное представление об авторской концепции Маяковского.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях при изучении курса русской литературы Серебряного века, при проведении спецкурса по эстетике футуризма и для составления комментариев к изданию стихотворений В. Маяковского.

Об авторе

М. В. Силаева
Государственный университет просвещения
Россия

Силаева Марина Валерьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века

141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Антипова Г. А. Маяковский: я еду удивлять! Марш поэта по стране. М.: Бослен, 2021. 320 с.

2. Бобринская Е. История живописи. ХХ век. Футуризм и кубофутуризм. М.: Галарт, 2000. 174 с.

3. Вязова Е. Город в искусстве кубофутуристов: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1999. 23 с.

4. Климчукова В. Н. Поэзия Н. Гумилёва: истоки и свершения / под ред. Л. А. Смирновой. М.: Московский государственный областной университет, 2012. 260 с.

5. Парамонова Л. Ю. Цветозвук как символ в русском и французском символизме // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2012. № 4. С. 202–213.

6. Степанова М. А. Есенин vs Маяковский: поэтическая дуэль. М.: Центр книги Рудомино: Бослен, 2022. 208 с.

7. Терехина В. Н., Котрелёв Н. В. «…выдано товарищу В. В. Маяковскому...». Неизвестное письмо А. В. Луначарского Ф. Э. Дзержинскому // Литературный факт. 2021. № 3 (21). С. 185–195.

8. Топоров В. Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Учёные записки Тартуского университета. Вып. 664. Тарту: Тартуский государственный университет, 1984. С. 4–29.

9. Филичёва Н. В. Модерн (к вопросу о проблеме стиля) // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета). 2003. № 8. С. 194–208.


Рецензия

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)