«Русская одиссея» А. Н. Островского (путь исторической России и судьба героя)
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-2-86-97
Аннотация
Цель. Представить концепцию о драматургии А. Н. Островского как национально-поэтическом эпосе.
Процедура и методы. В своём исследовании мы опираемся на взгляды А. А. Григорьева, А. В. Дружинина, И. А. Гончарова, заложивших основы объективного и свободного от идеологических стереотипов понимания драматургии Островского как народной поэзии. К сожалению, на долгие десятилетия, особенно в советскую эпоху, возобладала другая, сатирическая, концепция Н. А. Добролюбова о драматургии Островского. Методология исследования базируется на герменевтическом подходе к художественному тексту, связанному со стратегией понимания и объяснения, с необходимостью обращения к теории традиции, аккумулирующей в себе весь православный догмато-литургический онтос Церкви.
Результаты. Драматургия А. Н. Островского предстаёт как национально-поэтический эпос, воспроизводящий исторический путь России, её религиозные ценности и коренные основы русской жизни, её вечные идеалы. Рецепция художественного мышления Островского, облечённого в форму национально-поэтического эпоса об историческом пути России и судьбе героя, является актуальной для её настоящего и будущего времени.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложена оригинальная концепция о национально-поэтическом эпосе А. Н. Островского, способствующая расширению и углублению представлений о поэтике драматурга, выделены его родовые свойства, экзистенциальные символы, намечены черты особой типологии героев Островского. Материал исследования может быть использован в преподавании истории русской литературы и на спецкурсах по творчеству А. Н. Островского.
Ключевые слова
Об авторе
Г. В. МосалеваРоссия
Мосалева Галина Владимировна – доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и теории литературы
426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1
Список литературы
1. Журавлева А. И. А. Н. Островский – комедиограф. М.: Московский университет, 1981. 216 с.
2. Есаулов И. А. Категория соборности русской литературы. Петрозаводск: Петрозаводский университет, 1995. 287 с.
3. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. 560 с.
4. Кашин Н. П. Этюды об Островском: в 2 т. М.: Типолитография товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1912.
5. Коган П. Тёмные лучи в светлом царстве // А. Н. Островский. Литературно-критическая библиотека. М.; Л.: Б. и., 1939. С. 224–227.
6. Левшун Л. История восточнославянского книжного слова XI–XVII веков. Минск: Экономпресс, 2001. 352 с.
7. Лобанов М. П. Александр Островский. М.: Молодая гвардия, 1979. 382 с. (Жизнь замечательных людей).
8. Мосалева Г. В. Иконография А. Н. Островского // Мосалева Г. В. Изографы русской словесности:
9. А. Н. Островский, Н. С. Лесков, И. С. Шмелёв. Ижевск: Удмуртский университет, 2019. С. 16–64.
10. Мосалева Г. В. Семиозис Кремля в хронике А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» // Нижегородский текст русской словесности: межвузовский сборник научных статей / отв. ред. В. Т. Захарова. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2011. С. 117–122.
11. Мосалева Г. В. «Непрочитанный» А. Н. Островский: поэт иконной России. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. 296 с.
12. Нейчев Н. Таинственная поэтика Ф. М. Достоевского / пер. Т. Нейчевой. Екатеринбург: Уральский университет, 2010. 315 с.
13. Сахновский В. Г. Влияние театра Островского на русское сценическое искусство // Творчество А. Н. Островского: юбилейный сборник / под ред. С. К. Шамбинаго. М.; П.: Государственное издательство, 1923. C. 220–229.
14. Ужанков А. Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. М.: Литературный институт имени А. М. Горького, 2011. 512 с.
15. Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве»: Историко-филологическое исследование. М.: ЯСК, 2022. 743 с.
16. Холодов Е. Г. Мастерство Островского. М.: Искусство, 1963. 543 с.