ВОСПРИЯТИЕ КАК ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ В РОМАНАХ М. П. ШИШКИНА «ЗАПИСКИ ЛАРИОНОВА» И «ПИСЬМОВНИК»
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-1-108-115
Аннотация
Цель. Обнаружить модернистские принципы построения текста в современной русской литературе, а именно в обнаружении тенденции к использованию образов восприятия как основы повествования вместо динамического событийного ряда.
Процедура и методы. В работе рассмотрена повествовательная организация романов «Записки Ларионова» («Всех ожидает одна ночь», 1993) и «Письмовник» (2010) М. П. Шишкина. Качество повествовательных приёмов Шишкина соотносится с положениями теории романа начала XX в. (Х. Ортега-и-Гассет, В. В. Вейдле), постулирующей качественное изменение характера повествования в литературе XX в. (сюжет как последовательность действий уступает место последовательности субъективных картин восприятия). Анализируются синтаксические конструкции и средства художественной выразительности романов Шишкина.
Результаты. В ходе литературоведческого анализа романов М. П. Шишкина выявлена значительная роль образов восприятия как компонентов, замещающих динамическое действие и организующих повествование. Показано, как восприятие литературного героя проявляется в синтаксисе текста (преобладание номинативных предложений и простых предложений с предикатом, выражающим свойства субъекта) и характере средств художественной выразительности (метафоры и сравнения, создающие предельно субъективный образ восприятия).
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена разработкой теоретической проблемы изменения характера повествования в литературе XX–XXI вв., а также установлением типологической связи между произведениями начала XX в. и конца XX – начала XXI вв., развивающими единую повествовательную тенденцию.
Об авторе
Г. А. СавельевРоссия
Савельев Глеб Андреевич – аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного
литературного процесса
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
Список литературы
1. Абишева У. К. Неореализм в русской литературе 1900–1910-х годов. М.: Московский университет, 2005. 284 с.
2. Вейдле В. Умирание искусства / сост., авт. послесл. В. М. Толмачёв. М.: Республика, 2001. 447 с.
3. Гинзбург Л. О психологической прозе. 2-е изд. Л.: Художественная литература, 1976. 448 с.
4. Леденев А. В. Сенсорная реактивность как свойство поэтики Михаила Шишкина // Знаковые имена современной русской литературы: Михаил Шишкин / под ред. А. Скотницкой, Я. Свежего. Краков: SCRIPTUM, 2017. С. 131–146.
5. Мальцев Ю. В. Иван Бунин, 1870–1953. М.: Посев, 1994. 432 с.
6. Скотницка А. Между утратой и надеждой. Книга книг Михаила Шишкина // Знаковые имена современной русской литературы: Михаил Шишкин / под ред. А. Скотницкой, Я. Свежего. Краков: SCRIPTUM, 2017. C. 65–88.
7. Солнцева Н. М. Иван Шмелёв. Жизнь и творчество: Жизнеописание. М.: Эллис Лак, 2007. 512 с.
8. Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры / вступ. ст. Г. М. Фридлендера; сост. В. Е. Багно. М.: Искусство, 1991. 588 c.