Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

СВЕТ, БЛЕСК И СИЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ПРОЗЫ М. М. ПРИШВИНА

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-1-28-36

Аннотация

Цель. Статья посвящена языковому анализу семантического поля ‘свет’ в книге М. М. Пришвина «Дорога к другу (дневники)».

Процедура и методы. Вырабатывается модель индивидуально-авторского описания световой гаммы, основанная на формализованной сплошной выборке материала. Значимыми являются методики выявления смысловых нюансов отдельных языковых элементов при помощи семантико-стилистического метода, основой которого является принцип координации языкового и индивидуального.

Результаты. Выявлен корпус языковых единиц семантического поля ‘свет’ в автобиографической прозе М. М. Пришвина. Определены функции художественных приёмов, которые использовал автор для создания концептуализированного мира света.

Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение семантического поля ‘свет’ позволило выявить индивидуально-авторские универсалии восприятия данного явления действительности. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения материалов и выводов в преподавании стилистики русского языка, языка художественной литературы, в возможности использования результатов для описания индивидуально-авторских концептосфер.

Об авторе

О. В. Шаталова
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Шаталова Ольга Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии и культуры коммуникаций

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Аквазба Е. О. Денотативное и коннотативное значение слова в художественном тексте (на материале лексики растительного и животного мира в произведениях М. М. Пришвина): дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2004. 218 с.

2. Беляева В. Н. Лексика с семантическим компонентом «свет» как объект лингвистического анализа // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2007. № 3. С. 70–73.

3. Гринфельд-Зингурс Т. Я. Чувство природы в творчестве М. М. Пришвина: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1992. 44 с.

4. Звукова Е. Д. Концепт-фрейм «женщина» в русской языковой картине мира (на материале произведений русской литературы ХХ–ХХI) // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сборник трудов Международной научной конференции, г. Москва, 20–21 ноября 2015 г. М.: МГОУ, 2015. С. 292–295.

5. Ибрагимова П. А. Концептосфера авторской картины мира: на материале дневников М. М. Пришвина и В. Д. Пришвиной «Мы с тобой: дневник любви»: дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2011. 178 с.

6. Подоксенов А. М. Философско-мировоззренческий дискурс и культурный контекст творчества М. М. Пришвина: дис. … д-ра филос. наук. Белгород, 2008. 365 с.

7. Святославский А. В. Художественный текст Михаила Пришвина: лингвостилистический аспект. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. 160 с.

8. Страхов И. И. Автобиографизм топонимического пространства в художественных текстах М. М. Пришвина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 23 с.

9. Фадеева Т. М. Структурно-семантическое своеобразие колоративных сложных эпитетов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2011. № 5. С. 40–45.

10. Шаталова О. В. Эволюция глагола быть в русском языке: дис. … канд. филол. наук. М., 1997. 134 с.


Рецензия

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)