СВЕТ, БЛЕСК И СИЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ПРОЗЫ М. М. ПРИШВИНА
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-1-28-36
Аннотация
Цель. Статья посвящена языковому анализу семантического поля ‘свет’ в книге М. М. Пришвина «Дорога к другу (дневники)».
Процедура и методы. Вырабатывается модель индивидуально-авторского описания световой гаммы, основанная на формализованной сплошной выборке материала. Значимыми являются методики выявления смысловых нюансов отдельных языковых элементов при помощи семантико-стилистического метода, основой которого является принцип координации языкового и индивидуального.
Результаты. Выявлен корпус языковых единиц семантического поля ‘свет’ в автобиографической прозе М. М. Пришвина. Определены функции художественных приёмов, которые использовал автор для создания концептуализированного мира света.
Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение семантического поля ‘свет’ позволило выявить индивидуально-авторские универсалии восприятия данного явления действительности. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения материалов и выводов в преподавании стилистики русского языка, языка художественной литературы, в возможности использования результатов для описания индивидуально-авторских концептосфер.
Об авторе
О. В. ШаталоваРоссия
Шаталова Ольга Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии и культуры коммуникаций
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Аквазба Е. О. Денотативное и коннотативное значение слова в художественном тексте (на материале лексики растительного и животного мира в произведениях М. М. Пришвина): дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2004. 218 с.
2. Беляева В. Н. Лексика с семантическим компонентом «свет» как объект лингвистического анализа // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2007. № 3. С. 70–73.
3. Гринфельд-Зингурс Т. Я. Чувство природы в творчестве М. М. Пришвина: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1992. 44 с.
4. Звукова Е. Д. Концепт-фрейм «женщина» в русской языковой картине мира (на материале произведений русской литературы ХХ–ХХI) // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сборник трудов Международной научной конференции, г. Москва, 20–21 ноября 2015 г. М.: МГОУ, 2015. С. 292–295.
5. Ибрагимова П. А. Концептосфера авторской картины мира: на материале дневников М. М. Пришвина и В. Д. Пришвиной «Мы с тобой: дневник любви»: дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2011. 178 с.
6. Подоксенов А. М. Философско-мировоззренческий дискурс и культурный контекст творчества М. М. Пришвина: дис. … д-ра филос. наук. Белгород, 2008. 365 с.
7. Святославский А. В. Художественный текст Михаила Пришвина: лингвостилистический аспект. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. 160 с.
8. Страхов И. И. Автобиографизм топонимического пространства в художественных текстах М. М. Пришвина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 23 с.
9. Фадеева Т. М. Структурно-семантическое своеобразие колоративных сложных эпитетов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2011. № 5. С. 40–45.
10. Шаталова О. В. Эволюция глагола быть в русском языке: дис. … канд. филол. наук. М., 1997. 134 с.