Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

СЛОВЕСНЫЙ ОБРАЗ «ОБЛАКА ДВИЖУТСЯ» В ТЕКСТАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ДНЕВНИКОВ М. М. ПРИШВИНА

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-1-19-27

Аннотация

Цель. Описание семантической реализации фоновой образной константы в прозе Пришвина.

Процедура и методы. Проанализирована сумма сверхсловных контекстов, содержащих словесный образ «Облака / тучи движутся». Раскрыта взаимообусловленность трёх категорий художественного текста: «образа автора», перцептивности, образности. С помощью статистического анализа уточняется частотность словесного образа: аксиологического, образного, символического, концептуального – в прозе Пришвина и совокупность его содержательных форм. Путём описательного, межтекстуального и лингвоконцептуального анализа выявляется семантическая полифункциональность образно-перцептивной единицы, доказывается, что пейзаж как «текст вообще» строится по принципу отражения авторской картины мира, а не реального референтного пространства. Автор развивает метод лингвистического анализа категории образности прозаического текста по образным константам, связанный с изучением устойчивых и воспроизводимых языковых структур художественного мышления писателя.

Результаты исследования заключаются в применении основных положений теории перцептивной образности в лингвистическом анализе художественного и дневникового текста.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в методику лингвоконцептологического анализа художественного текста и лингвоперсонологии.

Об авторе

Н. В. Халикова
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Халикова Наталья Владимировна – доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка имени профессора П. А. Леканта

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Абрамова В. И., Архангельская Ю. В. Облако в симболарии русской культуры [Электронный ресурс] // Учёные записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2020. № 4 (29). URL: https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes (дата обращения: 02.02.2023).

2. Авдевнина О. Ю. Ситуация восприятия в аспекте её синтаксического и художественного моделирования. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2022. 416 с.

3. Аксёнова А. А. Рецептивные аспекты визуального в литературе // Новый филологический вестник. 2020. Т. 3. № 54. С. 76–86.

4. Букаренко С. Г. Имплицитная сторона механизма сочетаемости как фиксация связей русской языковой картины мира (ассоциативный качественно-количественный аспект). М.: Интернаука, 2017. 446 c.

5. Журавлев И. В., Журавлева Ю. В. Противопоставление «образ – процесс» как методологическая основа исследования перцептивной деятельности // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2015. № 1 (26). С. 62–72.

6. Иванова Е. Ю. О перцептивности номинативных предложений // Вопросы языкознания. 2004. № 1. С. 107–117.

7. Крюкова Л. Б. Перцептивный строй поэтического текста: к вопросу о терминологическом аппарате исследования // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 47–54.

8. Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Семантическая структура модального значения неодобрения как соотношение ментального, эмотивного, перцептивного, волитивного модусов // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2007. № 5. С. 125–136.

9. Матич О. К истории облака: Василий Кандинский, Андрей Белый и др. // Новое литературное обозрение. 2011. № 6 (112). С. 211–234.

10. Халикова Н. В. Об образности художественной прозы // Русский язык в школе. 2004. № 3. С. 90–96.

11. Халикова Н. В. Формальная и семантическая структура словесного образа «ветер дует» в текстах произведений И. А. Бунина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 4. С. 51–59.

12. Ханзен-Лёве Оге А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2016. 503 с.

13. Хизниченко А. В., Крюкова Л. Б. Проект словаря перцептивных образов поэтического творчества Б. Л. Пастернака // Вопросы лексикографии. 2018. № 13. С. 44–57.

14. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 302 с.


Рецензия

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)