Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕДИНИЦЫ НОМИНАЦИИ УЧИТЕЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Ф. А. ВИГДОРОВОЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ 1950-1960 ГОДОВ)

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2021-4-23-33

Аннотация

Цель. Выявить роль номинации учитель в художественных текстах Ф. А. Вигдоровой 1950-1960 гг. Процедура и методы. В исследовании рассмотрены частотность употребления лексемы учитель и её словоформ, а также их лексикографические данные; проанализировано словообразовательное гнездо с корнем -уч- с точки зрения семантики составляющих; выявлены функциональные эквиваленты номинации учитель в художественных текстах Ф. А. Вигдоровой 1950-1960 гг. При проведении исследования применены методы лингвистического наблюдения, описания, статистического подсчёта, элементы компонентного анализа, интерпретации. Результаты. В ходе исследования установлено, что номинация учитель составляет основу ценностного ядра ментально-лингвального комплекса языковой личности писательницы; её прагматически мотивированный выбор в романах, транслирующий амбивалентность оценки учителя в свете выявляемых в тексте коннотаций, указывает на устойчивую потребность в использовании данной единицы лексикона для того, чтобы показать образ идеального учителя, а также недостатки действовавшей тогда системы образования. На страницах исследованных художественных текстов проявляет себя доминирующей идиостилевая черта Ф. А. Вигдоровой - автобиографичность. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в расширении представления о специфике мировосприятия Ф. А. Вигдоровой как языковой личности, об особенностях экспликации идиостиля. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических занятий по лингвистической семантике, лингвокультурологии, языку художественной литературы в высших учебных заведениях.

Об авторе

Е. В. Куличева

Россия


Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 339 с.

2. Аспиз М. Е. Самая лучшая. О Фриде Вигдоровой // Chukfamily.ru. URL: https://www.chukfamily.ru/frida/o-fride-vigdorovoj/mirra-aspiz-samaya-luchshaya (дата обращения: 31.01.2021).

3. Вигдорова Ф. А. Право записывать. М.: АСТ, 2017. 416 с.

4. Грекова И. Сто сердец // Вигдорова Ф. Дорога в жизнь: повесть. М.: Детcкая литература, 2019. С. 5-27.

5. Жанцанова М. Г., Дагбаев Д. Э. Концепт «учитель» в современной лингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2. С. 32-36.

6. Заречнева Е. Н. Социокультурный концепт «учитель»: когнитивно-дискурсивное исследование: автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2009. 20 с.

7. Кан Е. В. Концепт «учитель» в русской лингвокультуре // Гуманитарные научные исследования: электронный научно-практический журнал. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13263 (дата обращения: 24.01.2021).

8. Колоухов А. А. О лингвистических подходах к исследованию языковой личности // Молодой учёный: [сайт]. 2019. № 25 (263). URL: http://moluch.ru (дата обращения: 31.01.2021).

9. Куличева Е. В. Роль музыки в романе Ф. А. Вигдоровой «Семейное счастье» // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева, Москва, 22-23 ноября 2019 г. Ярославль: Литера, 2020. С. 106-114.

10. Леденёва В. В. Слово писатель: семантика, прагматика // Леденёва В. В. Слово Лескова: монография. М.: ИИУ МГОУ, 2015. С. 124-130.

11. Смыслова С. Л. Концепт «учитель» в русском педагогическом дискурсе рубежа XIX-XX веков: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2007. 20 с.


Рецензия

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)