Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-5-67-78

Аннотация

Цель. Исследовать особенности индивидуального авторского стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина, реализовавшегося в сказках писателя.

Процедура и методы. Формирование целостного представления об индивидуальном стиле художника – стратегическая задача любого филологического исследования. Вслед за известными филологами начала XX в. А. Ф. Лосевым и П. Н. Сакулиным под индивидуальным стилем традиционно мы понимаем органичное сочетание формы и содержания, воплощённое в художественных произведениях. Жанровое и тематическое своеобразие текстов, особенности выбора героев и способов их создания, использование аллюзий, с одной стороны, и воплощение философской картины мира автора при помощи этих средств – с другой, позволяют определить стилевую уникальность писателя. Стилевая оригинальность сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина формируется с опорой на фольклорную сказочную традицию, а также на традицию басен И. А. Крылова и приёмы сатирического изображения, использовавшиеся Н. В. Гоголем. В работе рассматриваются три группы сказок, условно распределяемых в зависимости от образной системы и жанровой специфики произведений. В основе филологического анализа текста сказок лежит работа с внутренней формой слова. Этот базовый принцип рассмотрения художественного произведения был сформулирован ещё А. А. Потебнёй.

Результаты. В процессе анализа наиболее известных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина рассмотрено семантическое наполнение образов героев, раскрыты средства их создания, выявлены основные мотивы произведений, формирующие авторскую позицию, а также разобраны отдельные библейские аллюзии, расширяющие художественное содержание произведений. Проведённый анализ позволил раскрыть основные черты авторского стиля, проявившиеся и в особенностях жанра сказки, и в использовании и трансформировании русской сатирической традиции, и в выраженном трагическом мировоззрении писателя.

Теоретическая и/или практическая значимость работы состоит, с одной стороны, в выявлении отдельных черт индивидуального стиля сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, которые характеризуются особым сочетанием фантастического и реалистического, обличительной метафоричностью в создании образов, карикатурностью в портретировании пороков общества, афористичностью формы, горькой иронией, отражающей боль автора за современную ему действительность. С другой стороны, материалы исследования могут быть полезны в работе учителя-словесника, призванного раскрыть мир Щедрина-сказочника на уроках литературы.

Об авторе

C. Н. Колосова
Московский центр качества образования
Россия

Колосова Светлана Николаевна – доктор филологических наук, ведущий эксперт

105318, г. Москва, Семёновская пл., д. 4



Список литературы

1. Гудзова Я. О. Жизнь ≪под игом безумия≫: жанр сказки в творчестве И. С. Шмелёва и М. Е. Салтыкова-Щедрина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 8 (161). С. 184–188.

2. Кубасов А. В. М. Е. Салтыков-Щедрин как зеркало русского постмодернизма // Филологический класс. 2011. № 26. С. 23–26.

3. Кудряшова А. А. Своеобразие приёмов ≪словесной≫ живописи в русской автобиографической прозе: икона-портрет-карикатура // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (26). С. 94–99.

4. Кудряшова А. А. Стилистическое своеобразие автобиографической прозы М. Е. Салтыкова- Щедрина: пространство Дома // Обсерватория культуры. 2013. № 4. С. 116–121.

5. Кулашкина Р. А., Култышева О. М. Жанровая специфика ≪сказок для взрослых≫ (на материале ≪Сказок для детей изрядного возраста≫ М. Е. Салтыкова-Щедрина и ≪Солдатских сказок≫ Саши Чёрного). Уфа: Аэтерна, 2020. 85 с.

6. Лардыгина О. А. Тема одиночества в художественном мире М. Е. Салтыкова-Щедрина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Орёл, 2019. 22 с.

7. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М.: Академический проект, 2010. 415 с.

8. Морозова Т. В., Макаренко Л. В. Лексический состав и функционал языка М. Е. Салтыкова- Щедрина в цикле ≪Сказки для детей изрядного возраста≫ // Учёные записки Новгородского государственного университета. 2021. № 6 (39). С. 84–88.

9. Павлова И. Б. Проблема русской национальной судьбы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: художественный, общественно-исторический, духовный аспекты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2012. 50 с.

10. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.

11. Радионова Н. В. Принципы и формы сюжетосложения в поэтике М. Е. Салтыкова-Щедрина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Коломна, 2004. 28 с.

12. Сакулин П. Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. 240 с.

13. Kovtun N. V. On the Ruins of the Crystal Palace or the Fate of Russian Utopia in the Classical Era (N. G. Chernyshevsky, F. M. Dostoevsky, M. E. Saltykov-Shchedrin) // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2011. Vol. 4. № 7. P. 1045–1057.


Рецензия

Просмотров: 285


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)