КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА»
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-4-118-123
Аннотация
Цель. Проследить феномен литературной кинематографичности в современном художественном пространстве на примере повестей Н. В. Гоголя, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» в целом и повести «Сорочинская ярмарка» в частности.
Процедура и методы. В работе исследуется явление литературной кинематографичности путём анализа эстетических установок и методов искусства кино, которые ранее использовались как нарративные стратегии в литературном произведении. На примере повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» описываются кинематографические художественные эффекты, позволяющие читателю воспринимать литературный текст в плоскости эмоциональных образов и пространственно-временных перемещений. Помимо этого, данные эффекты мотивируют реципиента к углублённой интерпретации замысла автора. Особое внимание в статье уделяется такому литературному приёму, как «немая сцена», описывается её влияние на «воспринимающее сознание» – читателя, а также обосновывается тезис, что данный приём является одним из средств реализации кинематографичности в литературном произведении.
Результаты. Установлено, что Гоголь строил прозаические произведения по законам визуальной перцепции, для чего использовал различные приёмы драматического искусства, привносящие в текст эффект некоторой «театральности», делающие его более «зримым» для читателя. Впоследствии данные приёмы исследователи обозначат термином «литературная кинематографичность».
Теоретическая и/или практическая значимость. Проанализированы последние исследования и публикации по данной теме, обозначены выводы. Отдельные результаты исследования могут быть использованы для чтения определённых научных дисциплин в учебных заведениях. Материалы могут быть использованы для подготовки статей и рефератов
Об авторе
С. А. ЯровойРоссия
Яровой Сергей Александрович – аспирант кафедры истории русской литературы филологического факультета
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
Список литературы
1. Асеева С. А. Философско-антропологические аспекты художественного творчества Л. Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности: автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 2017. 27 с.
2. Виноградов И. А. Эволюция текста: авторский комментарий Н. В. Гоголя к поэтике комедии «Ревизор» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 146–174.
3. Воропаев В. А. «Лествица» преподобного Иоанна Синайского в жизни и творчестве Н. В. Гоголя // Русская речь. 2018. № 6. С. 101–108.
4. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство–СПБ, 1998. 704 с.
5. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования. История русской прозы. Теория литературы. СПб.: Искусство–СПБ, 1997. 848 c.
6. Манн Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2007. 744 с.
7. Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 136–141.
8. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 с.