НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕКСТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ЖУРНАЛЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «КОСТЁР»: СТРУКТУРА, ТЕМАТИКА, ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-4-37-48
Аннотация
Цель. Описать структуру, тематику и языковые особенности научно-популярных текстов о русском языке в журнале для школьников «Костёр»; выявить средства популяризации научных знаний.
Процедура и методы. Определены особенности структуры и тематики научно-популярных текстов, выявлены языковые средства разных уровней, используемые для привлечения внимания читателей. Методы: наблюдение, функциональный анализ языковых единиц, контекстуальный анализ.
Результаты. Научно-популярные тексты совмещают признаки научного, публицистического и художественного стилей. Привлечению внимания читателя способствуют оригинальные названия статей, выбор в качестве ведущего выдуманного персонажа и др., лексические, морфологические и синтаксические средства языка.
Теоретическая и/или практическая значимость. Уточнены жанровые и языковые особенности научно-популярных текстов, расширены представления о средствах популяризации научных знаний. Материалы могут быть использованы в практике преподавания стилистики русского языка и современного русского языка.
Ключевые слова
Об авторе
И. Г. РодионоваРоссия
Родионова Инесса Геннадьевна – доктор филологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Русский язык и методика преподавания русского языка»
440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40
Список литературы
1. Герасименко Н. А. Бисубстантивные предложения в русском языке: структура, семантика, функционирование. М.: Московский государственный областной университет, 2012. 292 с.
2. Канакина Г. И. Формирование духовно-нравственной личности будущего учителя-словесника // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25–27 марта 2021 г. / под ред. Г. И. Канакиной, И. Г. Родионовой. Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. С. 10–12.
3. Кормилицына М. А. Целесообразность использования выразительных средств как один из показателей коммуникативной компетентности журналиста // Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 11 / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: Саратовский университет, 2011. С. 12–19.
4. Кормилицына М. А. Тенденции изменений в стилистическом облике традиционных журналистских жанров в современной прессе // Жанры речи. 2018. № 1 (17). С. 67–72.
5. Лескова Е. В. Фразеология в научном тексте и особенности её изучения на занятиях по РКИ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2022. № 2. С. 30–38.
6. Норман Б. Ю. Прагматический потенциал русской лексики и грамматики. Екатеринбург; М.: Кабинетный учёный, 2017. 464 с.
7. Откидыч Е. В. Прагматический потенциал текстовой скрепы кстати // Сибирский филологический журнал. 2020. № 1. С. 255–266.
8. Полтавец Т. А. О некоторых функционально-стилистических особенностях научно-популярных текстов в масс-медийном дискурсе (на примере материалов газеты «Троицкий вариант») // Филология и человек. 2015. № 1. С. 111–117.
9. Прохватилова О. А. Современный научно-популярный текст в аспекте диалогичности // Филология в ХХI веке. 2021. № 1 (7). С. 40–47.
10. Служебные слова в лексикографическом аспекте [Электронный ресурс] / Е. А. Стародумова, В. Н. Завьялов, Е. С. Шереметьева, И. Н. Токарчук, Г. М. Крылова, Г. Н. Сергеева, Е. А. Шнырик, А. Ф. Прияткина, Н. Т. Окатова, Г. Д. Зайцева, П. М. Тюрин, Е. В. Откидыч, Т. В. Конченко, В. В. Гавриленко; отв. ред. Е. С. Шереметьева, Е. А. Стародумова, П. М. Тюрин. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. 1 эл. оптич. диск (CD-ROM).
11. Соболева О. В. Обучающий потенциал научно-популярного текста: к вопросу об экспрессивности научной речи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 84–87.
12. Солганик Г. Я. Современная русская стилистика: проблемы, задачи, перспективы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2008. № 4. С. 8–13.
13. Стексова Т. И. Изъяснительные конструкции в научном дискурсе: жанровые предпочтения // Жанры речи. 2020. № 4 (28). С. 278–286.