Ремарка в драматургии И.С. Тургенева.Особенности характеросложения и прозаизации
Аннотация
ность значительной части ремарок в пьесах
Тургенева соотносима с тонким психологиз-
мом его прозы. Контаминация зафиксирован-
ных ремаркой разных форм авторского по-
вествования в тургеневских художественных
текстах рождает равноправие разных пози-
ций и точек зрения - автора, героев, повест-
вователя. Афишные ремарки, с одной сторо-
ны, отображают уникальную жанровую уста-
новку тургеневских драм, с другой, отражают
безусловный процесс взаимовлияния ремар-
ки в пьесах и прозаических текстах. Так, в
«Записках охотника» использование формы
драматургической ремарки приводит к урав-
ниванию репрезентационных позиций повес-
твователя и героев, а также к актуализации
культуры восприятия театрального монолога
и диалога в прозаическом контексте.
Список литературы
1. Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 12 т. - М., 1978- 1986.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.
3. Вишневская И.Л. Театр Тургенева. - М., 1989.
4. Зорин А.Н. «Сюжеты в форме диалога»: Жанровая ремарка пьес Тургенева. Интерпретационный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Политология. - 2009. - Т. 9. - Вып. 2.
5. Колесников А.Г. Соединение природы и искусства: Театральная эстетика И.С. Турегенва. - М., 2003.
6. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. - Л., 1995.
7. Мелешкова О.А. Театральность в русской прозе второй половины XIX в. (Тургенев, Салтыков- Щедрин, Боборыкин): Дис. канд. филол. наук. - Коломна, 2005.
8. Кржижановский С. Театральная ремарка // Кржижановский С. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 2006. Т. 4. Статьи. Заметки. Размышления о литературе и театре.