Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

РАМОЧНЫЙ КОМПЛЕКС КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ КНИГИ СТИХОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА «СОКРАЩАЯ РАССТАВАНИЕ» В. БОРИСОВА)

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2020-3-119-124

Аннотация

Цель исследования заключается в подробном анализе рамочных элементов, что позволяет говорить не о сборнике стихотворений, а исключительно об эстетическом явлении (книга стихов), потому что у автора появляется возможность напрямую говорить с читателем. Процедура и методы исследования. В статье рассмотрена книга стихов «Сокращая расставание» Вениамина Борисова как единое целое, подробному анализу подвергаются рамочные элементы. При проведении исследования применены текстологический и герменевтический методы, что позволяет подчеркнуть единство книги стихов на архитектоническом уровне. Результаты. Проведённый анализ показал, что рамочные элементы, обратный - нехронологический - принцип расположения стихотворений, включение цветных иллюстраций служат главной задаче - показать определённый временной отрезок жизненного пути лирического героя, который жил «сокращая расставание». Название поэтического сборника становится не только соединяющим элементом всех стихотворений, входящих в его состав, но и ключом к сюжетам маленьких новелл и рамочным элементам. Теоретическая и / или практическая значимость. Практическая значимость статьи обусловлена возможностью её использования как иллюстрации одного из новых подходов к анализу художественного текста.

Об авторе

С. А. Хомяков
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Россия


Список литературы

1. Кормилов С. И. Роль подписи автора при публикации литературного произведения // «Склонила муза лик печальный…»: памяти Николая Николаевича Пайкова: сборник научных статей: в 2 т. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. Т. 1.

2. Орлицкий Ю. Б. Минимальный текст (удертон) в составе заголовочно-финального комплекса стихотворного текста // Поэтика заглавия: сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Твер. гос. ун-т. Москва; Тверь: Лилия Принт, 2005.

3. Соколова Е. В. Паратекст // Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия. М., 2004.

4. Хомяков С. А. Архитектоника рамочного текста (на примере «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой) // Litera. 2018. №3. С. 57-68.

5. Хомяков С. А. Петербург - Петроград - Ленинград (Заметки о художественном городе А. Блока, В. Брюсова, А. Белого, А. Ахматовой) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. №6. С. 127-130.

6. Хомяков С. А. Пространство и время в художественном произведении (заметки о хронотопе «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. №3. С. 208-212.

7. Чернец Л. В. Рамочный текст // А. П. Чехов. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. В. Б. Катаев. М.: Просвещение, 2011.

8. Щербаков А. Б. Проблема рамочного текста «Мертвых душ» // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №11-2. С. 84-86.

9. Segiryan I. G. Author’s digression in the aspect of theory of metatext. In: Advanced Studies in Science: Theory and Practice: A Collection of Scientific Papers. London, 2015, pp. 138-142.


Рецензия

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)