СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ВНУТРИ ИСКУССТВЕННОГО МИРА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СИМУЛЯЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА)
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-2-22-29
Аннотация
Цель. Выявить особенности функционирования синтаксических единиц, представить их добавочные значения, влияющие на общую семантику конструкции.
Процедура и методы. На основе компонентного анализа фрагмента текста романа «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина было определено влияние синтаксических категорий модальности, времени и персональности на восприятие читателем событий и целого мира литературного произведения, понимаемого как симуляция действительности.
Результаты. Было установлено, что синтаксические категории являются конструктами искусственного мира литературного произведения, в который автор помещает своих персонажей. Временная ось, заложенная в синтаксической структуре, создаёт условия для функционирования персонажей, а модальные компоненты отражают позицию автора.
Теоретическая и/или практическая значимость. Алгоритм анализа, представленный в работе, может быть использован для дальнейшего изучения образов персонажей в разных литературных произведениях.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. КулаковаРоссия
Кулакова Вероника Александровна – аспирант кафедры современного русского языка имени профессора П. А. Леканта
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: логико-семантические проблемы. М.: ЛКИ, 2007. 384 с.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Рудомино, 1999. 226 с.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалова. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с.
4. Бушмин Е. С. Эволюция сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1984. 344 с.
5. Ефимов А. И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М.: Изд-во Московского университета, 1953. 506 с.
6. Кулакова В. А. Роль темпоральности в создании образа персонажа (на примере Иудушки Головлёва) [Электронный ресурс] // Лексикология и грамматика русского языка и стилистика художественного текста: материалы Всероссийской конференции студентов, посвящённой 140-летию со дня рождения Л. В. Щербы, Москва, 18 декабря 2020 г. М., 2020. С. 98–104.
7. Лекант П. А. Модальность и вводность // Лекант П. А. Очерки по грамматике русского языка. М.: Изд-во МГОУ, 2002. С. 124–126.
8. Мичио К. Параллельные миры: об условиях мироздания, высшем измерении и обустройстве космоса / пер. с англ. М. Кузнецовой. М.: София, 2008. 416 с.
9. Шаповалова Т. Е. Номинативные предложения с детерминирующими словоформами в поэтических текстах И. А. Бунина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 4. С. 60–67.
10. Шаповалова Т. Е. К проблеме осложнения простого предложения // Семантическая структура слова и высказывания: межвузовский сборник научных трудов. М.: Московский педагогический университет, 1993. С. 115–120.
11. Шаповалова Т. Е. Предложно-падежные формы с временным значением как фрагмент темпоральной системы русского языка // Лексическая, словообразовательная и синтаксическая семантика: межвузовский сборник научных трудов. М.: МОПИ имени Крупской, 1990. С. 159–165.
12. Яу Ш., Надис С. Теория струн и скрытые измерения Вселенной / пер. А. Мороз, И. Рузмайкиной, В. Семинько. СПб.: Питер, 2013. 400 с.