Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКИ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Л.Н. ТОЛСТОГО

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2016-4-42-49

Аннотация

В статье анализируется феномен «Музыка», вербализованный в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», рассматривается специфика феномена «Музыка» как субъекта в языковой картине мира Л.Н. Толстого. Определяется когнитивно-семантическое содержание данного феномена, анализируются особенности его архитектоники, выявляются концептуальные признаки на основе изучения его составляющих. Установлено, что структура феномена «Музыка» характеризуется дискретной архитектоникой, включающей 14 предикатов, обладающих спецификой структурной периферии и отличительным набором когнитивно-эпистемологических составляющих. Когнитивным базисом музыки как агентивной сущности являются дискретность эмоциональных состояний, духовность, интеллектуальная и морально-этическая значимость, коммуникация, физиологическая составляющая.

Об авторе

Людмила Владимировна Коробко
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»; ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Россия


Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Субъект // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 497-498.

2. Бондарко А.В. Категориальные ситуации в функционально-грамматическом описа нии // 40 лет Санкт-Петербургской типологической школе: Сборник статей. Litres, 2014. С. 36-53.

3. Колесов В.В. Причина и цель // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского, 2013. № 6 (2). С. 98-103.

4. Матаева Ю.А. Субъектно-объектные отношения в деловом языке второй половины XVIII века (по архивным материалам): автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01; Челябинск, 2005. 22 с. ISSN 2072-8522 I Вестник МГОУ. Серия: Русская филология f 2016 / № 4

5. Меняйло В.В. Динамичность авторской картины мира // STUDIA LINGUISTICA XVIII Актуальные проблемы современного языкознания: Сборник. СПб.: Политехника-сервиз, 2009. C. 110-118.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразео логических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. 736 с.

7. Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Повести. М.: «Искатель пресс», 2013. С. 3-86.

8. Фомина З.Е. Релевантные признаки эмоционально-оценочной лексики как самостоятельного класса слов в лексической системе языка // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 1996. № 2. С. 18-29.

9. Фомина З.Е. Эмоциональные концепты и их вербальная репрезентация в художественной картине мира (на примере русских, немецких, австрийских и швейцарских литературных произведений) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2004. № 1. С. 46-65.

10. Фомина З.Е., Коробко Л.В. Особенности вербальной репрезентации феномена «Музыка» в художественном дискурсе Л.Н. Толстого (на материале произведения «Крейцерова соната») // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2015. № 1 (25). С. 74-91.


Рецензия

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)