Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

ПОЭТИКА НАРОДНОГО ТЕАТРА В ПЬЕСЕ Д. ХАРМСА «ЦИРК ШАРДАМ»

Аннотация

В статье впервые рассматривается влияние поэтики народного театра в пьесе Д. Хармса «Цирк Шардам» на уровне системы персонажей, художественного приёма (подчёркивается условность театральной игры, активный контакт со зрителем; карнавальное начало); речевых особенностей (игра слов, близких по звучанию, «заумная» речь, использование раёшного стиха, балаганные споры и перебранка). Разрозненные элементы балагана, народных зрелищ не создают целостного карнавального мироощущения в «Цирке Шардам», но используются как отдельные фрагменты, смонтированные случайным образом. Игра с элементами народного театра лишена смысла и происходит только ради самой игры форм, что предвосхищает драматургию абсурда и поэтику постмодернизма.

Об авторе

Юлия Викторовна Линде
Псковский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья. - М.: Худож. лит., 1990. - 541 с

2. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., Искусство, 1971. - 543 с.

3. Голдовский Б. История драматургии театра кукол. - М.: Дизайн Хаус, 2007. - 328 с.

4. Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. -М.: «Искусство», 1977. - 415 с.

5. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. - СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект», 1995. - 470 с.

6. Кобринский А.А. Поэтика “ОБЭРИУ” в контексте русского литературного авангарда. В 2 ч. - M.: Изд-во Моск. культурол. лицея Nr. 1310, 2000. -188 с.

7. Красильникова Е.Г. Драматургия обэриутов. -Пенза: ПГПУ, 1998. - 28 с.

8. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.

9. Минц К. ОБЭРИУты. // Вопросы литературы. 2001. - № 1.

10. Народный театр. Сост. Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. - М.: Сов. Россия, 1991. - 541 с.

11. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII -начало XX века. - СПб., Азбука-классика, 2004. -254 с.

12. Нефагина Г.Л. Балаган в драматургии русского авангарда // Драма и театр: Сб. научн. трудов. Вып. III. - Тверь, Тверской гос. ун-тет, 2002. -219 с.

13. Нефагина Г.Л. Поэтика драматургии футуристов и обэриутов (к вопросу о преемственности) // Научные труды кафедры русской литературы БГУ - Минск: РИВШ, 2008. - 151 с.

14. Савушкина Н.И. Русская народная драма: художественное своеобразие. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 232 с.

15. Сарафанова Н.В. Традиции русского народного театра в литературе авангарда 1910-х - 1930х годов: кубофутуризм, имажинизм, обэриу: дисс.. филол. наук. - М., 2008. - 243 с.

16. Хармс Д. Собрание сочинений: в 3 тт. Сост. Сажин В.Н. Т. 3: Тигр на улице. - СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.

17. Хармс Д. Цирк Шардам: собрание художественных произведений. Сост.: Сажин В.Н. - СПб: Кристалл, 2001. - 118 с.

18. Daniil Kharms and the Poetics of the Absurd: Essays and Materials. Basingstoke and London: Macmillian, 1991. - 282 с.

19. Graham Roberts. The last Soviet avant-garde. Oberiu - fact, fiction, metafiction. Cambridge University press, 1997. - 274 с.


Рецензия

Просмотров: 339


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)