Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Семантические роли денег как агентов и пациентов в русском медиадискурсе

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-5-26-37

Аннотация

Цель. Изучение модификаций семантических ролей единиц лексико-семантической группы «деньги» как агентов и пациентов в русском медиадискурсе, а также выявление их влияния на формирование общественного мнения, культурных установок и моральных ценностей.

Процедура и методы. Для достижения поставленных целей использовалась база данных Национального корпуса русского языка, а именно раздел «Социальные сети». Исследование охватывало по большей части примеры из Telegram, где наблюдалось, как с помощью различных лексических и синтаксических конструкций подчёркиваются агентные или пациентные качества денег.

Результаты. Анализ показал, что деньги в медиадискурсе могут как «активно влиять» на поведение индивидов, так и выступать в роли объектов, ожидающих действий. Установлено, что использование диминутивных форм и разговорной лексики придаёт обсуждениям эмоциональный характер, подчёркивая различия в восприятии денег среди тех или иных социальных групп.

Теоретическая и/ или практическая значимость. Данное исследование вносит вклад в понимание взаимосвязи языка и экономической реальности, подчёркивая, как медиадискурс формирует восприятие денег в обществе. Выводы исследования могут быть полезны как для дальнейшего анализа медиадискурса, так и для практического применения в области экономической журналистики и социологии.

Об авторе

И. В. Канель
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Канель Ирина Валерьевна (г. Одинцово) – аспирант кафедры лингводидактики и межкультурной
коммуникации

г. Москва



Список литературы

1. Томашевская К. В. Лексическая составляющая экономического дискурса современника. СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2000. 153 с.

2. Канель И. В. Эволюция медиаобраза денег от советской эпохи до наших дней: лингвоаксиологический ракурс // Политическая лингвистика. 2024. № 4 (106). С. 268–273.

3. Ольшевский В. Г. Трансформация денежной культуры в модернизации постсоветских обществ // Проблемы модернизации современного российского государства: сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 21–22 июня 2021 г. Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2021. С. 52–66.

4. Аверюшкин А. Н., Канель И. В. Триада «философия культуры –психология –лингвистика»: концепция Бронислава Малиновского в аспекте интердисциплинаризма // Язык и текст. 2023. Т. 10. № 2. С. 57–64. DOI: 10.17759/langt.2023100205.

5. Найденова Н. С. Лексико-семантические параметры экономического дискурса: новостные сообщения на русском, английском и французском языках // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 1. С. 182–187. DOI: 10.22363/2313-2299-2017-8-1-182-187.

6. Мурадян А. А. Сравнительный анализ лексических доминант англо- и русскоязычного экономического дискурса // Многомерные миры молодой науки: сборник статей международной научной конференции, Москва, 28 октября 2015 г. Москва: Российский университет дружбы народов, 2015. С. 61–67.

7. Webster F. Theories of the Information Society. 2nd edition. London: Routledge, 2002. 312 p.

8. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Академический проект, 2011. 396 с.

9. Арутюнян Л. А. Функциональные особенности экономического медиатекста // Филология и культура. 2017. № 2 (48). С. 6–10.

10. Проблемы российской экономической журналистики / А. Д. Казун, С. И. Байтимерова, Л. В. Богомазова, Е. А. Григорьева // МедиаАльманах. 2018. № 5 (88). С. 82–91. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2018.8291.

11. Демина И. Н. Массовая экономическая коммуникация в условиях модернизации общества // Медиаскоп: электронный научный журнал. 2012. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/976 (дата обращения: 09.12.2024).

12. Ширяева О. В. Репрезентация концепта «деньги» в русском деловом информационно-аналитическом медиадискурсе (2010 гг.) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 2 (63). С. 76–80.

13. Сайфуллина А. Д. Фреймирование общественных проблем в медиадискурсе // Язык и коммуникация в контексте культуры: материалы международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 12 апреля 2023 г. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 2023. С. 513–518.

14. Кушнерук С. Л. Телеграм-дискурс как формат цифровой коммуникации // Медиалингвистика. 2024. Т. 11. № 3. С. 300–324. DOI: 10.21638/spbu22.2024.302.

15. Киселева Е. Н. Семантика и способы выражения подлежащего-экспериенцера в языковом сознании англичан и русских // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 3 (15). С. 37–45.

16. Обрусник Л. Г. Концептуальный анализ символа MONEY в контексте языковой картины мира // Наука и образование: материалы XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, 21–25 апреля 2014 г.: в 5 т. Т. II: Филология. Ч. 2: Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2014. С. 77–81.

17. Кушнерук С. Л. Tелеграм-дискурс как порождение цифровой экосистемы: визуализация формата // Terra Linguistica. 2024. Т. 15. № 2. С. 85–91. DOI: 10.18721/JHSS.15208.

18. Чернявская В. Е. Диминутивы как социальный индекс: «наденьте масочку» и «машинка подана» // Terra Linguistica. 2022. Т. 13. № 3. С. 55–63. DOI: 10.18721/JHSS.13306.


Рецензия

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)