Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Представление о патриотизме в языковом сознании молодёжи (на примере вузов Сибири и Донецка)

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-4-91-97

Аннотация

Цель. Определить особенности представлений о патриотизме, отражённые в языковом сознании студенческой молодёжи (технических вузов Омска, Новосибирска и Донецка).

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал метод свободного ассоциативного эксперимента, проведённый среди студентов технических вузов Омска (295 чел.) и Донецка (55 чел.).

Результаты. В ядре представлений – Родина, любовь, Россия, защита / защищать, гордость. У дончан глагольная форма «защищать» преобладает над именной формой «защита». На периферии обнаружено 234 ассоциата, которые можно разделить на смысловые группы: 1) передают эмоциональное восприятие патриотизма; 2) называют людей; 3) служат для наименования символов страны и культурной идентичности; 4) называют образы природы и 5) географические объекты. В концепте большое количество глаголов, что включает в него деятельностную составляющую (любить, беречь, уважать и т. д.).

Теоретическая и/или практическая значимость. Описанная структура концепта расширяет представление о концептуальной картине мира и уточняет её.

Об авторе

О. П. Фесенко
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Фесенко Ольга Петровна – доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных языков.

Омск



Список литературы

1. Оценка уровня прагматичного патриотизма молодёжи Кировской области / В. А. Комлев, Ю. А. Балыбердин, М. А. Смирнов, А. П. Морзунов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 1 (69). С. 155–164. DOI: 10.52452/18115942_2023_1_155.

2. Гончаренко О. Н. Уровень патриотизма студентов аграрного вуза // Агропродовольственная политика России. 2014. № 3 (27). С. 74–77.

3. Салпыкова И. М. Диагностика уровня сформированности патриотизма будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства // Образование и саморазвитие. 2012. № 4 (32). С. 107–112.

4. Кузьмина И. Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). С. 153–174.

5. Результаты социологического опроса мнения курян об уровне патриотизма в Курской области / А. А. Денисов, В. А. Липатов, М. Д. З. Наимзада, А. Г. Терехов // Патриотизм – основа стабильного развития: материалы Регионального форума «Молодёжь. Наука. Инновации», Курск, 21–24 ноября 2017 г. Курск: Российский союз молодых учёных, 2017. С. 7–15.

6. Здоровцева Е. В., Шварчевская С. В. К вопросу об исследовании уровня сформированности гражданственности и патриотизма у детей младшего школьного возраста // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 мая 2019 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2019.С. 63–65.

7. Наговицына Н. В. Языковое воплощение концепта ПАТРИОТИЗМ в современном русском языковом сознании (по данным цепочечного ассоциативного эксперимента) // Научный диалог. 2017. № 11. С. 120–131. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-120-131.

8. Коломейцев Ю. А., Терехов А. А. Индивидуально-психологические особенности и представления о патриотизме курсантов и студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей. № 19–3. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2019. С. 172–179.

9. Михайлова А. И. Влияние социально-политического контекста на языковую картину мира рок- и поп-музыкантов // Филология и человек. 2017. № 4. С. 148–155.

10. Шушарина Г. А. Концепт «патриотизм» в концептосфере региональной идентичности жителя Комсомольска-на-Амуре // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2013. Т. 2. № 4 (16). С. 49–51.

11. Васьбиева Д. Г. Ассоциативно-семантические компоненты концепта «патриотизм» в мировосприятии российской молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 323–326. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-323-326.

12. Цю Ш., Лю Б. Концепт «патриотизм» в женском политическом дискурсе русского языка (на тексте в Facebook Захаровой М. В.) // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Т. 1. № 9 (13). С. 74–78.

13. Гранева И. Ю., Радбиль Н. В. Концепт «патриотизм» в формировании страноведческой и лингвокультурной компетенции в вузовском преподавании РКИ: дистанционный формат // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей VI Международного симпозиума, Ялта, 08–12 июня 2022 г.: в 2 т. Т. 2. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2022. С. 18–23.

14. Иванова М. Р. Языковое воплощение концепта «патриотизм» в сознании белорусов (по данным цепочечного ассоциативного эксперимента) // Межкультурная коммуникация в едином образовательном пространстве: проблемы и перспективы: материалы V Международной научно-теоретической конференции студентов и молодых учёных, посвящённой 80-летию РязГМУ им. акад. И. П. Павлова, Рязань, 17 марта 2023 г. Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2023. С. 12–15. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-120-131.

15. Лаухина С. С. К вопросу о формах и методах воспитания гражданственности и патриотизма // Наука и военная безопасность. 2023. № 4 (35). С. 75–79.


Рецензия

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)