Ассоциативное моделирование в интерпретации фрагмента русского поэтического дискурса
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-4-26-38
Аннотация
Цель. Оценить интерпретационные способности современной языковой личности на основе ассоциативного моделирования в ходе изучения русского поэтического дискурса.
Процедура и методы. В основе методологии настоящего исследования лежит лингвокультурологический эксперимент, направленный на изучение языковых способностей молодого поколения. Кроме того, важнейшими методами стали дискурсивное моделирование, позволившее структурировать ассоциативные реакции респондентов на поэтический стимул – стихотворение А. С. Пушкина “К *** (Я помню чудное мгновенье…)”, а также текстуальная интерпретация как способ изучения и описания русского лирического дискурса.
Результаты. Изучено ассоциативное пространство, сформированное восприятием фрагмента русского поэтического дискурса. Посредством анализа ответов на задание вербализировать ассоциации, вызываемые эталонным поэтическим произведением о любви выдающегося классика Золотого века русской литературы А. С. Пушкина, были описаны основные структурно-семантические модели, которые отражают языковые возможности современной молодёжи в области интерпретации текста на синтаксическом и лексико-семантическом уровне, включая стилистическую прагматику. Формально ассоциативные модели представляли собой слова, словосочетания, ряды однородных членов, предложения и мини-тексты, а содержательно были связаны преимущественно с любовной или школьной темой.
Теоретическая и/или практическая значимость состоит в разностороннем описании русского поэтического дискурса с позиции языкового развития молодого поколения, а также в дополнении лингвокультурологического учения эмпирическими сведениями в области ассоциативной интерпретации и моделирования.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Н. АнтоноваРоссия
Антонова Елена Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры языковой подготовки.
Москва
Е. А. Зацепина
Россия
Зацепина Елена Александровна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языковой подготовки.
Москва
О. А. Бойченко
Россия
Бойченко Ольга Андреевна– старший преподаватель кафедры языковой подготовки.
Москва
Список литературы
1. Антонова Е. Н., Бойченко О. А., Зацепина Е. А. Поэтика современных афористических паттернов // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора А. Н. Тихонова, Елец, 2–4 ноября 2021 г. Часть 1. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2021. С. 201–203.
2. Антонова Е. Н., Зацепина Е. А. Языковой дискурс на занятиях русского языка как иностранного в неязыковом вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 3(103). С. 211–219. DOI: 10.26293/chgpu.2019.103.3.028
3. Соловей Т. Г. Душе настало пробужденье... // Литература в школе. 2007. № 7. С. 59–64.
4. Свердлов А. З. Изучение произведений А. С. Пушкина в историко-культурном контексте // Сурдопедагог: историко-дидактические аспекты и перспективы профессиональной подготовки: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18 марта 2020 г. / сост. Н. Е. Граш, Е. Ю. Мамедова. СПб.: Астерион, 2020. С. 215–219.
5. Калашников С. Б. Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»: опыт целостного анализа // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Международной научной конференции, Волгоград, 24–27 апреля 2005 г. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2005. С. 665–671.
6. Попова В. А. Эксперимент в изучении ассоциаций индивида // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 3–1. С. 161–163.
7. Pavlova A. V., Goloschapova M. V. Associations as reflections of an individual’s consciousness // Russian Linguistic Bulletin. 2022. No. 7(35). DOI: 10.18454/RULB.2022.35.4.
8. Василенко А. В. Моделирование как средство развития пространственного мышления // Преподаватель XXI век. 2012. № 3–1. С. 141–144.
9. Бирюкова Е. В., Воронина И. Е. Тематическое моделирование как метод моделирования нарратива // Информатика: проблемы, методы, технологии: материалы XXIV Международной научно-практической конференции им. Э. К. Алгазинова, Воронеж, 14–15 февраля 2024 г. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2024. С. 1172–1176.
10. Дорожкина Т. Н. К построению модели интерпретации поэтического текста // Язык – текст – дискурс: проблемы интерпретации высказывания в разных коммуникативных сферах: материалы международной научной конференции, Самара, 12–14 мая 2011 года / науч. ред. Н. А. Илюхина. Самара: Универс групп, 2011. С. 32–36.
11. Погосян Д. А. Интерпретация художественного текста в лингводидактике // Евразийский союз учёных. 2020. № 5–8 (74). С. 47–49.
12. Отин Е. С. Ономастические мелочи // Логос ономастики. 2013. № 5. С. 84–112.
13. Фролова О. Е. Антропоним как прецедентное имя: сочетаемость и семантика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский язык нефилологам, теория и практика. 2003. № 1. С. 99–105.
14. Попович О. А., Крылова Н. Ф. Ономастическое пространство поэтических текстов Булата Окуджавы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2021. № 4. С. 34–44. DOI: 10.18384/2310-7278-2021-4-34-44
15. Сулейбанова М. У. Языковая экономия как один из факторов развития языка // Знание. 2016. № 4–3 (33). С. 93–98.
16. Антонова Е. Н., Зацепина Е. А., Рудинова Ю. И. Коммуникативное событие в образе паремий русского медийного дискурса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2022. № 3. С. 6–19. DOI: 10.18384/2310-7278-2022-3-6-19
17. Барашева Д. Е., Петрова А. Н. Категория модальности в свете современного языкознания: объективная и субъективная модальность // Учёные записки Ульяновского государственного университета: актуальные проблемы теории языка и лингводидактики: сборник статей / под ред. А. И. Фефилова. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2018. С. 182–187.
18. Волкова Е. П. Лексические средства выражения модального значения необдуманности действия в произведениях И. С. Тургенева // Отечественная филология. 2023. № 5. С. 19–24. DOI: 10.18384/2949-5008-2023-5-19-24.
19. Нагорный И. А., Долженкова А. И. Модально-экспрессивный ресурс предложения: смысл «колебание» и языковые средства его актуализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2022. № 2. С. 39–47. DOI: 10.18384/2310-7278-2022-2-39-47.
20. Колесникова С. М. Градуальность: связи и отношения в системе русского языка. М.: ФЛИНТА, 2016. 231 с.
21. Кобозева И. М. Лексика в грамматике: функции, категоризация, ограничения // Русский язык за рубежом. 2016. № 3 (256). С. 51–55.
22. Меньшикова А. А. Когнитивные основания онтологии лексико-грамматических категорий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 2. С. 235–238. DOI: 10.30853/filnauki.2019.2.51.