ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РАССКАЗА И ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА ДРАГУНСКОГО
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-1-99-107
Аннотация
Цель. Выявить, проанализировать жанровые разновидности рассказа и составить типологию характеров в творчестве В.Ю. Драгунского.
Процедура и методы. При проведении исследования применены историко-литературный, дискурсивный, типологический, аналитический, сопоставительный и герменевтический методы.
Результаты. В работе представлена жанровая система рассказов В. Драгунского, на конкретных примерах показаны основные типы рассказов и их подтипы, отмечены типичные образы героев в каждом виде рассказа.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в определении жанровой специфики рассказов В.Ю. Драгунского. Результаты исследования могут быть использованы при изучении проблемы жанровой специфики рассказа и творческого наследия В.Ю. Драгунского. Практическая значимость связана с возможностью использования результатов для дальнейшего изучения творчества В.Ю. Драгунского, а также преподавания курсов по истории русской детской литературы и теории литературы в вузах. Материалы исследования могут быть использованы не только для разработки специальных курсов по творчеству В.Ю. Драгунского, но и для создания историко-литературоведческих и теоретических курсов, посвящённых проблемам детской литературы и жанровой специфики повествования в рассказе.
Об авторе
Ю. ШиКитай
Ши Юйцин – кандидат филологических наук, преподаватель Института иностранных языков.
210094, пров. Цзянсу, Нанкин, ул. Сяолинвэй, д. 200.
Список литературы
1. Долженко Л . В . Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50–80-х годов XX в . (H . H . Носов, В . Ю . Драгунский, А . Г . Алексин, В . П . Крапивин): дис . . . . д-ра филол . наук . Волгоград, 2001. 394 с.
2. Маслова Т . С ., Бенеш Н . И . Сравнительная характеристика сквозных образов-персонажей в рассказах В . Ю . Драгунского и Н . Н . Носова [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник . 2020 . № 1 . URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19895 (дата обращения: 20 .09 .2021) .
3. Михайлова О . О . По следам комментария к «Денискиным рассказам» В . Ю . Драгунского: истории для взрослого читателя // Детские чтения . 2018 . Т . 14 . № 2 . С . 94–108 .
4. Октябрьская О . С . Формирование и развитие жанровой системы в русской детской прозе 1920–50-х годов . М .: МАКС Пресс, 2016 . 248 с.
5. Плешкова О . И ., Селивёрстова М . П . Формирование представления о психологизме детской литературы у будущих учителей начальных классов (на материале творчества В . Ю . Драгунского) // Современные образовательные технологии в начальной школе: материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 20 апреля 2017 г . Барнаул: АлтГПУ, 2017 . С . 78–82 .
6. Сивоконь С . И . Весёлые ваши друзья: очерки о юморе в советской литературе для детей . М .: Детская литература, 1980 . 191 с .
7. Челюканова О . Н . Художественный и внутрилитературный синтез в развитии русской прозы для детей и юношества (50–80-х гг . ХХ века): дис . . . . д-ра филол . наук . М ., 2015 . 413 с .